Сире, Николя
1663 - 1754
Назад
Nicolas Siret

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Французский органист и композитор. Он был важнейшим представителем семьи, которая дала четыре поколения органистов в Труа. Предположительно учился у своего отца, Луи (родился 13 апреля 1632 года; умер 14 октября 1704 года), который сам был вторым поколением Сире, служившим органистом в соборе Труа, и был назван его преемником в соборе в 1689 году. Как и его отец, Николя получил должность органиста в церкви Сен-Жан в Труа (с 1693 года). Он не женился до сорока пяти лет, и бурные отношения длились всего год. Почти десятилетие спустя, в 1717 году, он женился на органистке на двадцать четыре года моложе его, Мари-Франсуаз Биделе (1687–1762). Она была органисткой в церкви Сент-Мадлен (с 1712 года) и также заменяла Николя в соборе. У них было три дочери; одна из них, Мари-Сесиль (родилась в 1719 году), была замещающей органисткой у своей матери. Был мужчина по фамилии Сире этого или следующего поколения, который был «музыкантом в Париже» и опубликовал там концерт для фагота около 1780 года (Гербер); также сохранились скрипичные арии (Лондон, около 1769–1775 годов, частная коллекция) и котильоны. Хотя прочно укорененный в Труа, Николя поддерживал важные контакты в Париже и по крайней мере occasionally проживал там. Он посвятил свою первую книгу клавесинных пьес Франсуа Куперену Великому, отметив: «искренняя дружба, которой вы удостаивали меня более 20 лет». Он добавил: «Каждый год я покидаю деревню, чтобы приехать сюда [в Париж] и восхищаться вами, и я никогда не уезжаю, не наполнив свое воображение тысячей прекрасных вещей. Какую же более совершенную модель я мог бы выбрать?».
Композиторское воображение Сире, возможно, находилось под влиянием его друга и наставника, но стиль собственной первой книги Куперена 1713 года, с ее сложной системой орнаментики и группировкой тональностей в двух разделах — традиционной танцевальной сюиты, за которой следуют характерные пьесы, — не нашел отражения. Скорее, две книги Сире (1707–1711, переизданы, 1719) выполнены в старомодных сюитах. Они являются одними из последних французских публикаций для клавесина, которые так тесно придерживаются традиционного порядка танцев и содержат так мало характерных пьес. Предисловие к его первой книге полезно тем, что указывает: аллеманды, сарабанды и пассакальи исполняются медленно или серьезно (lent ou grave), в то время как вторые части увертюр, куранты, жиги, гавоты и менуэты — живо или легко (vif ou leger). Соответственно, его фактура заметно плотнее для серьезных пьес и тяготеет к двухголосию для быстрых. Вторая книга отражает свое провинциальное происхождение посвящением епископу Труа и является еще более старомодной, начиная первую из своих трех сюит неметрированной прелюдией. Обе книги отражают большую чувствительность к клавесину. Хотя Сире был в первую очередь органистом, для этого инструмента сохранилась лишь одна фуга (рукопись F-T MS 2682); она могла быть сочинена его отцом. Его произведения опубликованы в издании Д. Эрлен, ред.: «Николя Сире: Полное собрание сочинений» (готовится к выходу).
Ноты сочинений Николя Сире на сайте библиотеки IMSLP