Спарри, Франц
1715 - 1767

Назад

Franz Sparry

  • Дата рождения: 28 апреля 1715
  • Место рождения: Грац, Австрия
  • Дата смерти: 7 апреля 1767
  • Место смерти: Кремсмюнстер, Австрия

Биография

Франц Спарри был австрийским композитором. С раннего возраста он обучался музыке как хорист в монастыре Адмонт, после чего изучал философию в Зальцбургском университете. В 1735 году он вступил в бенедиктинский монастырь Кремсмюнстер, однако позже вернулся в Зальцбург для изучения теологии. В этот период он познакомился с Иоганном Эрнстом Эберлином, придворным органистом, и, возможно, учился у него. Первые его музыкальные сочинения датируются 1736 годом.

В 1739 году Спарри окончательно покинул Зальцбург и вернулся в монастырь, а в 1740 году аббат, желавший развить его музыкальный талант, разрешил ему отправиться в Италию для обучения. Сначала он учился в Неаполе у Лео, изучал музыку ведущих неаполитанских композиторов, таких как Джоммелли и Алессандро Скарлатти, копируя их произведения. В 1741 году он отправился в Рим для изучения стиля a cappella у Китти.

В 1742 году он вернулся в Кремсмюнстер после неудачного путешествия, осложнённого войной за австрийское наследство: северная Италия была оккупирована испанскими войсками, и во время сильного шторма в Адриатике он потерял большинство своих нотных транскрипций итальянской музыки. Остаток жизни Спарри провёл в монастыре, с 1747 года занимая должность директора музыки до своей смерти.


Творчество

Большая часть музыкального наследия Спарри состоит из латинских ораторий и театральной музыки для ежегодных школьных постановок в Кремсмюнстере и Ламбахе. Кроме того, он писал многочисленные немецкие духовные арии и литургическую музыку. Его попытки имитировать итальянский стиль в латинских ораториях зачастую кажутся недостаточно выразительными из-за отсутствия мелодического дара, однако итальянское обучение значительно обогатило его немецкие арии. Всего он написал около 50 немецких арий, отличающихся лиричностью, ритмической гибкостью и гармоническим разнообразием, которые не встречаются у его более типично немецких современников.


Произведения

  • Латинские оратории
  • Сценическая музыка для школьных спектаклей в Кремсмюнстере и Ламбахе
  • Немецкие духовные арии (около 50 произведений)
  • Литургическая музыка