Серра, Луис
1680 - 1759
Назад
Luis Serra

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Луис Серра был каталонским композитором. 19 мая 1699 года он успешно выиграл конкурс у пяти других претендентов на пост maestro de capilla (руководителя капеллы) церкви Санта-Мария-дель-Мар в Барселоне. 23 марта 1715 года он стал руководителем капеллы базилики Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар в Сарагосе, сменив на этом посту спорного Хоакина Мартинеса де ла Рока-и-Болеа. Бернардо де Миральес, преемник Серры, вступил в должность 10 мая 1759 года.
Начиная не позднее 1721 года и вплоть до 1758 года Серра сочинял вильянсико на тексты, ежегодно публиковавшиеся в Сарагосе. Он был музыкантом значительной эрудиции и высоко успешным педагогом; среди его учеников были Педро Аранас-и-Видес и Ольяк-и-Серра. В своем одобрении труда Пабло Насарре «Escuela música segun la practica moderna» («Музыкальная школа согласно современной практике»), датированном Сарагосой, 7 мая 1723 года, он развил мысль Исидора Севильского: «без музыки ни одна дисциплина не может быть совершенной».
Луис Серра является видным представителем испанской музыки эпохи барокко. Продолжая лучшие традиции испанской классической полифонии (prima prattica), он в то же время сочинял свои светские и духовные песни (вильянсико) в пикантном и современном ему стиле. Его творчество демонстрирует глубокое владение контрапунктом и искусство создания масштабных полифонических произведений для больших составов, что особенно заметно в его работах для собора в Сарагосе. Его музыка была известна не только в Испании, но и в испанских колониях в Америке.
Помимо Te Deum, его произведения для Санта-Мария-дель-Мар (все сгорели при разрушении базилики в 1936 году) включают «Goigs de Carles Tercer» («Радости Карла Третьего») для четырех голосов в честь австрийского претендента на испанский престол.
Продолжая лучшие традиции испанской классической полифонии, он сочинил для Эль-Пилар восемь Magnificat для восьми голосов a cappella в первом-восьмом тонах; за его собственный счет они были роскошно переписаны на пергаменте в 1739 году. Он также написал пять обработок «Salve Regina» и шесть марианских антифонов для четырех голосов, все similarly переписанные в 1737 году. В других испанских архивах представлены его латинские произведения в сопровождении инструментов, включая псалмы, мотеты и обработки Magnificat для шести-десяти голосов, а также вильянсико.
Его латинская музыка также распространялась в Испанской Америке. В его мессе си-бемоль мажор для четырех голосов a cappella («De 5°. Tono punto bajo»), хранящейся в соборе Гватемалы, каждое крупное движение начинается с одного и того же заглавного мотива в имитационной точке. Как и его предшественники в Эль-Пилар, Диего де Касседа и Амбиела, и другие испанские композиторы среднего барокко, он наслаждался, демонстрируя мастерство prima prattica в латинских произведениях, в то время как свои вильянсико (датированные 1716–1757 годами) он сочинял в пикантном и развивающемся современном стиле.