Зорге, Георг Андреас
1703 - 1778

Назад

Georg Andreas Sorge

  • Дата рождения: 21 марта 1703
  • Место рождения: Мелленбах, Шварцбург, Тюрингия, Германия
  • Дата смерти: 4 апреля 1778
  • Место смерти: Лобенштейн, Тюрингия, Германия

Биография

Зорге получил первые уроки пения у кантора и органиста Николаса Вальтера и его помощника Каспара Тишера. Когда в 1714 году Тишер был назначен придворным органистом в Шне (Франкония), Зорге последовал за ним и продолжил обучение игре на клавишных и других инструментах.

В 1716 году он вернулся домой и стал учеником пастора Иоганна Винцерна, который обучал его богословию, латыни, риторике, немецкой поэзии, математике и особенно композиции. Уже в 18 лет Зорге сочинял духовные произведения на собственные тексты.

В 1722 году, в возрасте 19 лет, он был назначен придворным и городским органистом в Лобенштейне, где также преподавал в школе. Несмотря на предложения занять другие должности, он оставался в Лобенштейне до конца своей жизни.

Зорге приобрёл известность как композитор, эксперт по органостроению и автор трактатов по музыкальной теории. В июле 1747 года он стал 15-м членом Societät der Musikalischen Wissenschaften (Общество музыкальных наук) в Лейпциге, куда за месяц до этого был принят Иоганн Себастьян Бах.

Зорге печатал свои сочинения и трактаты в основном за свой счёт. Его исследования касались прежде всего строя и темперации, но также композиции, импровизации и гармонии. В своих трактатах он отчасти предвосхитил принципы Классического стиля, отходя от барочной традиции.

Основные трактаты

  • Vorgemach der musicalischen Composition (1745–1747) — один из главных трактатов по композиции в позднебаховскую эпоху.
  • Anleitung zur Fantasie (1767) — руководство по импровизации на клавишных.
  • Compendium harmonicum (1760) — краткий курс гармонии и генерал-баса.
  • Gespräch … von der Temperatur (1748) — диалог о системах темперации.
  • Anweisung zur Stimmung und Temperatur (1744) — руководство по настройке органов и клавиров.
  • Die geheim gehaltene Kunst von Mensuration von Orgel-Pfeiffen (ок. 1760) — трактат об акустике органных труб.
  • Der in der Rechen- und Messkunst wohlerfahrne Orgelbaumeister (1773) — руководство для органостроителей.

Музыкальные произведения (выборочно)

  • Clavier Übung I–III для клавесина (1738–1745), 18 сонат в «итальянском вкусе»;
  • Clavier Übung I–II для органа/клавира (1739–1742), 24 прелюдии «в современном вкусе»;
  • 12 Менуэтов для клавесина, флейты или скрипки и виолончели (1742);
  • 24 Краткие прелюдии для клавесина (ок. 1746);
  • 12 Сонат для органа/клавесина (ок. 1745–1749);
  • Фантазии, токкаты, сонатины и симфонии для клавесина (1751);
  • 24 Вступления к известным хоралам для органа (1754);
  • Choral Fugen для органа;
  • Wohlgewürtzte Klangspeisen для клавесина (6 партит);
  • 3 фуги на тему B-A-C-H для органа;
  • Вокальные и инструментальные сочинения (часть сохранилась в библиотеках Германии и Австрии).

Значение

Зорге был важной фигурой перехода от барокко к классицизму. Его труды и музыка способствовали развитию теории гармонии, импровизации и системы темперации.

Ноты сочинений Георга Андреаса Зорге на сайте библиотеки IMSLP