Зелле, Томас
1599 - 1663
Назад
Thomas Selle

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Томас Зелле был немецким композитором и кантором эпохи барокко. Он родился в бедной семье, но благодаря правилам, принятым в Деличше в 1598 году, получил возможность получить образование и содержаться там в течение короткого времени. Затем он отправился в Лейпциг, возможно, в школу Святого Фомы (Томасшуле), и точно поступил в университет, где matriculated (зачислился) летним семестром 1622 года. Его пребывание в Лейпциге, несомненно, стало музыкальным стимулом; в рукописи "Kurtze doch gründliche Anleitung zur Singekunst" (Краткое, но основательное руководство по искусству пения) (примерно 1642 год) он упомянул кантора Святого Фомы Зетуса Кальвизия словами, которые позволяют предположить, что он у него учился. С 1624 года, по крайней мере, он жил на северо-западе Германии: сначала в качестве кантора в Хайде, с 1625 года — ректора в nearby (близлежащем) Вессельбурене, с мая 1634 года — кантора в Итцехо, а с 12 августа 1641 года — кантора в Иоганнеуме в Гамбурге. Будучи городским директором церковной музыки в Гамбурге, он неустанно и успешно работал над тем, чтобы современная музыка регулярно и качественно исполнялась.
Зелле был плодовитым композитором вокальной музыки в самых разных формах и стилях, распространенных в то время, хотя справедливо сказать, что в целом её количество более впечатляет, чем качество. Практически все его сочинения, по-видимому, датируются годами его жизни на северо-западе Германии. Влияние Иоганна Германа Шайна прослеживается как в его sacred (духовных), так и в secular (светских) работах; поскольку Шайн был преемником Кальвизия на посту кантора Святого Фомы, это был ещё один долг Зелле перед его formative (формирующими) годами в Лейпциге. Как член гамбургской школы авторов песен, он, кажется, не чувствовал себя как дома в более легких формах со их stereotyped (стереотипными) мотивами, слабой имитационной техникой и эпизодическими гомофонными разделами. Однако его «Пасторели» 1624 года являются хорошими примерами модного местного стиля; несомненно, музыка превосходит стихи, которые, как ясно из предисловия к "Concertatio castalidum", Зелле написал сам. Обладая верным instinct (инстинктом) к тому, что было музыкально желательно и practically (практически осуществимо), он в своей церковной музыке следовал идеям Михаэля Преториуса о контрастах и разнообразии тембра, возможностях исполнения одной и той же музыки разными составами, а также о необходимости varied (разнообразных), четких форм, articulated (артикулированных) инструментальными symphonies (симфониями), интерлюдиями и ритурнелями. Эти особенности отличают, прежде всего, его духовные концерты, а также его музыку к Страстям; его «Страсти по Иоанну», одни из самых notable (значительных) Страстей XVII века, являются первыми Страстями, включающими инструментальные интерлюдии. Из хоральных концертов Самуэля Шайдта он перенял идею anticipation (предвосхищения) и подготовки через сольное изложение полного, полностью оркестрованного изложения хоральной темы. Его эклектизм и готовность к компромиссу также encompassed (включали) remnants (пережитки) старого стиля; их всё ещё можно увидеть в поздний период его карьеры в его сочинениях на тексты Иоганна Риста, где хоральные мелодии без противоречий выступают в качестве vehicles (средств) для современного типа текстоизложения.
В период с 1646 по 1653 год Зелле создал полную рукописную компиляцию своей духовной музыки (включая уже опубликованные произведения) в 16 голосовых партиях и трёх томах табулатуры, которую он пересмотрел в 1663 году (все хранятся в D-Hs). Она включает 281 произведение: 90 на латинские тексты (одно только в табулатуре) и 187 на немецкие тексты, а также три Passions (Страстей) и одну Resurrection historia (Историю Воскресения), которые позже были отделены от коллекции и переплетены отдельно. По-видимому, он намеревался опубликовать латинские произведения за свой счёт в Ростоке в 1646 году. 36-голосный канон (D-Bsb) и трактат "Instrumentum instrumentorum" (D-Hs), ранее приписывавшиеся Зелле, как теперь известно, ему не принадлежат.
Ноты сочинений Томаса Зелле на сайте библиотеки IMSLP