Сомис, Джованни Баттиста
1686 - 1763
Назад
Giovanni Battista Somis

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Биография
Джованни Баттиста Сомис был итальянским скрипачом и композитором. Он происходил из музыкальной семьи: его отец Лоренцо Франческо (1662–1736) был скрипачом и носил прозвище «l'Ardy», возможно, связанное с каким-либо военным подвигом, которое передалось детям. Мать Сомиса, Доменика Канавассо (1663–1706), была сестрой скрипача Паоло Канавассо, основателя династии музыкантов.
В 1696 году Сомис поступил на службу к герцогу Витторио Амедео II Савойскому как «musico suonatore della banda dei violini». В 1703 году герцог отправил его в Рим вместе с А.С. Фьоре для совершенствования навыков у Арканджело Корелли. Там он пользовался покровительством кардинала Оттобони, которому позже посвятил своё опус 4.
Вернувшись в Турин в конце 1706 года, Сомис возобновил службу в придворном оркестре. В 1715 году он был назначен руководителем скрипок-сопрано, а в 1736 году — директором всего оркестрового ансамбля. С 1737 по 1757 годы он также занимал должность музыкального и сценического руководителя в Teatro Regio с обязанностью ставить первую оперу каждого сезона.
С 1709 года и до конца жизни Сомис был камерным помощником Витторио Амедео, принца Кариньяно, который переехал в Париж в 1718 году. Это дало Сомису несколько возможностей для поездок в столицу Франции, где он выступал на концертах Concert Spirituel в 1733 году. Его как скрипача восхищались по всей Европе. Среди учеников Сомиса были Жан-Батист и Пьер Миро́льо, Ж.Б. и Жозеф Канавассо, Карло Кьябрано, Гиньон, Пуньяни, Джардини, старший Жан-Мари Леклер, Гийлемен и Гаспар Фриц.
Сестра Сомиса, Кристина (1704–1785), была выдающейся камерной певицей, самой известной в своё время.
Творчество
Сомис оставил девять печатных сборников сонат для двух или трёх инструментов, несколько других инструментальных произведений (десять скрипичных концертов, три симфонии, семь сонат) и одно вокальное произведение. Большинство произведений, указанных в утраченном автографном каталоге, вероятно, были написаны для собственного использования.
Скрипичные концерты Сомиса традиционны по замыслу; соло-партии не требуют большой виртуозности. Камерная музыка отличается более богатой изобретательностью: в основном трёхчастная структура, медленные движения (часто первые, как в опусе 2, за ними следуют два аллегро), тёплый кантильенный стиль и сложные гармонические последовательности — основные объекты внимания.
Отказавшись от архаического стиля da chiesa в первой коллекции, Сомис развил сонату в направлении, схожем с Вивальди. Сонаты для двух скрипок (оп.5 и 7) и трио-сонаты (оп.8) имеют аматорский характер, тогда как 12 сонат для виолончели соло, вероятно написанные для первого виолончелиста Regia Cappella Турина Сальваторе Ланцетти, заслуживают особого внимания.
Произведения
Опусы:
Концерты и симфонии:
Вокальные произведения:
Утраченные автографные произведения:
Ноты сочинений Джованни Баттисты Сомиса на сайте библиотеки IMSLP