Симпсон, Кристофер
1602 - 1669
Назад
Christopher Simpson

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Он был старшим сыном Кристофера Симпсона из Уэстонби и его жены Дороти; они, как и он сам, были римскими католиками и известными рекузантами (отказчиками от официальной церкви), которые в 1604 году «подозревались в тайном браке». Его отец, сапожник и руководитель труппы актеров из Эгтона, приобрел небольшую ферму (Хант-Хаус) на пустошах примерно в 6 км к югу от Эгтона, которую унаследовал младший Кристофер. Симпсона предварительно отождествляют с «Кристофером Симпсоном, также известным как Сэмпсон» из Апсола в Йоркшире, который учился в католическом колледже Сен-Омер в начале 1620-х годов, был рукоположен в священники в Риме 26 августа 1629 года, вступил в Общество Иисуса (орден иезуитов) в Ваттене в 1634 году, вернулся в Англию к 1639 году в качестве священника при резиденции Святого Иоанна в Дареме и поднялся до главы иезуитской миссии в Нортумбрии (Уркхарт, 1992). Однако с этой идентификацией есть проблемы, и отчет римскому провинциалу Джорджу Грею о том, что священник-иезуит умер 3 марта 1674 года, не находит легкого объяснения.
Во время Гражданской войны Симпсон служил на стороне роялистов в кампаниях 1643–1644 годов под началом графа (позже герцога) Ньюкасла в качестве квартирмейстера в кавалерийском отряде под командованием сына Ньюкасла, лорда Генри Кэвендиша. В посвящении герцогу своего «Compendium of Practical Musik» (Лондон, 1667) Симпсон упомянул пьесы, «сочиненные ранее для развлечения Вашей Милости», и по крайней мере один из его 22 трехголосных эйров, по-видимому, был написан в Уэлбеке, поместье герцога в Ноттингемшире. В период между 1645 и 1649 годами он переехал жить в Скамптон, Линкольншир, в дом сэра Роберта Боллеса, который стал его другом и покровителем, «обеспечивая мне радушное содержание, когда беззаконие времен низвело меня (как и многих других в той общей беде) до состояния, в котором оно было нужно» (посвящение «Chelys …/The Division-viol», 1665). Именно сын сэра Роберта, Джон (р. 1641), стал «главной причиной» написания «The Division-Violist» (Лондон, 1659). Латинская ода Джеймса Албана Гиббса в похвалу блестящей игре Джона Боллеса на виоле в Риме в 1661 году также восхваляет Симпсона как учителя, сравнимого с Хироном, «которого бродячая слава сделала известным миру через мастерство фессалийского юноши». Другим учеником был сэр Джон Сент-Барб, племянник жены Джона Боллеса Элизабет, которому было десять лет, когда был опубликован «The Principles of Practical Musick» (Лондон, 1665), работа, частично созданная для его «особого наставления». Джон Боллес унаследовал титул баронета в 1663 году; Симпсон был свидетелем завещания сэра Роберта, по которому он получил 5 фунтов. Он продолжал пользоваться тесной дружбой сэра Джона, живя в его доме «у Тернстайл в Холборне»; здесь, как следует из записей Вуда, он и умер (хотя в своем альманахе Вуд не был уверен, умер ли он в Лондоне или в Скамптоне). В своем завещании (составленном 5 мая и утвержденном 29 июля 1669 года) Симпсон оставил свои нотные книги сэру Джону; Хант-Хаус перешел к его племяннику. Мэтью Лок, его собрат-католик, почтил его память в 1672 году как «Личность, чья память драгоценна среди хороших и знающих людей за его примерную жизнь и превосходное мастерство»; Джон Дженкинс называл его своим «очень дорогим другом». Его портрет, написанный Джоном Карварденом, хранится на факультете музыки в Оксфорде; гравюра с этого портрета с гербом Симпсона была выполнена Уильямом Фейторном для «The Division-Violist», а второй портрет работы Фейторна появляется (в разных вариантах) в изданиях «Compendium» 1667 и 1678 годов.
Симпсон был важнейшим английским писателем о музыке своего времени. «The Division-Violist», к которому Дженкинс, Коулман и Лок добавили хвалебные стихи, имел достаточный успех, чтобы в 1665 году было подготовлено второе, переработанное издание (большинство экземпляров этого второго издания представляют собой второй вариант, датированный 1667 годом) с параллельными латинским и английским текстами, «чтобы сделать его полезным как дома, так и за границей», озаглавленное (на латыни) «Chelys» и (на английском) «The Division-Viol». Сэр Роджер Л’Эстранж, который лицензировал второе издание, назвал его «одним из лучших учебников в мире» для этого инструмента и «работой чрезвычайной полезности для всех видов музыки вообще». Его три части: «О самой виоле с инструкциями, как на ней играть»; «Употребление конкордов, или Компендиум дисканта» и «Метод построения дивизий на основе граунда». Такой же практический и человеческий подход отличает «A Compendium of Practical Musick», который Лок в 1667 году похвалил как «новый, ясный и рациональный; опускающий ничего необходимого и не добавляющий ничего superfluного», Л’Эстранж в 1678 году — как «самый ясный, полезный и правильный метод введения в музыку из существующих», а Пёрселл в 1694 году — как «самую искусную книгу, которую я когда-либо встречал на эту тему». Первая часть, переработка «Principles» 1665 года, трактует о rudiments звуковысотности и метра; остальные четыре части dealing с интервалами, конкордами, каденциями и аккордовыми последовательностями, с обращением с диссонансами и теоретическими аспектами звукоряда, с контрапунктом, имитацией и формами вокальной и инструментальной музыки, а также с канонической техникой. Издания «Brief Introduction» Плейфорда с 1655 по 1679 год включали «A New Way of Making Fowre Parts in Counter-point» Кэмпиона «с дополнительными аннотациями к нему того превосходного и глубокого мастера музыки, г-на Кристофера Симпсона», хотя Симпсон не предназначал их для публикации.
Инструментальные сочинения Симпсона range от «Коротких и легких эйров, предназначенных для учащихся» (в «The Principles of Practical Musick») до works, демонстрирующих мастерство fully fledged виолиста-импровизатора. Его письменные sets of дивизий для одной или двух виол на выдержанный бас являются образцами skill и изобретательности; в таких пьесах, писал он, «превосходство руки» может быть показано так же well, как и в импровизированных дивизиях, «и музыка, perhaps, лучше, хотя и менее достойна восхищения, поскольку более выучена». Его самые сложные и elaborate пьесы — это набор из 12 фантазий («The Monthes»), на которые Дженкинс ссылался в 1659 году в этих строках:
И те твои хорошо сочиненные Месяцы года;
Которые твоя богатая Муза обильно одела,
И каждому Месяцу устроила Музыкальный Пир,
и сопутствующий набор из четырех сюит из фантазии, эйра и гальярды, «The Seasons», вероятно, вдохновленный блестящими фантазия-сюитами Дженкинса для того же консорта. Эти фантазии относятся к типу, описанному композитором в «The Division-Violist» как «начинающиеся с некоторой фуги; затем переходящие в пункты дивизий; отвечающие один другому … и иногда все вместе соединяющиеся в дивизии; но обычно заканчивающиеся серьезной и гармоничной музыкой». Эйры и гальярды содержат три (или, в случае «Зимы», пять) все более блестящих варьированных повторений каждого раздела.
Инструментальные
Вокальные
Теоретические труды
Ноты сочинений Кристофера Симпсона на сайте библиотеки IMSLP