Серини, Джованни Баттиста
1715 - 1765

Назад

Giovanni Battista Serini

  • Дата рождения: предположительно 1715 год
  • Место рождения: предположительно Кремона, Италия
  • Дата смерти: после 8 января 1765 года
  • Место смерти: неизвестно

Биография

Джованни Баттиста Серини был итальянским композитором и скрипачом. О его ранней жизни ничего не известно. Вероятно, он состоял в родстве с другими музыкантами, активными в северной Италии и носившими ту же фамилию. Наиболее значительным среди них был Джузеппе Серини (родился в Кремоне около 1645 года), известный благодаря оратории "Il genio deluso" ("Обманутый гений", 1680 или 1690 год) и серенате "Il concerto degli Dei e delle Muse" ("Концерт богов и муз"), сочинённой к свадьбе курфюрста Баварии в 1685 году. Вероятно, существовало два Пьетро Паоло Серини: первый, из Кремоны, был знаменитым певцом в 1670–1680 годах; второй безуспешно пытался получить место скрипача в соборе Святого Марка в Венеции в декабре 1714 года. Катерина Серини, солистка и хористка в консерватории «Инкурабили» примерно с 1760 по 1779 год, возможно, была дочерью Джованни Баттисты.

Джованни Баттиста Серини писал музыку для Роберта Д’Арси, 4-го графа Холдернесса, британского посла в Венецианской республике с 1744 по 1746 год. Возможно, Серини был рекомендован своим учителем Бальдассаре Галуппи, поскольку Галуппи и Д’Арси должны были быть знакомы через их связь с театром Кингс-театр в Хеймаркете, Лондон. Согласно переписным записям, в которых упоминаются жена, ребёнок и больная мать, Серини всё ещё жил в Венеции в 1750 году. Однако позже в том же году он переехал в Бюккебург, чтобы стать композитором при графе Вильгельме Шаумбург-Липпском. Вильгельм, также знакомый с Д’Арси, совершил поездку в Италию в 1750 году, в год своего вступления на престол, и, несомненно, нанял Серини именно тогда. При Вильгельме бюккебургский двор, созданный по образцу берлинского, стал одним из самых культурных в Германии, и шесть лет, проведённые там Серини, были продуктивными: библиотека содержала более 24 симфоний, множество камерных пьес, интермеццо, кантат, мотетов, духовных произведений и опер, но они исчезли во время Второй мировой войны. Серини также преподавал певице Лусии Элизабет Мюнххаузен, которая вышла замуж за И.К.Ф. Баха в 1755 году.

В том же году Серини преподнёс графу Холдернессу, сопровождавшему Георга II в его летней поездке в Ганновер, 212-страничную рукопись в кожаном переплёте с симфониями, концертами для чембало, сонатами для флейты и ариями. С учётом надвигающейся Семилетней войны её чрезмерно лестное посвящение, датированное 15 июня, могло быть едва замаскированной просьбой о трудоустройстве. Когда год спустя Серини покинул Бюккебург, он уехал в Прагу со своим соотечественником и коллегой Анджело Колонной (работал в 1736–1756 годах). В последний раз о Серини услышали в 1765 году, когда он написал Вильгельму из Бонна. Его письмо сопровождалось несколькими партитурами и сообщало графу о его должности учителя дочери монсеньора Крессенера (британского дипломатического представителя с 1755 по 1781 год), ещё одного знакомого Д’Арси.

Творчество

Музыка Серини по сути своей галантна. Мелодии часто привлекательны, но, несмотря на некоторые индивидуальные идеи, распространены стандартные формулы, а иногда и лишены воображения. Мажорный лад встречается гораздо чаще, чем минорный. Симфонии, в трёх частях, короткие и беззаботные, с темами, явно основанными на тонике и доминанте. Верхние струнные часто заняты повторяющимися нотами, гаммами и арпеджио. Концерты для чембало, особенно в своих первых частях, более интересны и значительны во всех отношениях и предъявляют значительные технические требования к солисту, как и сонаты для флейты. Арии мелодраматичны (как и подобает их текстам) и содержат некоторые выразительные гармонические, оркестровые и динамические эффекты. Контрапункт не является стилистической особенностью, но его использование в двух трио-сонатах соль мажор и в финале двойной фуги сонаты для чембало ми мажор показывает определённое мастерство. Георг Шюнеманн, изучавший музыку из библиотеки Бюккебурга, пришёл к выводу, что Серини был «компетентным музыкантом, одинаково хорошо разбиравшимся во всех областях работы, который писал приятно и привлекательно, согласно вкусу времени, но который также, например, в своих кантатах, был индивидуальным и впечатляющим».

Произведения

Духовная музыка

  • "San" для SATB, 2 скрипок, 2 валторн, виолончели и органа
  • Мотет "O fallaces honores ita procul volate" ("О обманчивые почести, улетучивайтесь прочь", ошибочно приписывается Франческо Серини)
  • Мотет "Sum in medio tempestatum" ("Я посреди бурь") для одного голоса и фортепиано

Светская вокальная музыка

  • Опера "Le nozze di Pisiche" ("Брак Психеи", Венеция, 1736), музыка утрачена
  • Опера "La fortunata sventura" ("Счастливая неудача", Бергамо, 1740), музыка утрачена
  • 7 арий для тенора/двух теноров и оркестра
  • Ария для сопрано и оркестра
  • Речитатив и ария для тенора и фортепиано
  • Ария для сопрано и фортепиано

Инструментальная музыка

  • 6 симфоний
  • 2 симфонии (неполные)
  • 9 симфоний
  • 3 "Sinfonie à 4 stromenti" ("Симфонии для четырёх инструментов")
  • "Sonata à 4 stromenti" ("Соната для четырёх инструментов")
  • 6 концертов для чембало
  • 2 сонаты для чембало
  • 3 сонаты для чембало
  • 2 сонаты для фортепиано
  • 6 сонат для флейты и бассо континуо
  • "Andantino graziozo" ("Андандино грациозо") для скрипки и фортепиано
  • 3 трио-сонаты: для 2 флейт и бассо континуо; для 2 скрипок и бассо континуо; для 2 флейт и бассо континуо
  • 6 дуэтов для 2 скрипок, соч. 1

Ноты сочинений Джованни Баттисты Серини на сайте библиотеки IMSLP