Соди, Карло
1715 - 1788
Назад
Carlo Sodi

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Карло Соди — итальянский композитор и скрипач, работавший во Франции. Прибыв в Париж около 1749 года, он получил место скрипача в оркестре «Комеди-Итальенн» (Comédie-Italienne). Его концерт для мандолины был исполнен в «Духовном концерте» (Concert Spirituel) 6 апреля 1750 года. Соди также занимал должность учителя музыки у мадам Фавар (Mme Favart). Он сочинял музыку для нескольких балетов-пантомим, поставленных его младшим братом Пьетро, но наибольшего успеха добился своими пародиями на итальянские интермеццо, которые в основном ставились в «Комеди-Итальенн» в течение 1750-х годов. В 1765 году театр предоставил ему пенсию, после чего Соди преподавал игру на мандолине, но боролся с бедностью и потерей зрения.
«Байокко и Серпилья» (Baïocco et Serpilla, 1753) стала одной из первых в серии работ различных либреттистов и композиторов, пародирующих популярный репертуар труппы «Буффонов», выступавшей в Париже между 1752 и 1754 годами. Техники пародии — заимствование текста или музыки, или того и другого вместе — были важны для подготовки почвы для более сложного типа комической оперы (opéra comique), в которой оригинальные либретто положены на оригинальную музыку. Текст «Байокко» был адаптирован Шарлем-Симоном Фаваром (C.-S. Favart) из либретто оперы «Игрок» (Il giocatore), исполнявшейся «Буффонами» в августе 1752 года. Соди написал музыку в форме речитативов, ариетт и диалогических дуэтов. Современные обзоры выступления Марии-Жюстины-Бенуа Фавар (M.-J.-B. Favart) и другие документы позволяют предположить, что в 1753 году в «Комеди-Итальенн» были поставлены две версии этой пародии: старая (Бьянколлели и Романьези, вдохновлённая ещё постановками оригинала Орландини в Опере в июне 1729 года) была возобновлена в мае, но в августе или сентябре её заменила новая, более vibrant версия Соди. Соди сочинил и дальнейшие пародии, но к концу 1750-х годов оригинальное сочинение вытеснило технику пародии как основу комической оперы. Впоследствии он написал музыку на новое либретто Седена (Sedaine) «Обманутые менщики» (Les troqueurs dupés) в 1760 году, но постановка провалилась.
Пьетро Соди (родился в Риме около 1716 года, умер в Чарлстоне около 1775 года), младший брат Карло, был танцовщиком и хореографом, работавшим по всей Европе. В 1740-х годах он выступал в паре с Мари Камарго и мадемуазель Лани в Парижской Опере. Позже он перешёл в «Комеди-Франсез» в качестве балетмейстера (maître de ballet), а также работал в танцевальной школе «Комеди-Итальенн» (école de danse). Балеты-пантомимы, поставленные им в 1740-х и 1750-х годах, шли на всех основных театральных площадках Парижа, включая королевский двор. С 1756 по 1757 год он работал балетмейстером в венском «Кернтнертортеатре» (Kärntnertortheater), где познакомился с Хильфердингом и Анджолини. Известный своими эффектными прыжками и вращениями в тогда модном гротескном стиле, Соди своими highly пантомимическими комическими танцами, возможно, оказал некоторое влияние на ранний «балет действия» (ballet d’action). Некоторое время он работал в театре «Сан-Самуэле» в Венеции (1757–1758), затем вернулся в Париж перед своим отъездом в Америку в 1774 году.
Ноты сочинений Карло Соди на сайте библиотеки IMSLP