Сомис, Джованни Баттиста
1686 - 1763

Назад

Giovanni Battista Somis

  • Дата рождения – 25 декабря 1686
  • Место рождения – Турин, Италия
  • Дата смерти – 14 августа 1763
  • Место смерти – Турин, Италия

Биография

Джованни Баттиста Сомис был итальянским скрипачом и композитором. Он происходил из музыкальной семьи: его отец Лоренцо Франческо (1662–1736) был скрипачом и носил прозвище «l'Ardy», возможно, связанное с каким-либо военным подвигом, которое передалось детям. Мать Сомиса, Доменика Канавассо (1663–1706), была сестрой скрипача Паоло Канавассо, основателя династии музыкантов.

В 1696 году Сомис поступил на службу к герцогу Витторио Амедео II Савойскому как «musico suonatore della banda dei violini». В 1703 году герцог отправил его в Рим вместе с А.С. Фьоре для совершенствования навыков у Арканджело Корелли. Там он пользовался покровительством кардинала Оттобони, которому позже посвятил своё опус 4.

Вернувшись в Турин в конце 1706 года, Сомис возобновил службу в придворном оркестре. В 1715 году он был назначен руководителем скрипок-сопрано, а в 1736 году — директором всего оркестрового ансамбля. С 1737 по 1757 годы он также занимал должность музыкального и сценического руководителя в Teatro Regio с обязанностью ставить первую оперу каждого сезона.

С 1709 года и до конца жизни Сомис был камерным помощником Витторио Амедео, принца Кариньяно, который переехал в Париж в 1718 году. Это дало Сомису несколько возможностей для поездок в столицу Франции, где он выступал на концертах Concert Spirituel в 1733 году. Его как скрипача восхищались по всей Европе. Среди учеников Сомиса были Жан-Батист и Пьер Миро́льо, Ж.Б. и Жозеф Канавассо, Карло Кьябрано, Гиньон, Пуньяни, Джардини, старший Жан-Мари Леклер, Гийлемен и Гаспар Фриц.

Сестра Сомиса, Кристина (1704–1785), была выдающейся камерной певицей, самой известной в своё время.

Творчество

Сомис оставил девять печатных сборников сонат для двух или трёх инструментов, несколько других инструментальных произведений (десять скрипичных концертов, три симфонии, семь сонат) и одно вокальное произведение. Большинство произведений, указанных в утраченном автографном каталоге, вероятно, были написаны для собственного использования.

Скрипичные концерты Сомиса традиционны по замыслу; соло-партии не требуют большой виртуозности. Камерная музыка отличается более богатой изобретательностью: в основном трёхчастная структура, медленные движения (часто первые, как в опусе 2, за ними следуют два аллегро), тёплый кантильенный стиль и сложные гармонические последовательности — основные объекты внимания.

Отказавшись от архаического стиля da chiesa в первой коллекции, Сомис развил сонату в направлении, схожем с Вивальди. Сонаты для двух скрипок (оп.5 и 7) и трио-сонаты (оп.8) имеют аматорский характер, тогда как 12 сонат для виолончели соло, вероятно написанные для первого виолончелиста Regia Cappella Турина Сальваторе Ланцетти, заслуживают особого внимания.

Произведения

Опусы:

  • Оп.1: 12 Sonate da camera, скрипка, виолончель/клавесин (Амстердам, около 1717/1725)
  • Оп.2: 12 Sonate da camera, скрипка, виолончель/клавесин (Турин, 1723)
  • Оп.3: 12 Sonate da camera, скрипка, виолончель/клавесин (Турин, 1725)
  • Оп.4: 12 Sonate da camera, скрипка, виолончель/клавесин (Париж, 1726)
  • Оп.5: 6 Sonate a tre, 2 скрипки, виолончель/клавесин (Париж, 1734/1743)
  • Оп.6: 12 Sonate da camera, скрипка, виолончель/клавесин (Париж, 1734/1738)
  • 12 Sonate a vc solo (Париж, около 1738)
  • Оп.7: 12 Ideali trattenimenti da camera, 2 скрипки/флейта/альтовые скрипки (Париж, около 1750)
  • Оп.8: 6 Sonate a tre, 2 скрипки, виолончель (неиздано, без даты)

Концерты и симфонии:

  • 2 концерта (Франция, Германия), скрипка, оркестр; 7 концертов, скрипка, оркестр (Франция), 1 издание Милан, 1988; Concerto a più instrumenti, Германия; 2 симфонии (Германия, Бельгия); 2 сонаты, скрипка/альт да гамба, бассо континуо; соната для скрипки, бас; симфония, флейта, бассо континуо; 4 сонаты, скрипка, бас.

Вокальные произведения:

  • Mundi splendide catene vane pompe, мотет, 1 голос, струнные.

Утраченные автографные произведения:

  • 152 концерта, скрипка, оркестр; 3 концерта для 2 скрипок, оркестр; 3 концерта для флейты, оркестр; 4 концерта для трубы, оркестр; 1 концерт для гобоя, оркестр; 3 концерта «pieni à 4 instrumenti»; 1 соната à 4; 1 соната à 3 con ripieni; 6 печатных сонат à 3; 1 рукописная соната à 3; 75 сонат, скрипка, бас; 3 сонаты для альта д’амур, бас; 7 сонат для виолончели, бас.


Ноты сочинений Джованни Баттисты Сомиса на сайте библиотеки IMSLP