Солер, Антонио
1729 - 1783
Назад
Antonio Soler

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Биография
Антонио Франциско Хавьер Хосе Солер Рамос был каталонским композитором и органистом. В возрасте шести лет, после обучения у своего отца Маркоса Матео Педро Солера (музыканта полкового оркестра в полку Нумансии), он поступил в знаменитую музыкальную школу при монастыре Монсеррат (Escolanía). Его учителями были Бенито Эстеве де Капельядес, Мануэль Эспона де Манльеу и Андрес Хаумеандреу де Гранольерс. Он изучал крупные органные сочинения Кабанильеса и Мигеля Лопеса и к 14 годам уже выучил 24 сочинения Хосе Элиаса во всех мажорных и минорных тональностях.
Согласно анонимному некрологу в Эскориале, он добился таких успехов в Монсеррате, что участвовал в конкурсе на должность капельмейстера в двух соборах и победил в Лериде. Однако документальных подтверждений этому нет: вероятнее всего, он был назначен капельмейстером в кафедральном соборе Сеу-де-Урхель, где в 1752 году был посвящён в субдиаконы.
25 сентября 1752 года он вступил в орден иеронимитов в Эскориале и стал постоянным органистом. После года послушничества в капитульных актах Эскориала о нём написали: «довольно удовлетворителен в латыни, но обладает выдающимся талантом в игре на органе и в композиции». Для своей профессии 29 сентября 1753 года он написал «Veni creator» (Приди, Творец) для восьми голосов и струнных, на титульном листе которого изображён монах (предположительно сам Солер), распростёртый перед алтарём.
Точная дата, когда Солер стал капельмейстером в Эскориале, неизвестна, но, вероятно, он унаследовал должность после смерти падре Габриэля де Моратильи в 1757 году. Несмотря на тяжёлые обязанности священника и капельмейстера, Солер создал значительное количество сочинений, посвящая всё своё свободное время композиции. Он спал очень мало: ложился в полночь или в час ночи, а вставал к утренней мессе в 4 часа. Более того, он соорудил маленький столик, чтобы иметь возможность сочинять даже лёжа в постели во время болезни.
Королевские семьи Фердинанда VI и Марии-Барбары, а позднее Карла III проводили каждую осень в Эскориале. В их музыкальное окружение входили Хосе Небра и Доменико Скарлатти. Солер учился у Небры, а вот получал ли он наставления от Скарлатти (одной из учениц которого была Мария-Барбара), остаётся неизвестным; несомненно лишь то, что он прекрасно знал сочинения Скарлатти и называл себя его учеником.
Небра написал хвалебное предисловие к его значительному теоретическому труду «Llave de la modulación y antigüedades de la música» (Ключ к модуляции и музыкальные древности), опубликованному в Мадриде в 1762 году. Трактат состоит из двух книг: первая посвящена модуляции, вторая — ранней нотации и разрешению канонов. В первой книге Солер показывает, как можно плавно модулировать из любой мажорной или минорной тональности в любую из 24 тональностей в минимальном числе тактов. Его теории были смелыми для того времени — Небра назвал его систему «открытием секрета столь необыкновенного, сколь и нового». Однако трактат подвергся критике, в частности со стороны Антонио Роэля дель Рио, автора «Institución harmonia» (Основы гармонии, Мадрид, 1748), который резко отверг «Llave». В ответ Солер опубликовал 67-страничную брошюру «Satisfacción a los reparos precisos» (Удовлетворение точных замечаний, Мадрид, 1765), где ссылался на авторитеты — композиторов Моралеса, Палестрину, Джезуальдо и Доменико Скарлатти, а также теоретиков Мартини и Насарре.
В 1761–1771 годах Солер вёл переписку с 14-м герцогом Медина-Сидония. В одном письме от июля 1765 года он упоминает, что его называли «El diablo vestido de fraile» (дьявол, одетый в монаха).
В том же году он подвергся анонимным нападкам в «Diálogo critico reflexico» (Критико-рефлексивный диалог), где его обвинили в неправильном понимании канонов Алонсо Лобо и других ошибках. В ответ он опубликовал «Carta escrita a un amigo» (Письмо, написанное другу, Мадрид, 1766). Солер также начал переписку на итальянском языке с падре Мартини, от которой сохранилось шесть писем Солера, но ни одного письма Мартини. В том же 1765 году каталонский маэстро Бругера опубликовал «Carta apologética» (Апологетическое письмо), также критикуя трактат Солера. В конечном итоге его оправдал Хосе Вила, органист в Санахуэ, опубликовав «Respuesta y dictamen» (Ответ и заключение, Сервера, 1766), и спор был закрыт.
В 1766 году Солер был назначен музыкальным наставником сына Карла III, талантливого принца Габриэля, которого обучал с 14 лет и до самой своей смерти. Солер посвятил ему многие клавирные сонаты и два камерных произведения.
Согласно некрологу, Солер также «создал небольшой прямоугольный инструмент с отделением, где клавиши соответствовали струнам. Он назвал его аффинадор или темпланте, нечто, что не раз пытались сделать в Италии, а также, как полагаю, во Франции и Англии, но без успеха. Целью было показать точное различие между большим и малым полутонами и различать тон, деля его на девять частей и точно определяя каждую из них, хотя это различие не воспринимается ухом… Его трудолюбие и неутомимая пытливость позволили ему добиться успеха, и он заслужил славу за своё изобретение».
Солер оставил два завершённых «аффинадора»: один — принцу Габриэлю, другой — герцогу Альба. Оба инструмента не сохранились.
Он обладал обширными знаниями об органах. Его совет искал Хосе Касас по поводу нового органа в кафедральном соборе Севильи, вызвавшего множество нареканий. Ответ Солера представлял собой обширное 32-страничное письмо, опубликованное Касасом в Мадриде в 1778 году. В 1776 году Солер также предложил план по созданию и установке нового органа в кафедральном соборе Малаги.
Кроме того, он интересовался вопросами обмена валют между Кастилией и Каталонией и посвятил соответствующие труды Карлу III.
Творчество
Наибольшую славу Солеру принесли его клавирные сочинения — главным образом сонаты, сохранившиеся в рукописях. Их точная хронология неизвестна, так как автографов не сохранилось. Большинство сонат написано в бинарной форме. Некоторые поздние произведения состоят из двух или трёх частей, завершающихся «intento» (тъенто). Существуют и восемь четырёхчастных сонат с аккомпанементом в бассе Альберти, вероятно, под влиянием Гайдна, чьи сочинения были привезены в Испанию Боккерини в 1770-х годах.
Модуляции Солера гораздо смелее, чем у Скарлатти, а группировка фраз более симметрична. Испанский колорит его музыки проявляется в использовании танцевальных ритмов и ярких красок. Выдающимся примером является «Fandango» (Фанданго) — крупное сочинение из 462 тактов, построенное на остинатном басе A-dur – d-moll и развивающееся от тихого вступления через диссонансы, синкопы и блестящие вариации к грандиозной кульминации.
В 1772 году Солер подарил 27 автографов сонат лорду Фицвильяму в Эскориале для публикации в Англии. Это было осуществлено Робертом Бёрчеллом в Лондоне около 1796 года.
Не всегда ясно, для какого клавишного инструмента предназначались сочинения Солера. У него были в распоряжении орган, клавесин и форте-пиано, и он писал для всех трёх инструментов. Однако большинство сонат требует пятиоктавной клавиатуры (61 клавиша), а некоторые поздние сочинения — уже 63 клавиш, то есть диапазон шире, чем был доступен Моцарту на его форте-пиано.
Вокальные произведения Солера также составляют значительную часть его наследия. Большинство из них — духовная музыка, связанная с богослужениями. Он также написал восемь «autos sacramentales» (авто сакраменталь, 1756–1764). В 1765 году по королевскому указу авто были отменены, так как «оскорбляли все нормы вкуса и приличия и давно перестали выполнять своё изначальное назначение — поддерживать католическую веру».
Солер написал множество виллансико к главным праздникам, особенно в честь святого Лаврентия и святого Иеронима, которые были, соответственно, покровителями Эскориала и ордена иеронимитов. Тексты этих виллансико не всегда носили религиозный характер, чаще отражали крестьянский быт. В них особенно заметно использование испанских танцевальных ритмов. В некоторых виллансико Солер свободно обращался с формой: встречаются увертюры перед введением, отсутствие куплетов, финалы в виде менуэта, марша или фуги.
Тематика виллансико столь же разнообразна, как и их форма: «El prusiano» (Пруссак), «La furia del aquilón» (Ярость аквилона), «Un loco y un linajudo» (Сумасшедший и дворянин), «Un majo» (Щёголь), комическая пьеса «De un maestro de capilla» (О капельмейстере), завершающаяся радостной тонadilla в честь Младенца Христа, и драматическая «En piélagos inmensos» (В необъятных волнах), начинающаяся с трубных фанфар и заканчивающаяся торжественным маршем.
Солер также написал музыку для театра, в том числе к пьесе Педро Кальдерона де ла Барки «La hija del aire» (Дочь воздуха), а также к различным лоас, сайнетам и комедиям.
Среди других сочинений Солера — шесть оригинальных квинтетов для двух скрипок, альта, виолончели и органа с облигато, которые расширили стиль камерной музыки XVIII века. Они были написаны в 1776 году для его ученика, инфанта Габриэля, вероятно, для музыкальных вечеров в «Casita de Arriba», построенной Карлом III для своего сына возле Эскориала. Солер также сочинил шесть концертов для двух органов облигато для развлечения принца. Четыре из них имеют две части, один — три части. Эти концерты написаны в подлинном галантном стиле, отличаются большим изяществом и не являются технически трудными.
Из недавно обнаруженных писем известно, что у Солера был брат, дон Матео Солер, музыкант в королевской гвардии.
Произведения
Вокальные:
Кроме того, 132 виллансико (1752–1778), в том числе:
Среди них — 7 на праздник Corpus Christi, 13 — на праздник святого Иеронима и святого Лаврентия, 112 — на Рождество.
Особую группу составляют «цыганские виллансико»:
Инструментальные:
Письменные труды:
Ноты сочинений Антонио Солера на сайте библиотеки IMSLP