Смит, Уильям
1603 - 1645

Назад

William Smith

  • Дата рождения: крещён 3 апреля 1603
  • Место рождения: Дарем, Англия
  • Дата смерти: 19 апреля 1645
  • Место смерти: Дарем, Англия

Уильям Смит, английский композитор и органист эпохи барокко, был значимой фигурой в музыкальной жизни Даремского собора в первой половине XVII века. Его творчество, сосредоточенное на духовной музыке, отражает сложный полифонический стиль, характерный для английской церковной традиции того времени. Смит внёс вклад в развитие хоровой музыки, а его произведения сохранились в партитурах Даремского собора, демонстрируя влияние таких мастеров, как Орландо Гиббонс и Уильям Бёрд.

Биография

Уильям Смит родился в Дареме и был крещён 3 апреля 1603 года. Он был вторым сыном Кристофера Смита, но не имеет отношения к другому Уильяму Смиту (около 1550–1600), который был младшим каноником и органистом Даремского собора в конце XVI века. В 1614 году в соборе числились два хориста с именем Уильям Смит, но, учитывая возраст, наш композитор, вероятно, служил с декабря 1613 года по июль 1618 года. В августе 1621 года он был записан как королевский стипендиат грамматической школы, а в августе 1624 года стал одним из светских клерков собора. 30 октября 1625 года Смит женился на Грейс Ходжсон в церкви Святой Марии Меньшей в Дареме. В 1626 году он был рукоположён в дьяконы, а в 1627 году получил выплату в 40 шиллингов от декана и капитула собора за работу во время заключения органиста Хатчинсона. 20 июля 1627 года Смит был избран младшим каноником и в последующие годы занимал должности ризничего (1627–1636, с перерывами) и регента хора (1631–1645, с перерывами). Он также служил викарием в Уиттон-Гилберте (1629–1631) за свои заслуги и был настоятелем церкви Святой Марии-ле-Боу в Дареме (1631–1645). В 1620-х годах в Даремском соборе происходили значительные изменения в богослужениях, что вызвало споры между сторонниками низкой и высокой церкви. Музыка Смита, с её сложной полифонией, стала частью конфликта, описанного священником Питером Смартом, который критиковал нововведения Джона Косина, преbendария собора, за избыточную музыкальность и сложность, сравнивая службы с «еврейскими или ирландскими». После 1635 года, когда Косин перешёл в Питерхаус в Кембридже, Смит, возможно, посещал колледж или отправлял туда свои партитуры. Его мастерство как органиста было отмечено спустя десятилетия после смерти, хотя его композиторская деятельность оставалась менее известной.

Творчество

Творчество Уильяма Смита сосредоточено на духовной музыке, предназначенной для богослужений в Даремском соборе. Его произведения, сохранившиеся в хоровых партитурах собора, отличаются высокой полифонией, сравнимой с работами Орландо Гиббонса. Композиция “Awake up my glory” (Пробудись, моя слава) долгое время ошибочно приписывалась Гиббонсу из-за её стилистического сходства. Смит предпочитал минорные тональности и избегал активного развития тем или повторения текста, что выделяло его стиль среди современников. Он также переписывал произведения Уильяма Бёрда, включая “Great Service” (Великую службу), что свидетельствует о его уважении к традициям английской церковной музыки. Смит внёс вклад в развитие жанра стихотворных гимнов (verse anthems), сочетавших сольные партии с хоровыми, и его работы демонстрируют глубокое понимание контрапункта. Хотя его музыка не считалась новаторской, она была высоко оценена в Дареме за сложность и соответствие литургическим требованиям. После его смерти в 1645 году Смит запомнился больше как виртуозный органист, чем как композитор, но его произведения остаются важной частью английской духовной музыки раннего барокко.

Произведения

  • “Preces and Responses” (Молитвы и отклики) — для пяти голосов.
  • “Preces and Psalm lxxxv” (Молитвы и Псалом 85) — полный состав.
  • “Preces and Psalm cx” (Молитвы и Псалом 110) — стихотворный состав.
  • “Preces and Psalm cxi” (Молитвы и Псалом 111) — полный состав.
  • “Preces and Psalm lvii.9, cxviii.19” (Молитвы и Псалмы 57:9, 118:19) — стихотворный состав, также приписывается Орландо Гиббонсу.
  • “Preces and Psalm lxvii” (Молитвы и Псалом 67) — полный состав.
  • “First Kyrie, Creed” (Первое Кирие, Кредо) — стихотворный состав.
  • “Second Kyrie, Creed” (Второе Кирие, Кредо) — стихотворный состав.
  • “Kyrie ‘ten several ways’” (Кирие десятью разными способами) — стихотворный состав.
  • “Seven verse anthems” (Семь стихотворных гимнов) — для различных голосов.
  • “Two fantasias” (Две фантазии) — авторство сомнительно.