Сенайе, Жан Батист
1688 - 1730

Назад

Jean Baptiste Senaillé

  • Дата рождения: около 1688 года
  • Место рождения: Париж, Франция
  • Дата смерти: 18 октября 1730 года
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Жан Батист Сенайе был французским скрипачом и композитором эпохи барокко. Его отец, Жан Сенайе, скрипач ансамбля «Двадцать четыре скрипки короля», предположительно, был первым учителем Жана Батиста. Согласно статье в «Mercure de France», опубликованной через восемь лет после его смерти, Сенайе учился у скрипача Джованни Антонио Пьяни. Фети утверждал, что он также занимался у Жана-Батиста Люлли, но это представляется чистой воды предположением. Сенайе опубликовал свои первые две книги сонат для скрипки в 1710 и 1712 годах. Он, должно быть, уже оказывал определенное влияние как скрипач в Париже, поскольку одна из «Сонат для скрипки соло» Луи-Антуана Дорнеля (1711) озаглавлена «La Senaillé» (Сенайе). В январе 1713 года он получил место своего отца в ансамбле «Двадцать четыре скрипки короля» и (за исключением отсутствия продолжительностью около четырех лет) был связан с этим коллективом до своей смерти. Сенайе, по-видимому, провел годы между публикацией его третьей и четвертой книг (1716–1721) в Италии, хотя точный род его занятий там остается неясным. Нет твердых доказательств того, что он учился в Модене у Томазо Антонио Витали, а рассказы о его восторженном приеме при Моденском дворе, впервые сообщенные Титоном дю Тийе в 1743 году, вероятно, можно discount (отбросить), поскольку они содержат фактические ошибки о герцогской семье. Он вернулся в Париж к январю 1720 года, когда числился среди скрипачей, игравших в «Балете Карденио» под управлением Жана-Фери Ребеля. В 1722 году он получил привилегию на сборник «Французских сонат с бассо континуо и других симфонических пьес для двух и трех партий»; однако единственной новой публикацией после этой даты стала его пятая книга сонат 1727 года. С 1728 года он регулярно выступал в «Concert Spirituel» (Духовном концерте), и, как ясно из различных отчетов в «Mercure», его признавали одним из ведущих скрипачей Парижа. Его репутация распространилась, Иоахим Кристоф Немейц в своем «Séjour de Paris» (Пребывание в Париже) (Лейден, 1727) описывает его как «превосходного скрипача, [который] сочинил несколько прекрасных сонат для скрипки и бассо континуо».

После его смерти место Сенайе в «Двадцати четырех скрипках короля» занял Франсуа Франкёр. «Mercure» за июнь 1738 года воздал ему должное:

«Он провел некоторое время в Италии и приобрел достаточно итальянского вкуса, чтобы умело смешать его с очень привлекательной французской мелодией. Прогресс, который скрипка с тех пор сделала во Франции, обязан ему, ибо он внедрил в свою музыку довольно технически сложные вещи. Поскольку его симфонические арии были так привлекательны и обладали определенным блеском, все были очарованы ими и хотели научиться их играть — особенно в то время, когда едва ли кто-либо начал знакомиться с какой-либо музыкой, выходящей за привычные рамки».

Этот автор считал Сенайе «одним из наших лучших скрипачей», хотя и не совсем равным Люлли «ни по силе, ни по красоте исполнения». Однако как композитор он считался более искусным, чем либо Люлли, либо Микеле Маскитти. В 1743 году Титон дю Тийе подвел итог достижениям Сенайе следующим образом:

«Сенайе превосходил других также в точности и грации, с которой он играл на скрипке… Он сделал приятную смесь из естественной, благородной и грациозной мелодии французской музыки с ученой и блестящей гармонией итальянской музыки, которая [комбинация] нравилась людям с хорошим вкусом».

Эти ранние комментаторы были правы, указывая на положение Сенайе как композитора «объединенных вкусов» (goûts réunis). Хотя практически все его сонаты соответствуют кореллиевской четырехчастной схеме медленно–быстро–медленно–быстро, большинство отдельных частей основаны на формах французского танца. Более поздние сонаты кажутся более итальянизированными; № 8 из третьей книги открывается Largo (Ларго), в котором скрипка играет блестящие слигованные пассажи над выдержанным педальным тоном. Басовые линии в более поздних книгах часто активны так же, как и в op.5 Корелли (особенно № 4, 5 и «La Folia»). Две сонаты имеют облигатную басовую партию, которая отличается от линии бассо континуо, а именно Соната № 1 из второй книги, где использование альтового ключа указывает на то, что она предназначена для басовой виолы да гамба, и Соната № 3 из четвертой книги, где она помечена как «violoncello» (виолончель). С скрипичной точки зрения сонаты лишь умеренно сложны, хотя они и представляют собой значительный шаг вперед в технических требованиях французской скрипичной музыки. Книги 1 и 2, в которых часто используются, например, battements (батманы, вид скрипичной техники), во многих отношениях более виртуозны, чем более поздние тома. Лишь изредка музыка заходит в верхние позиции на грифе, хотя в блестящем Allegro assai (Аллегро ассаи), завершающем последнюю сонату в третьей книге, есть протяженный пассаж в седьмой позиции.

Произведения

  • "Premier livre de [10] sonates" (Первая книга [10] сонат), для скрипки и basso continuo (1710)
  • "Deuxième livre de [10] sonates" (Вторая книга [10] сонат), для скрипки и basso continuo (1712)
  • "[10] Sonates … livre 3" ([10] Сонат ... книга 3), для скрипки и basso continuo (1716)
  • "Quatrième livre de [10] sonates" (Четвертая книга [10] сонат), для скрипки и basso continuo (1721)
  • "[10] Sonates" ([10] Сонат), для скрипки и basso continuo (1727)

Ноты сочинений Жана Батиста Сенайе на сайте библиотеки IMSLP