Симпсон, Томас
1582 - 1628

Назад

Thomas Simpson

  • Дата рождения: крещен 1 апреля 1582 года
  • Место рождения: Милтон-некс-Ситтингборн (ныне Милтон-Реджис), Кент, Англия
  • Дата смерти: до 20 июня 1628 года
  • Место смерти: предположительно Копенгаген, Дания

Биография

О его деятельности до 1608 года достоверно ничего не известно, когда он упоминается как музыкант при дворе курфюрста Пфальцского в Гейдельберге, хотя басовая партия девятнадцати «песен», посвященная сэру Нортону Кнатчбуллу из Мершама, Кент, вероятно, датируется временем до его отъезда из Англии. Кроме того, его жена была из Лотарингии, поэтому он, возможно, провел некоторое время при дворе в Нанси. Он все еще находился в Гейдельберге в 1610 году, когда опубликовал свой первый сборник, хотя к 1615 году переехал ко двору графа Эрнста Третьего Гольштейн-Шаумбургского в Бюккебурге, близ Ганновера. Он все еще был там, когда опубликовал свой третий сборник в 1621 году, и, вероятно, уехал в следующем году после смерти графа Эрнста. Он служил в качестве «скрипача» при датском дворе с 7 мая 1622 года по 4 марта 1625 года и умер до 20 июня 1628 года, когда городской судебный исполнитель Копенгагена был проинструктирован взыскать долг с его наследников.

Творчество

Почти вся сохранившаяся музыка Симпсона происходит из трех сборников, опубликованных им между 1610 и 1621 годами. Первый, «Opusculum neuwer Pavanen» (Опускулум новых паван), пятиголосный и состоит из двенадцати пар павана-гальярда, за которыми следуют три пары куранта-вольты. Семь паван (три Джона Доуленда, два Джона Фармера и по одному Ричарда Рида и Томаса Томкинса) взяты из английского репертуара и аранжированы самим Симпсоном, возможно, из лютневых или клавирных версий; он следовал немецкой практике, заимствуя материал из них для своих собственных восхитительных гальярд. Его собственная прекрасная павана «Sachevil's dolorosi» (Сашевил скорбящий), вероятно, является элегией на смерть Томаса Сэквилла, графа Дорсета (умер в 1608 году). «Opusculum neuwer Pavanen» — довольно консервативный сборник, похожий на сборники Холборна и Доуленда, с сдержанным письмом, в равной степени подходящим для консортов виол или скрипок, хотя в некоторых пьесах используется современное расположение партий, в котором теноровый квинтус заменен вторым сопрано.

Второй сборник, «Opus newer Paduanen» (Опуc новых падуан), также пятиголосный, но гораздо более современный (что позволяет предположить, что сообщавшееся издание 1611 года является ошибочным). Все пьесы, по-видимому, принадлежат самому Симпсону, и они используют двухсопрановое расположение, часто развернутое в виртуозных, скрипичных диалогах. Также присутствует гораздо больший диапазон стилей и форм, включая паваны и гальярды в английском стиле, итальянизированные ричеркар и канцону, а также пьесы под названием «балет» или «маскарада», которые подражают танцам из английской маски или французского придворного балета. Сборник завершается прекрасным набором вариаций, изначально вдохновленных «Quadro Pavin» (Четырехголосный паван) Ричарда Элисона из «The First Booke of Consort Lessons» (Первая книга уроков для консорта) Томаса Морли (Лондон, 1599).

В «Taffel-Consort» (Застольный консорт) процесс модернизации зашел на шаг дальше: все пятьдесят пьес изложены в четырехголосной «струнно-квартетной» партитуре с генерал-басом, и есть пьесы в ре мажоре и даже ля мажоре — тональностях, хорошо подходящих для открытых струн скрипки, но выходящих за рамки традиционной гексахордовой системы. Некоторые принадлежат английским композиторам, включая Доуленда, Роберта Бейтмана, Александра Чешама, Альфонсо Феррабоско Второго, Эдварда Джонсона, Роберта Джонсона и Джозефа Ширли, и, предположительно, аранжированы самим Симпсоном. Пьесы местных композиторов — Николауса Блейера, Кристофа или Кристиана Энгельманна, Иоганна Граббе, Иоганна Гроше или Кроша, Кристофа или Кристиана Тепфера, Мориса Вебстера и самого Симпсона — вероятно, были специально написаны для конкретного ансамбля при дворе в Бюккебурге. Представлен аналогичный диапазон стилей и форм, что и в «Opus newer Paduanen», но с меньшим количеством паван и гальярд. Деятельность Симпсона как аранжировщика и редактора отвлекает внимание от его достоинств как композитора. В лучшем виде его танцы имеют неотразимые мелодии, оживленную голосоведение и логичную, прогрессивную гармонию, в то время как его контрапунктические пьесы, особенно прекрасный ричеркар на английскую народную песню «Bonny sweet Robin» (Красивый милый Робин) (Taffel-Consort, номер 29), показывают, что он был способен на более глубокие вещи.

Произведения

  • «Opusculum (30) neuwer Pavanen, Galliarden, Couranten unnd Volten», на 5 голосов, 1610 (Тридцать новых паванов, гальярд, курант и вольт)
  • «Opus (22) newer Paduanen, Galliarden, Intraden, Canzonen, Ricercaren», на 5 голосов, 1617 (Двадцать две новые падуаны, гальярды, интрады, канцоны, ричеркары)
  • «(50) Taffel-Consort», на 4 голоса, basso continuo, 1621 (Пятьдесят пьес Застольного консорта)
  • Павана, на 5 голосов, 1616 (неполная)
  • Девятнадцать «песен», на 4 голоса (неполные, возможно, сочинены или составлены Симпсоном)
  • Куранта, Вольта, для лютни

Ноты сочинений Томаса Симпсона на сайте библиотеки IMSLP