Серкейра, Жуан де Лима
.... - 1726
Назад
Juan de Lima Serqueira

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Жуан Серкейра де Лима был португальским арфистом, гитаристом и композитором. В 1676 году он работал музыкантом в труппе актеров в Гранаде, когда был отправлен в Мадрид для участия в «аутос сакраменталес» (мистериях), готовившихся к празднику Тела Христова, которые в том году включали пьесу Кальдерона «La serpiente de metal» («Медный змей»). Серкейра остался в Мадриде в качестве арфиста и музыкального руководителя для ежегодных аутос, для комедий в публичных театрах и для придворных представлений (комедий, сарсуэл, semi-опер и опер).
В 1679 году, выступая в труппе Мануэля Вальехо, он сочинял музыку для второстепенных театральных pieces (вступлений-«лоа» и танцев-«байлес») при дворе, а также дополнительные или заменяющие песни для «утерянных актов [хорнад]» возобновленной постановки пьесы Кальдерона «El hijo del sol, Faeton» («Сын солнца, Фаэтон»). В 1682 году он сочинял музыку для аутос сакраменталес на праздник Тела Христова, а в 1685 и 1686 годах вновь предоставлял новую музыку для придворных лоа и байлес.
Его имя постоянно присутствует в документах различного рода, относящихся к театрам, на протяжении всего конца XVII века. Он выступал и сочинял музыку для труппы Хосе де Прадо с 1711 по 1719 год и вновь в 1723 году после своего официального ухода на покой. Выступая с труппой Прадо, он также привлекался к сочинению музыки для пьес, исполнявшихся другими труппами; например, он сочинил музыку для «Santa Cecilia» («Святой Цецилии», 1713), хотя ее исполняла труппа Хосефа Гарсеса в театре «Принсипе».
Серкейра был самым престижным и талантливым театральным музыкантом своего времени в Испании, проработавшим с мадридскими труппами почти 50 лет. Он так и не получил признания или пенсии при дворе, хотя в последние годы жизни получал пенсию от администраторов публичных театров.
Дошедшее до нас наследие Серкейры (хранится в библиотеках Испании и США) состоит главным образом из песен для аутос сакраменталес, байлес и других театральных pieces, нескольких кантат и одного вильянсико. Его музыка для вступления-лоа к спектаклю «Decio v Eraclea» («Децей и Гераклея»), частично распеваемой зрелищной пьесы, исполненной во дворце Буэн-Ретиро в августе 1708 года по случаю первого дня рождения будущего короля Луиса I, сохранилась не полностью.
Его музыкальный стиль характерен для испанской барочной театральной музыки его эпохи. Будучи виртуозным арфистом, он часто включал в свои партитуры эффектные и выразительные партии для этого инструмента, а также для гитары. Его песни отличаются мелодической изобретательностью и тесной связью с поэтическим текстом, отражая его глубокое понимание драматических потребностей сцены.