- Дата рождения: около 1648
- Место рождения: неизвестно
- Дата смерти: до 22 ноября 1675
- Место смерти: Лондон (предположительно), Англия
Роберт Смит, английский композитор и певец-лютнист эпохи барокко, был заметной фигурой в музыкальной жизни Лондона второй половины XVII века. Его творчество, включающее песни для театральных постановок и инструментальные произведения, отличалось живостью и мастерством, хотя он не достиг уровня таких современников, как Пелхэм Хамфри. Смит служил в королевской музыкальной капелле и сотрудничал с ведущими театральными компаниями своего времени.
Биография
Роберт Смит родился около 1648 года, точное место рождения неизвестно. Нет данных о его родстве с другими музыкантами по фамилии Смит, такими как Генри Смит, член ансамбля 24 скрипок (1662–1670), или Джон Смит, исполнитель на виоле в частной королевской музыке (1660–1673). Джеймс Клиффорд в своём сборнике «Божественные службы и гимны» (1664) описывает Роберта Смита как одного из детей королевской капеллы, что указывает на его раннее участие в музыкальной жизни двора. В 1673 году, по рекомендации Томаса Перселла, Смит был принят в состав королевских музыкантов без оплаты, а 3 августа 1674 года занял место певца и лютниста, заменив умершего Пелхэма Хамфри. Его карьера оборвалась рано: к 22 ноября 1675 года его место занял Ричард Харт, что указывает на смерть Смита до этой даты, предположительно в Лондоне. Смит не был женат, и его имущество после смерти управлялось Филипом Хилдредом. В сатирической работе, приписываемой Тому Брауну, «Письма мёртвых к живым» (1719), Генри Перселл шутливо описывает Смита как «влюблённого безумца», который в загробном мире бегает с «полудюжиной скрипок на поясе» и кричит о любви, что добавляет колоритный штрих к его образу.
Творчество
Творчество Роберта Смита сосредоточено на театральной музыке, включая песни для пьес и, возможно, оркестровые произведения. Он написал музыку для не менее десяти постановок, поставленных Королевской и Герцогской компаниями в театрах Дорсет-Гарден и Линкольнс-Инн-Филдс между 1672 и 1673 годами. Некоторые оркестровые фрагменты для адаптации «Бури» Томаса Шедуэлла, премьера которой, вероятно, состоялась 30 апреля 1674 года, иногда приписываются Смиту, хотя традиционно автором считается Мэтью Лок. Его песни, опубликованные в сборниках, таких как «Круг» (1675) и «Дурень, ставший критиком» (1677) Томаса Д’Юрфи, пользовались популярностью, о чём свидетельствует диалог из пьесы Д’Юрфи, где персонаж сожалеет о потере Смита, называя его «превосходным малым» и отмечая, что публика скучает по его живым мелодиям. Смит также сочинял гимны, хотя их музыка утеряна, и инструментальные сюиты, которые демонстрируют его мастерство в создании музыки для струнных составов. Его произведения, хотя и не гениальные, отличались профессионализмом и соответствовали вкусам лондонской публики того времени.
Произведения
- “Ah Corydon in vain you boast” (Ах, Коридон, напрасно ты хвалишься) — песня для одного голоса с basso continuo, для пьесы “The Fatal Jealousie” (Роковая ревность), 1672.
- “Some happy soul come down and tell” (Какая-то счастливая душа, спустись и расскажи) — песня для одного голоса с basso continuo, для пьесы “The Fatal Jealousie” (Роковая ревность), 1672.
- “A heart in love’s empire” (Сердце в империи любви) — песня для трёх голосов с basso continuo, для пьесы “The Citizen Turned Gentleman” (Гражданин, ставший дворянином), 1672.
- “As I walked in the woods” (Когда я гулял в лесу) — песня для одного голоса с basso continuo, для пьесы “The Miser” (Скряга), 1672.
- “Come lay by your cares” (Отбросьте заботы) — песня для двух голосов, для пьесы “The Miser” (Скряга), 1672.
- “From friends all inspired” (От друзей, полных вдохновения) — песня для одного голоса, для пьесы “The Morning Ramble” (Утренняя прогулка), 1672.
- “Long betwixt hope and fear” (Долго между надеждой и страхом) — песня для двух голосов, для пьесы “The Assignation” (Свидание), 1672.
- “O how I abhor the tumult and smoke of the town” (О, как я ненавижу шум и дым города) — песня для одного голоса с basso continuo, для пьесы “Epsom Wells” (Эпсомские источники), 1672.
- “Why should a foolish marriage vow” (Зачем глупая клятва брака) — песня для одного голоса с basso continuo, для пьесы “Marriage a la Mode” (Модный брак), 1672.
- “Ah false Amintas can that hour” (Ах, лживый Аминтас, может ли тот час) — песня для одного голоса с basso continuo, для пьесы “The Dutch Lover” (Голландский любовник), 1673.
- “Amintas led me to a grove” (Аминтас привёл меня в рощу) — песня для одного голоса с basso continuo, для пьесы “The Dutch Lover” (Голландский любовник), 1673.
- “Beauty no more shall suffer eclipse” (Красота больше не будет затмеваться) — песня для одного голоса с basso continuo, для пьесы “The Reformation” (Реформация), 1673.
- “Fill round the health good natured and free” (Налейте за здоровье, добродушно и свободно) — песня для одного голоса с basso continuo, для пьесы “The Reformation” (Реформация), 1673.
- “The day you wished arrived at last” (День, которого вы желали, наконец настал) — песня для одного голоса с basso continuo, для пьесы “Amboyna” (Амбойна), 1673.
- “And I’ll go to my love” (И я пойду к моей любви) — песня для двух голосов, опубликована в “The Circle” (Круг), 1675.
- “At the sight of my Phillis” (При виде моей Филлис) — песня для одного голоса с basso continuo, опубликована в “The Circle” (Круг), 1675.
- “A woman that’s homely” (Женщина, что простовата) — песня для одного голоса с basso continuo, опубликована в “The Circle” (Круг), 1675.
- “Be jolly my friends” (Будьте веселы, друзья) — песня для двух голосов, опубликована в “The Circle” (Круг), 1675.
- “Farewell fair Armida” (Прощай, прекрасная Армида) — песня для двух голосов, опубликована в “The Circle” (Круг), 1675.
- “Have you not in a chimney seen” (Разве ты не видел в дымоходе) — песня для четырёх голосов, опубликована в “The Circle” (Круг), 1675.
- “How bonny and brisk” (Как мило и живо) — песня для одного голоса с basso continuo, опубликована в “The Circle” (Круг), 1675.
- “I found my Celia” (Я нашёл мою Селию) — песня для одного голоса с basso continuo, опубликована в “The Circle” (Круг), 1675.
- “No, no, ’tis in vain” (Нет, нет, это напрасно) — песня для одного голоса, опубликована в “The Circle” (Круг), 1675.
- “Phyllis the time is come” (Филлис, время пришло) — песня для одного голоса с basso continuo, опубликована в “The Circle” (Круг), 1675.
- “’Tis the grape that discovers” (Это виноград раскрывает) — песня для одного голоса с basso continuo, опубликована в “The Circle” (Круг), 1675.
- “What sighs and groans” (Какие вздохи и стоны) — песня для одного голоса с basso continuo, опубликована в “The Circle” (Круг), 1675.
- “O sorrow say where dost thou dwell” (О печаль, скажи, где ты живёшь) — диалог для двух голосов с basso continuo, 1675.
- “O Time, thy wings” (О Время, твои крылья) — диалог для трёх голосов с basso continuo, 1675.
- “God be merciful unto us” (Боже, будь милостив к нам) — гимн, музыка утеряна, текст опубликован в “The Divine Services and Anthems” (Божественные службы и гимны), 1664.
- “O God my heart is ready” (О Боже, моё сердце готово) — гимн, музыка утеряна, текст опубликован в “The Divine Services and Anthems” (Божественные службы и гимны), 1664.
- “O sing unto the Lord a new song” (Пойте Господу новую песнь, Псалом 96) — гимн, музыка утеряна, текст опубликован в “The Divine Services and Anthems” (Божественные службы и гимны), 1664.
- “O sing unto the Lord a new song” (Пойте Господу новую песнь, Псалом 149) — гимн, музыка утеряна, текст опубликован в “The Divine Services and Anthems” (Божественные службы и гимны), 1664.
- “Sing unto God, O ye kingdoms” (Пойте Богу, о царства) — гимн, музыка утеряна, текст опубликован в “The Divine Services and Anthems” (Божественные службы и гимны), 1664.
- “When the Lord turned again” (Когда Господь возвратился) — гимн, музыка утеряна, текст опубликован в “The Divine Services and Anthems” (Божественные службы и гимны), 1664.
- “Three act tunes” (Три мелодии актов) — для двух скрипок и баса, для полуперы “The Tempest” (Буря), 1674.
- “Nine suites” (Девять сюит) — в ля миноре, ля мажоре, си-бемоль мажоре, до мажоре, ре мажоре, фа миноре, фа мажоре, 1674.
- “Suite” (Сюита) — в соль миноре, для четырёх инструментов, 1674.
- “Sixteen suites” (Шестнадцать сюит) — в различных тональностях, включая “New Years Day” (Новый год), для двух скрипок и баса, 1674.
- “Ground” (Граунд) — в си-бемоль мажоре, для двух скрипок и баса.
- “Chaconne” (Чакона) — в си-бемоль мажоре, для двух скрипок и баса.
- “Brawles” (Бролс) — в ре мажоре, для четырёх инструментов.
- “Two airs” (Две мелодии) — в до мажоре, для двух скрипок и баса.
- “Untitled theatre suite” (Безымянная театральная сюита) — для четырёх инструментов.
- “Suite” (Сюита) — в соль миноре, для четырёх инструментов.
- “Air” (Мелодия) — в си-бемоль мажоре, для четырёх инструментов.
- “Three airs ‘made in Oxford’” (Три мелодии, созданные в Оксфорде) — в фа мажоре, для скрипки и баса.
- “Almand” (Альманда) — в фа миноре, для двух скрипок и баса.
- “Three airs” (Три мелодии) — в до мажоре, для двух скрипок и баса.
- “Two airs” (Две мелодии) — в соль миноре, для двух скрипок и баса.
- “Ground” (Граунд) — в си-бемоль мажоре, для двух скрипок и баса.
- “Three suites” (Три сюиты) — в соль мажоре, соль миноре, ля миноре, для двух скрипок и баса.
- “Don Gusman’s Jigg” (Джиг Дон Гусмана) — для двух скрипок и баса, опубликовано в “Apollo’s Banquet” (Банкет Аполлона), около 1669.
- “Four untitled theatre suites” (Четыре безымянные театральные сюиты) — для баса, 1674.
- “Airs a 1, a 2” (Мелодии для одного и двух инструментов) — опубликованы в “Apollo’s Banquet” (Банкет Аполлона), 1678.
- “Suite” (Сюита) — в до мажоре, аранжировка для клавишных, 1673.
- “Three airs” (Три мелодии) — в ля мажоре, до миноре, ре миноре, аранжировка для клавишных, 1673.