Сперанца, Алессандро
1728 - 1797

Назад

Alessandro Speranza

  • Дата рождения: около 1728
  • Место рождения: Пальма Кампания, близ Нолы, Италия
  • Дата смерти: 17 ноября 1797
  • Место смерти: Неаполь, Италия

Биография

Алессандро Сперанца был итальянским композитором и священником. Согласно Вилларозе и Флоримо, он учился в консерватории Санта-Мария-ди-Лорето в Неаполе, а по сведениям Фетиса — в консерватории Сан Онофрио. Сперанца был любимым учеником Франческо Дуранте, который проверял и исправлял его Principi di contrappunto («Принципы контрапункта») и Studii («Учебные занятия»), написанные в этот период.

Сперанца стал священником и завоевал хорошую репутацию как учитель пения и контрапункта; среди его учеников были Сельваджи и Цингарелли. По словам Карпани, Сперанца требовал от учеников быстро составлять 30 вариантов одной арии, меняя тональность и темп каждого исполнения, но не нарушая характера текста. Такой способ обучения дал его ученикам, особенно Цингарелли, значительное мастерство.

Он также служил маэстро ди капелла в нескольких неаполитанских церквях, особенно у францисканцев церкви Сан Луиджи-ди-Паладзо. Сперанца оставил небольшое количество церковной музыки и несколько клавирных произведений, среди которых Даньино выделял токкату и фугу как «произведения большей, чем обычно, ценности, изящные в замысле, стройные по форме, полные оригинальности».


Творчество

Музыкальное творчество Сперанцы охватывает как духовные, так и светские жанры, а также клавирные работы. Он известен своей мастерской техникой контрапункта и способностью создавать выразительную мелодику для сольного и хорового исполнения. Среди церковной музыки: мессы, Lamentations («Плач Иеремии») для различных богослужений, St Matthew Passion («Страсти по Матфею»), Miserere («Помилуй») и мотеты, включающие хоралы и органное сопровождение. В светской музыке — арии и дуэты, сольфеджи для голоса с басовым сопровождением, а также оперы, например, фрагменты из I due Figaro.

Клавирные работы включают шесть дивертисментов для клавесина, Sonata con pastorale («Соната с пасторалью») и Toccata e fuga («Токката и фуга») для органа.


Произведения

Духовая музыка:

  • 4 мессы, 2–3 голоса (одна с инструментами)
  • Credo, 2 голоса
  • Benedictus, Nc, Nf (2 версии)
  • Christe eleison, Recordare, 4 голоса, с инструментами
  • Litany, 3 голоса, с инструментами
  • Lamentations («Плач») для Страстной четверги и Великой субботы, сольный голос, орган
  • Oratio Jeremiae prophetae («Молитва пророка Иеремии»), сольный голос, орган
  • Турбы для Вербного воскресенья и Страстной пятницы, 3 голоса, орган
  • St Matthew Passion («Страсти по Матфею»)
  • 3 Christus–Miserere, хоры
  • Miserere, два хора, орган, виолончель
  • Christus, сольный голос, хор, струнные
  • Regina caeli, 3 голоса
  • Salve regina, органная версия
  • Tenebrae antiphons, 2 голоса

Светская музыка:

  • Care puer, ария, сольный голос, орган
  • In quegli occhi o bricconcella, дуэт из I due Figaro
  • S’adori il sol nascente, дуэт
  • Solfeggi, сольный голос, басовое сопровождение

Клавирные произведения:

  • 6 дивертисментов для клавесина
  • Sonata con pastorale («Соната с пасторалью»)
  • Toccata e fuga («Токката и фуга») для органа

Теоретические труды:

  • Principi di contrappunto … emendati dal Sig. Durante («Принципы контрапункта … исправленные господином Дуранте»)
  • Studii … sotto la correzione di D. Franco Durante («Учебные занятия … под руководством Д. Франко Дуранте»)


Ноты сочинений Алессандро Сперанцы на сайте библиотеки IMSLP