Симпсон, Кристофер
1602 - 1669

Назад

Christopher Simpson

  • Дата рождения: около 1602–1606 гг.
  • Место рождения: предположительно Эгтон, Северный Йоркшир, Англия
  • Дата смерти: между 5 мая и 29 июля 1669 г.
  • Место смерти: предположительно Холборн, Лондон, Англия

Биография

Он был старшим сыном Кристофера Симпсона из Уэстонби и его жены Дороти; они, как и он сам, были римскими католиками и известными рекузантами (отказчиками от официальной церкви), которые в 1604 году «подозревались в тайном браке». Его отец, сапожник и руководитель труппы актеров из Эгтона, приобрел небольшую ферму (Хант-Хаус) на пустошах примерно в 6 км к югу от Эгтона, которую унаследовал младший Кристофер. Симпсона предварительно отождествляют с «Кристофером Симпсоном, также известным как Сэмпсон» из Апсола в Йоркшире, который учился в католическом колледже Сен-Омер в начале 1620-х годов, был рукоположен в священники в Риме 26 августа 1629 года, вступил в Общество Иисуса (орден иезуитов) в Ваттене в 1634 году, вернулся в Англию к 1639 году в качестве священника при резиденции Святого Иоанна в Дареме и поднялся до главы иезуитской миссии в Нортумбрии (Уркхарт, 1992). Однако с этой идентификацией есть проблемы, и отчет римскому провинциалу Джорджу Грею о том, что священник-иезуит умер 3 марта 1674 года, не находит легкого объяснения.

Во время Гражданской войны Симпсон служил на стороне роялистов в кампаниях 1643–1644 годов под началом графа (позже герцога) Ньюкасла в качестве квартирмейстера в кавалерийском отряде под командованием сына Ньюкасла, лорда Генри Кэвендиша. В посвящении герцогу своего «Compendium of Practical Musik» (Лондон, 1667) Симпсон упомянул пьесы, «сочиненные ранее для развлечения Вашей Милости», и по крайней мере один из его 22 трехголосных эйров, по-видимому, был написан в Уэлбеке, поместье герцога в Ноттингемшире. В период между 1645 и 1649 годами он переехал жить в Скамптон, Линкольншир, в дом сэра Роберта Боллеса, который стал его другом и покровителем, «обеспечивая мне радушное содержание, когда беззаконие времен низвело меня (как и многих других в той общей беде) до состояния, в котором оно было нужно» (посвящение «Chelys …/The Division-viol», 1665). Именно сын сэра Роберта, Джон (р. 1641), стал «главной причиной» написания «The Division-Violist» (Лондон, 1659). Латинская ода Джеймса Албана Гиббса в похвалу блестящей игре Джона Боллеса на виоле в Риме в 1661 году также восхваляет Симпсона как учителя, сравнимого с Хироном, «которого бродячая слава сделала известным миру через мастерство фессалийского юноши». Другим учеником был сэр Джон Сент-Барб, племянник жены Джона Боллеса Элизабет, которому было десять лет, когда был опубликован «The Principles of Practical Musick» (Лондон, 1665), работа, частично созданная для его «особого наставления». Джон Боллес унаследовал титул баронета в 1663 году; Симпсон был свидетелем завещания сэра Роберта, по которому он получил 5 фунтов. Он продолжал пользоваться тесной дружбой сэра Джона, живя в его доме «у Тернстайл в Холборне»; здесь, как следует из записей Вуда, он и умер (хотя в своем альманахе Вуд не был уверен, умер ли он в Лондоне или в Скамптоне). В своем завещании (составленном 5 мая и утвержденном 29 июля 1669 года) Симпсон оставил свои нотные книги сэру Джону; Хант-Хаус перешел к его племяннику. Мэтью Лок, его собрат-католик, почтил его память в 1672 году как «Личность, чья память драгоценна среди хороших и знающих людей за его примерную жизнь и превосходное мастерство»; Джон Дженкинс называл его своим «очень дорогим другом». Его портрет, написанный Джоном Карварденом, хранится на факультете музыки в Оксфорде; гравюра с этого портрета с гербом Симпсона была выполнена Уильямом Фейторном для «The Division-Violist», а второй портрет работы Фейторна появляется (в разных вариантах) в изданиях «Compendium» 1667 и 1678 годов.

Творчество

Симпсон был важнейшим английским писателем о музыке своего времени. «The Division-Violist», к которому Дженкинс, Коулман и Лок добавили хвалебные стихи, имел достаточный успех, чтобы в 1665 году было подготовлено второе, переработанное издание (большинство экземпляров этого второго издания представляют собой второй вариант, датированный 1667 годом) с параллельными латинским и английским текстами, «чтобы сделать его полезным как дома, так и за границей», озаглавленное (на латыни) «Chelys» и (на английском) «The Division-Viol». Сэр Роджер Л’Эстранж, который лицензировал второе издание, назвал его «одним из лучших учебников в мире» для этого инструмента и «работой чрезвычайной полезности для всех видов музыки вообще». Его три части: «О самой виоле с инструкциями, как на ней играть»; «Употребление конкордов, или Компендиум дисканта» и «Метод построения дивизий на основе граунда». Такой же практический и человеческий подход отличает «A Compendium of Practical Musick», который Лок в 1667 году похвалил как «новый, ясный и рациональный; опускающий ничего необходимого и не добавляющий ничего superfluного», Л’Эстранж в 1678 году — как «самый ясный, полезный и правильный метод введения в музыку из существующих», а Пёрселл в 1694 году — как «самую искусную книгу, которую я когда-либо встречал на эту тему». Первая часть, переработка «Principles» 1665 года, трактует о rudiments звуковысотности и метра; остальные четыре части dealing с интервалами, конкордами, каденциями и аккордовыми последовательностями, с обращением с диссонансами и теоретическими аспектами звукоряда, с контрапунктом, имитацией и формами вокальной и инструментальной музыки, а также с канонической техникой. Издания «Brief Introduction» Плейфорда с 1655 по 1679 год включали «A New Way of Making Fowre Parts in Counter-point» Кэмпиона «с дополнительными аннотациями к нему того превосходного и глубокого мастера музыки, г-на Кристофера Симпсона», хотя Симпсон не предназначал их для публикации.

Инструментальные сочинения Симпсона range от «Коротких и легких эйров, предназначенных для учащихся» (в «The Principles of Practical Musick») до works, демонстрирующих мастерство fully fledged виолиста-импровизатора. Его письменные sets of дивизий для одной или двух виол на выдержанный бас являются образцами skill и изобретательности; в таких пьесах, писал он, «превосходство руки» может быть показано так же well, как и в импровизированных дивизиях, «и музыка, perhaps, лучше, хотя и менее достойна восхищения, поскольку более выучена». Его самые сложные и elaborate пьесы — это набор из 12 фантазий («The Monthes»), на которые Дженкинс ссылался в 1659 году в этих строках:

И те твои хорошо сочиненные Месяцы года;

Которые твоя богатая Муза обильно одела,

И каждому Месяцу устроила Музыкальный Пир,

и сопутствующий набор из четырех сюит из фантазии, эйра и гальярды, «The Seasons», вероятно, вдохновленный блестящими фантазия-сюитами Дженкинса для того же консорта. Эти фантазии относятся к типу, описанному композитором в «The Division-Violist» как «начинающиеся с некоторой фуги; затем переходящие в пункты дивизий; отвечающие один другому … и иногда все вместе соединяющиеся в дивизии; но обычно заканчивающиеся серьезной и гармоничной музыкой». Эйры и гальярды содержат три (или, в случае «Зимы», пять) все более блестящих варьированных повторений каждого раздела.

Произведения

Инструментальные

  • 6 эйров, 2 басовые виолы, в «The Principles of Practical Musick» (см. теоретические труды)
  • 39 эйров, дискантовая виола, басовая виола, в «The Principles of Practical Musick» и «A Compendium of Practical Musick» (3/1678) (см. теоретические труды); некоторые также для дискантовой виолы, лира-виолы, басовой виолы, basso continuo (см. «Little Consort») или 2 дискантовых виол, басовой виолы, basso continuo; некоторым не хватает партии дискантовой виолы
  • «Little Consort in 4 Setts» (26 эйров), соль минор, соль мажор, ре минор, ре мажор, дискантовая виола, лира-виола, басовая виола, basso continuo; некоторые также на 2 голоса: дискантовая виола, басовая виола
  • 22 эйра, 2 дискантовые виолы, басовая виола, basso continuo; изданы У. Хэнкоком (Оттава, 1981); некоторые также на 2 голоса: дискантовая виола, басовая виола; еще 14 анонимных эйров приписываются Симпсону МакКартом
  • 20 эйров, 2 дискантовые виолы, 2 басовые виолы, basso continuo
  • около 20 сетов дивизий, басовая виола, basso continuo, в «The Division-Violist» и «Chelys …/The Division-viol» (см. теоретические труды), Т. Салмон: «An Essay to the Advancement of Music» (Лондон, 1672)
  • 6 сетов дивизий, 2 басовые виолы, basso continuo
  • 6 сетов дивизий, дискантовая виола, басовая виола, basso continuo; 4 изданы Д. Бичером и Б. Гиллингемом (Ханнакрой, Нью-Йорк, 1990)
  • 12 фантазий («The Monthes»), дискантовая виола, 2 басовые виолы, basso continuо; изданы М. Бишопом и К. Каннингемом (Оттава, 1982)
  • 4 фантазия-сюиты («The Seasons»), дискантовая виола, 2 басовые виолы, basso continuо
  • 14 уроков, лира-виола
  • 8 проллюзий и 3 прелюдии, басовая виола, в «The Division-Violist» и «Chelys …/The Division-viol» (см. теоретические труды)

Вокальные

  • «I saw fair Cloris» (Я видел прекрасную Хлорис), кэтч, 4 голоса, в «A Compendium of Practical Musick» (см. теоретические труды) (без текста); 1673 (с текстом)

Теоретические труды

  • Аннотации к Т. Кэмпиону: «A New Way of Making Fowre Parts in Counter-point» (Новый способ сочинения четырехголосия контрапунктом), в Дж. Плейфорде: «A Brief Introduction to the Skill of Musick» (Краткое введение в искусство музыки) (Лондон, 2/1655, 8/1679)
  • «The Division-Violist, or An Introduction to the Playing upon a Ground» (Дивизионист, или Введение в игру на основе граунда) (Лондон, 1659, перераб. 2/1665 как «Chelys minuritionum artificio exornata/The Division-viol, or The Art of Playing Extempore upon a Ground» (Келис, украшенная искусством диминуций/Дивизион-виола, или Искусство импровизационной игры на основе граунда), 3/1712)
  • «The Principles of Practical Musick» (Основы практической музыки) (Лондон, 1665); расширенное (2/1667) как «A Compendium of Practical Musick» (Компендиум практической музыки), изд. П.Дж. Лорд (Оксфорд, 1970); (3/1678, 9/около 1775); автографная рукопись

Ноты сочинений Кристофера Симпсона на сайте библиотеки IMSLP