Серранус, Иоганн Баптиста
1540 - 1600
Назад
Johann Baptista Serranus

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Баптиста Серранус был немецким композитором. Он был певчим в придворной капелле Ансбаха. В 1560 году он поступил в Виттенбергский университет для изучения теологии и получал там финансовую поддержку по крайней мере с 1565 года от маркграфа Бранденбург-Ансбахского. Он некоторое время пренебрегал своими учебы, чтобы полностью посвятить себя музыке, о чем его наставник Пауль Эбер duly доложил маркграфу. В 1568 году он был назначен кантором в церкви Святого Иоганниса и в латинской школе (Lateinschule) в Ансбахе. С 1573 года и до своей смерти он был приходским священником в Винценценбронне. Очевидно, он был активен как композитор только во время своей учебы.
Между 1565 и 1568 годами ряд его произведений появился отдельно или в антологиях, в основном в Виттенберге. Они включают одно или два произведения по случаю, а также шестиголосное «Erhalt uns, Herr» («Сохрани нас, Господи») и пятиголосное «Herr Gott himlischer Vater» («Господь Бог, Небесный Отче») в сборнике «Das Christlich Kinderlied D. Martini Lutheri: Erhalt uns, Herr» («Христианская детская песня доктора Мартина Лютера: Сохрани нас, Господи», Виттенберг, 1565), который также включает обработку хорала Андреаса Шварца.
Наиболее интересной пьесой является «Das Gebet Josaphat: II. Paral. XX, Wenn wir in höchsten Nöten sein» («Молитва Иосафата: 2 Парал., гл. 20, Когда мы в величайшей нужде») для пяти голосов (Виттенберг, 1567). Она также встречается в четырехголосной версии и в украшенной форме для органа в табулатуре Аммербаха. Это произведение является обработкой стихотворения Пауля Эбера; очевидно, с его согласия — возможно, даже по его указанию — Серранус изложил его полифонически на мелодию хорала «Dix commendements» («Десять заповедей», на слова Маро «Lève le cueur, ouvre l’aurelle» — «Подними сердце, открой слух») из Женевской Псалтири. Пьеса, похоже, была популярна; на ней указаны только первые имена композитора. Марпург цитировал ее как пример композиционной техники XVI века и воспроизвел первые семь тактов.
Ноты сочинений Иоганна Баптисты Серрануса на сайте библиотеки IMSLP