Шпеер, Даниэль
1636 - 1707
Назад
Daniel Speer

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Даниэль Шпеер был немецким композитором и музыкальным теоретиком. В 1644 году он поступил в гимназию Марии-Магдалины в Бреслау, за несколько месяцев до смерти своих родителей. Официальных сведений о нём до 1664 года не сохранилось, однако его три автобиографических романа, опубликованных анонимно, подробно описывают его странствия по юго-восточной Европе, в ходе которых он приобрёл значительный практический музыкальный опыт.
Собственные записи Шпеера и городские архивы Штутгарта подтверждают, что в 1664–1666 годах он работал городским и церковным музыкантом. Затем он переехал на год в Тюбинген, а затем получил назначение в Гёппинген. Совпадение этой хронологии с данными о другом штутгартском городском музыканте, Даниэле Рутге, привело исследователей к предположению, что Рутге был псевдонимом Шпеера в тот период.
В конце ноября 1667 года Шпеер был назначен школьным учителем и церковным музыкантом в Гёппингене. Если он и занимал эти должности, то недолго: в августе 1668 года герцог Эбергард III отказался утвердить его назначение, и Шпеер переехал в Гросс-Боттвар, где в 1669 году женился, а затем в Леонберг, близ Штутгарта. В Леонберге он подготовил свои первые музыкальные произведения к публикации: Musicalisches ABC было издано в Швебиш-Халле в 1671 году.
В 1673 году Шпеер вернулся в Гёппинген на должность, которую потерял в 1668 году, — учителя Латинской школы. В 1680-х годах он переживал период интенсивной музыкальной и литературной деятельности: между 1681 и 1689 годами он опубликовал 14 произведений — церковную музыку, коллекции кодлибет, романы, политические комментарии и первую версию учебника Grund-richtiger … Unterricht der musicalischen Kunst.
Шпеер интересовался местной политикой, и в 1689 году его арестовали и заключили в крепость Хоэннойффен после публикации памфлета, критикующего бездействие власти Вюртемберга во время французского вторжения 1688 года. Свидетельство совета и жителей Гёппингена обеспечило его освобождение, после чего он был отправлен в Вайблинген, недалеко от Штутгарта. В 1694 году Шпеер вернулся в Гёппинген на должность коллаборатора, а затем кантатора Латинской школы. В начале 1700-х у него начали ухудшаться слух и зрение; в начале 1707 года инсульт сделал его недееспособным, и он скончался позже в том же году.
Наиболее значительным трудом Шпеера является его учебник по практической музыке Grund-richtiger … Unterricht der musicalischen Kunst. Помимо текста, он содержит значительное количество инструментальной музыки в качестве упражнений и примеров для клавишных, духовых и струнных инструментов. Согласно исследователям, два каприччио для трёх скрипок являются самыми ранними известными произведениями такого типа.
Учебник основывается на широком практическом опыте Шпеера и является ценным источником информации о музыкальной практике XVII века. В нём содержится интересное предложение о субсидировании обучения талантливых детей игре на инструментах. Теоретическая часть учебника не отличается глубиной, так как многие положения заимствованы из трудов других авторов. Учебник разделён на четыре части: рекомендации кантаторам по ведению церковной музыки (включая упоминание роли дирижёра и изменения темпа в зависимости от выражаемой эмоции), учебник игры на клавишных, раздел об остальных инструментах и учебник по композиции вокальной и инструментальной музыки. Последний основан на работах И.А. Гербста, с обновлённой теорией мажорно-минорной тональности.
Наиболее объёмной является часть о клавишных, расширенная с 10 страниц первого издания до более 150 страниц. Она содержит упражнения — танцы, прелюдии, токкаты и фуги в последовательности из 13 мажорных и минорных тональностей. В приложении первой версии — Leichte Information des Claviers vor das Frauen-Zimmer — изложена одна из первых систематических программ обучения любителей. Раздел о струнных инструментах краткий, а большая часть третьей главы посвящена духовым инструментам, что отражает опыт Шпеера как городского музыканта. В издании 1697 года описания заменены схемами, количество музыкальных примеров увеличено.
В духовной музыке Шпеер стремился к упрощению и практичности произведений, особенно в книге хоралов для двух голосов и баса, первой в своём роде. Его коллекции кодлибет важны для изучения инструментальной практики конца XVII века и развития жанра.
Духовая музыка:
Кодлибеты:
Теоретические труды:
Ноты сочинений Даниэля Шпеера на сайте библиотеки IMSLP