Сельма-и-Салаверде, Бартоломе де
1595 - 1638
Назад
Bartolomé de Selma y Salaverde

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Бартоломе де Сельма-и-Салаверде был испанским августинским монахом, композитором и фаготистом эпохи раннего барокко. Его отцом был инструменталист королевской капеллы Бартоломе де Сельма (ум. Мадрид, 28 августа 1616 года), а матерью — Анхела Салаверде. 21 октября 1613 года он принял постриг в монастыре Сан-Фелипе-эль-Реал, мадридской резиденции ордена августинцев. С 1628 по 1630 год он служил виртуозом-фаготистом при эрцгерцоге Леопольде во время его пребывания в Инсбруке. Единственный сохранившийся сборник Сельма-и-Салаверде, "Canzoni fantasie et correnti da suonar" (Канцоны, фантазии и курренты для исполнения) (Венеция, 1638), посвящен сыну короля Польши и Швеции Сигизмунда III, Карлу Фердинанду, который был епископом Бреслау (Вроцлава) с 1625 года до своей смерти, но почти исключительно проживал в Варшаве и её окрестностях. В посвящении Сельма-и-Салаверде указывает, что он «рождён и воспитан в Испании», и упоминает двух maestro di cappella (капельмейстеров) — Дж.Дж. Порро и Джованни Валентини (старшего), которые, предположительно, были его личными знакомыми.
Творческое наследие композитора представлено единственным известным сборником инструментальной музыки "Canzoni fantasie et correnti da suonar", предназначенным для одного-четырёх голосов и basso continuo (бассо континуо). Этот сборник примечатетем, что содержит первые в истории опубликованные сольные партии для фагота, которые опускаются до ноты B ' (си-бемоль контроктавы), а виртуозная сложность пассажей свидетельствует о том, что сам композитор был мастером своего инструмента. Предисловие Клаудио Панты к сборнику восхваляет его владение дыханием и атакой (язычком). Танцы для двух, трёх и четырёх голосов отличаются изобретательностью, а occasional (случайные) хроматические ходы придают музыке яркий колорит. В других пьесах «современность» проявляется в частых, внезапных, предписанных указаниях на контрасты темпа и динамики. Канцона "Canzon a 4 sopra battaglia" (Канцона на тему битвы для 4 голосов) начинается с типичных фанфар и оживлённых военных сигналов, характерных для испанских и португальских баталий от Корреа де Араухо до Кабанильеса.
Ноты сочинений Бартоломе де Сельму-и-Салаверде на сайте библиотеки IMSLP