Зиферт, Пауль
1586 - 1666

Назад

Paul Siefert

  • Дата крещения: 23 мая 1586 года
  • Место крещения: Данциг (ныне Гданьск)
  • Дата смерти: 6 мая 1666 года
  • Место смерти: Данциг

Биография

Пауль Зиферт (также известный как Зиферт, Зиверт, Зиберт) — немецкий композитор и органист. Его отец, прокурор (умер в 1604 году), носил то же имя, что привело к биографической путанице из-за наличия в Данциге и других лиц с фамилией Зиферт. Пауль Зиферт младший был сыном от второго брака своего отца. Он получил стипендию от городского совета Данцига для трёхлетнего обучения (1607–1610) у Свелинка в Амстердаме вместе с Самуэлем Шейдтом, после чего вернулся в Данциг (в конце 1610 года), став помощником органиста в церкви Святой Марии. Главный органист церкви Святой Марии, Каюс Шмидтлейн, умер в марте 1611 года, и Зиферт подал заявку на эту должность, но был отвергнут, отчасти из-за жалоб на его стиль игры и высокомерие. Он покинул город и отправился в Кёнигсберг. С 1611 по 1616 год он был органистом главной церкви в «Альтштадте» Кёнигсберга, после чего стал придворным органистом в Варшаве при Асприлио Пачелли, которого сменил Марко Скаччи. В 1623 году (вероятно, после смертей Пачелли в мае и Михаэля Вейды, органиста церкви Святой Марии) он вернулся в Данциг, где был назначен главным органистом. Он оставался там до своей смерти. Его заявка в 1627 году на пост капельмейстера после смерти действующего руководителя Андреаса Хакенбергера также не увенчалась успехом, и Хакенбергера сменил Каспар Фёрстер старший.

Зиферт, по-видимому, обладал резким характером, что легко наживало ему врагов. Он отдалился при варшавском дворе, а его вражда с данцигским коллегой Каспаром Фёрстером старшим, руководителем хора церкви Святой Марии с 1627 по 1652 год, достигла таких масштабов, что два антагониста подавали в городской совет до 24 документов с просьбой о посредничестве. Его известный спор с Марко Скаччи, руководителем хора при польском дворе с 1628 по 1649 год, можно рассматривать как ответвление этой вражды. Скаччи встал на сторону своего друга Фёрстера и выставил Зиферта некомпетентным (подробнее о споре см. статью о Марко Скаччи).

Творчество

Зиферт принадлежал к той группе северонемецких композиторов, включая Шейдта и Шайдемана, которые создавали свой собственный стиль,而不是 придерживаясь устаревших правил или подражая новым итальянским образцам. Из-за этого индивидуального стиля критика, addressed к его первому сборнику "Псалмы Давида" (1640) — о том, что в нём он смешал разные жанры — в некоторой степени несостоятельна, поскольку его сочинения не принадлежат ни к одной из категорий, перечисленных Скаччи в "Cribrum musicum" (1643). Его последующая попытка оправдать свои псалмовые обработки в "Anticribratio musica" (1645) на основе правил, изложенных в "Cribrum", была естественно обречена на провал.

Содержание первой книги "Псалмов Давида", обработок кальвинистского псалтыря Гудимеля-Лобвассера Реформатской церкви, adhere к техникам его учителя Свелинка и unlike духовным концертам, например, в "Священных симфониях" Шютца: она включает 12 обработок псалмов для четырёх и пяти голосов, а также два концерта для трёх и четырёх голосов. Произведения фактически являются хоральными мотетами; генерал-бас не имеет или почти не имеет значения, и инструменты используются не самостоятельно, а лишь для удвоения или замены голосов. Произведения в "Psalmorum Davidicorum … II" (1651), которые включают 15 псалмов для четырёх-восьми голосов, концерт для четырёх голосов и восьмиголосную инструментальную канцону, исторически более примечательны, поскольку их можно рассматривать как предвестников концертированного хорального мотета и хоральной кантаты. Они начинаются с инструментальных прелюдий, которые возвращаются как ритурнели, и разделены на разделы; сольные и тутти passages чередуются, и в целом контрапункт ослаблен концертантными элементами.

Клавирные произведения Зиферта отражают влияние школы Свелинка, но цикл хоральных вариаций ослаблен чрезмерной орнаментацией и отсутствием контрапунктического движения. Сильно орнаментированная линия обычно исполняется правой рукой с хоралом underneath. Эта фактура прерывается эпизодами, использующими эффекты гармонии и тембра.

Произведения

  • "Psalmen Davids, nach französischer Melodey oder Weise in Music componieret" ("Псалмы Давида, положенные на музыку по французской мелодии или напеву"), 3–5 голосов, инструменты, basso continuo (1640)
  • "Canticum seu Symbolum divi Ambrosii et Augustini Te Deum laudamus" ("Песнь или Символ святого Амвросия и Августина Тебя, Бога, хвалим"), 1–5 голосов, инструменты, basso continuo (1642)
  • "Epithalamium solemnitati nuptiali Augustiis … ac 6. choris" ("Эпиталамий по случаю брачной торжественности Августов… с 6 хорами"), 25 голосов, инструменты, basso continuo (1646), утрачено; опубликовано как Псалом 127 в "Psalmorum" (1651)
  • "Melisma harmonicum …" ("Гармоническое мелисма…"), 5 голосов, 3 инструмента, basso continuo (1647), утрачено
  • "Psalmorum Davidicorum, ad gallicam melodiam … pars II …" ("Давидовы Псалмы, на французскую мелодию… часть II…"), 4–8 голосов, инструменты, basso continuo (1651)
  • "Der Herr herrschen thut" ("Господь царствует"), мотет, 5 голосов, PL-WRu (согласно Эйтнеру)

Инструментальные произведения

  • Канцона для 8 голосов в "Psalmorum" (1651)
  • Фантазия и мотет Лассо, орнаментированный Зифертом, A-Wm; вариации на хорал, D-Bsb; одно произведение, S-Uu
  • 13 фантазий, возможно, принадлежащих Зиферту, D-LEm

Теоретические труды

  • "Anticribratio musica ad avenam Schachianam" ("Антипросеивание музыки к шаховской мякине") (1645)
  • "Examen musicum" ("Музыкальное испытание") (Бреслау, 1649), утрачено

Ноты сочинений Пауля Зиферта на сайте библиотеки IMSLP