Сориано, Франческо
1548 - 1621
Назад
Francesco Soriano

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Биография
Франческо Сориано был итальянским композитором и священником, заметной фигурой римской музыкальной жизни эпохи конца XVI — начала XVII века. В детстве он был хористом при базилике Сан-Джованни ин Латерано в Риме в классе Джованни Баттисты Палестрины. Около 1574 года он принял священный сан. С мая 1570 по январь 1581 года он занимал должность капельмейстера (maestro di cappella) в церкви Сан-Луиджи-дей-Франчези в Риме; оттуда его уволили за частые отлучки.
После увольнения он поступил на службу ко двору в Мантуе и был капельмейстером при мантуанском дворе с 1581 по 1586 год. По-видимому, и там он не всегда отвечал ожиданиям: уже в 1583 году герцог пытался заменить его, советуясь по этому поводу с Палестриной. Палестрина поддержал Сориано, заявив, что по дарованию в композиции и умении организовать хор он не уступает Маренцио, которого герцог рассматривал в качестве кандидата. Музыкант Томас Луис де Виктория также ценил Сориано: в своём сборнике 1585 года он поместил раннее духовное произведение Сориано для двух хоров In illo tempore: assumpsit Jesus, которое сам Сориано переработал и опубликовал значительно переработанным в 1597 году.
В 1586 году Сориано вернулся в Рим. Он был капельмейстером в Санта-Мария-Маджоре с октября 1586 по май 1589 года, затем частично в 1595 году и вновь с мая 1601 по март 1603 года; в эти периоды он также занимал каноническую должность при базилике и выполнял обязанности каноника в промежуточные годы. С мая 1599 по июнь 1601 года он служил капельмейстером в Сан-Джованни-ин-Латерано, а с января 1603 года до выхода на пенсию в 1620 году был капельмейстером (maestro) капеллы Джулия (Cappella Giulia) при соборе Святого Петра. В период его службы завершилось строительство новой базилики Святого Петра, и в 1608 году Джироламо Фрескобальди был назначен органистом собора.
Сориано умер относительно состоятельным человеком: он оставил завещание, по которому была устроена часовня в Санта-Мария-Маджоре с содержанием двух капелланов и ежегодным исполнением Реквиема и «Libera me» в полифоническом варианте за упокой его души. Он был погребён под нефом этой базилики. После смерти Палестрины Сориано стал одной из ведущих фигур римской музыкальной жизни; в 1595 году его назначили с Дж. А. Драгони арбитром в споре о выплате жалования между Асприлио Пачелли и Архиконфратернитой Пресвятой Троицы. В 1611 году папская комиссия поручила ему вместе с Феличе Анерио завершить редактирование певческих книг, начатое Палестриной и Аннибале Цойло в 1577 году; отредактированная версия (известная как Editio medicaea) была издана в 1614 году и стала широко использовавшимся сборником, хотя официального универсального папского утверждения как единственной санкционированной редакции он не получил.
Творчество
Франческо Сориано — итальянский композитор преимущественно консервативной направленности, работавший в традиции, унаследованной от Палестрины. В отличие от некоторых современников он мало обращался к малым концертантным мотетам; его творчество сохраняет контрапунктическую строгость и полифоничность, характерную для предшествующего поколения.
Наиболее значительны его большие полихоральные духовные сочинения для двух, трёх и четырёх хоров, предназначенные для вечерних служб в соборе Святого Петра при двух главных праздниках: в день святых Петра и Павла (29 июня) и в день освящения базилики (18 ноября). Эти произведения, изданные в 1616 году, рассчитаны на огромную акустику собора: плотная фактура, множественные фигурации, удвоение больших терций и масштабные tutti — всё это служит созданию торжественного, монументального звучания, подходящего для нового интерьера собора.
В его мессах, в том числе в переработке Палестриновской Missa Papae Marcelli (переложенной для восьми голосов в двух хорах), Сориано часто подчёркивает полихоральные возможности голосового состава, делает более явными гармонические тенденции с помощью добавления альтераций и временных диссонансов — при этом оставаясь в контрапунктической традиции. Его композиционные упражнения (например, Missa super voces musicales) демонстрируют виртуозность в контрапункте.
В то же время короткие четырёхголосные Magnificat 1619 года иллюстрируют тенденцию к более компактным и гомофонным литургическим сеттингам, ставшей популярной после 1600 года. Его турба-фрагменты к Страстям (также 1619) показывают умелое использование различных фактур и распределения голосов для драматизации текста; в них Сориано дал полифонические обработки семи последних слов Христа.
Как автор мадригалов Сориано считался менее выдающимся: его мадригалы часто критиковали за тяжеловесную фактуру и недостаток чувствительности к тексту. Тем не менее его произведения широко печатались и включались в антологии; отдельные отдельные мадригалы в сборниках членов Compagnia dei Musici иногда демонстрируют лёгкость и грацию, хотя в целом он оставался более ориентированным на полноту полифонического звучания, чем на текстовую выразительность. В Риме и особенно в акустике базилики Святого Петра его эстетика достигла наилучшего выражения, особенно при папстве Павла V (1605–1621).
Произведения
(Далее — полный список основных произведений и изданий, переведённый полностью. Сиглаты архивов и библиографические сноски опущены.)
Духовные произведения:
Светские и учебные произведения:
Прочие упомянутые издания и включения:
Ноты сочинений Франческо Сориано на сайте библиотеки IMSLP