Шперлинг, Иоганн Петер Габриель
1671 - 1720
Назад
Johann Peter Gabriel Sperling

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Петер Габриель Шперлинг был немецким музыкальным теоретиком и композитором. В 1705 году он был назначен капельмейстером при кафедральном соборе Святого Петра в Бауцзене, а в 1708 году стал также секретарём кафедрального собора. Кроме того, он исполнял обязанности секретаря местных магистратов.
Шперлинг посвятил значительную часть своей деятельности обучению музыкантов и певцов, создавая методические работы, в которых подробно объяснял принципы сольмизации, нотной записи и музыкального исполнения.
Основные теоретические работы Шперлинга — Principia musicae («Принципы музыки») и Porta musica («Врата музыки») — направлены на обучение певцов основам сольмизации и нотной записи. Principia musicae является одной из наиболее полных книг своего рода, включающей необычно большое количество музыкальных примеров, в которых тщательно объясняются сложные моменты. Материал представлен с ясностью, с использованием метода вопросов и ответов, продвигаясь по очень лёгким этапам. Частые проверки помогают ученику уверенно усвоить пройденный материал.
Шперлинг рассматривает не только сольмизацию (основанную на старом шести-линейном стане), но и современную нотацию, а также орнаменты. Он утверждал, что правильное использование орнаментов способно значительно улучшить мелодию, если применять их с знанием и вкусом. В своих трудах Шперлинг объясняет многие иностранные музыкальные термины и даёт певцам рекомендации по дыханию и правильной декламации слов. Среди цитируемых им композиторов — И.Й. Вальтер, И.Х. Шмельцер и И.К.Ф. Фишер.
Porta musica представляет тот же материал, что и Principia musicae, но в значительно сжатой форме.
Единственное сохранившееся музыкальное произведение Шперлинга — Concentus vespertinus seu psalmi minores per annum («Вечерний концерт или малые псалмы на весь год», Бауцзен, 1700), которое типично для небольшой церковной музыки, публикуемой в Южной Германии в первые два десятилетия XVIII века, особенно по составу: две скрипки и бас, а также три альта или тромбона, дублирующие три нижние партии.
Теоретические работы:
Музыкальные произведения: