Зелле, Томас
1599 - 1663

Назад

Thomas Selle

  • Дата рождения: 23 марта 1599 года
  • Место рождения: Цёрбиг, близ Биттерфельда, Саксония, Священная Римская империя
  • Дата смерти: 2 июля 1663 года
  • Место смерти: Гамбург, Священная Римская империя

Биография

Томас Зелле был немецким композитором и кантором эпохи барокко. Он родился в бедной семье, но благодаря правилам, принятым в Деличше в 1598 году, получил возможность получить образование и содержаться там в течение короткого времени. Затем он отправился в Лейпциг, возможно, в школу Святого Фомы (Томасшуле), и точно поступил в университет, где matriculated (зачислился) летним семестром 1622 года. Его пребывание в Лейпциге, несомненно, стало музыкальным стимулом; в рукописи "Kurtze doch gründliche Anleitung zur Singekunst" (Краткое, но основательное руководство по искусству пения) (примерно 1642 год) он упомянул кантора Святого Фомы Зетуса Кальвизия словами, которые позволяют предположить, что он у него учился. С 1624 года, по крайней мере, он жил на северо-западе Германии: сначала в качестве кантора в Хайде, с 1625 года — ректора в nearby (близлежащем) Вессельбурене, с мая 1634 года — кантора в Итцехо, а с 12 августа 1641 года — кантора в Иоганнеуме в Гамбурге. Будучи городским директором церковной музыки в Гамбурге, он неустанно и успешно работал над тем, чтобы современная музыка регулярно и качественно исполнялась.

Творчество

Зелле был плодовитым композитором вокальной музыки в самых разных формах и стилях, распространенных в то время, хотя справедливо сказать, что в целом её количество более впечатляет, чем качество. Практически все его сочинения, по-видимому, датируются годами его жизни на северо-западе Германии. Влияние Иоганна Германа Шайна прослеживается как в его sacred (духовных), так и в secular (светских) работах; поскольку Шайн был преемником Кальвизия на посту кантора Святого Фомы, это был ещё один долг Зелле перед его formative (формирующими) годами в Лейпциге. Как член гамбургской школы авторов песен, он, кажется, не чувствовал себя как дома в более легких формах со их stereotyped (стереотипными) мотивами, слабой имитационной техникой и эпизодическими гомофонными разделами. Однако его «Пасторели» 1624 года являются хорошими примерами модного местного стиля; несомненно, музыка превосходит стихи, которые, как ясно из предисловия к "Concertatio castalidum", Зелле написал сам. Обладая верным instinct (инстинктом) к тому, что было музыкально желательно и practically (практически осуществимо), он в своей церковной музыке следовал идеям Михаэля Преториуса о контрастах и разнообразии тембра, возможностях исполнения одной и той же музыки разными составами, а также о необходимости varied (разнообразных), четких форм, articulated (артикулированных) инструментальными symphonies (симфониями), интерлюдиями и ритурнелями. Эти особенности отличают, прежде всего, его духовные концерты, а также его музыку к Страстям; его «Страсти по Иоанну», одни из самых notable (значительных) Страстей XVII века, являются первыми Страстями, включающими инструментальные интерлюдии. Из хоральных концертов Самуэля Шайдта он перенял идею anticipation (предвосхищения) и подготовки через сольное изложение полного, полностью оркестрованного изложения хоральной темы. Его эклектизм и готовность к компромиссу также encompassed (включали) remnants (пережитки) старого стиля; их всё ещё можно увидеть в поздний период его карьеры в его сочинениях на тексты Иоганна Риста, где хоральные мелодии без противоречий выступают в качестве vehicles (средств) для современного типа текстоизложения.

В период с 1646 по 1653 год Зелле создал полную рукописную компиляцию своей духовной музыки (включая уже опубликованные произведения) в 16 голосовых партиях и трёх томах табулатуры, которую он пересмотрел в 1663 году (все хранятся в D-Hs). Она включает 281 произведение: 90 на латинские тексты (одно только в табулатуре) и 187 на немецкие тексты, а также три Passions (Страстей) и одну Resurrection historia (Историю Воскресения), которые позже были отделены от коллекции и переплетены отдельно. По-видимому, он намеревался опубликовать латинские произведения за свой счёт в Ростоке в 1646 году. 36-голосный канон (D-Bsb) и трактат "Instrumentum instrumentorum" (D-Hs), ранее приписывавшиеся Зелле, как теперь известно, ему не принадлежат.

Произведения

  • "Hagio-deca-melydrion" (Священная десятипесенница), для 1-4 голосов и basso continuo (1627)
  • "Monomachia harmonico-latina … et ritornellis, congressus prior" (Латинская гармоническая мономахия ... с ритурнелями, первая встреча), для 2, 5, 6 голосов и basso continuo (1630)
  • "Monophonia harmonico-latina" (Латинская гармоническая монофония), для 1-3, 6 голосов и basso continuo (1633)
  • "Concertuum binis vocibus … decas" (Десять концертов для двух голосов), для 2 голосов и basso continuo (1634)
  • "Concertuum trivocalium germanico-sacrorum pentas" (Пять немецких духовных концертов для трех голосов), для 3 голосов и basso continuo (1635)
  • "Concertuum latino-sacrorum … pentas" (Пять латинских духовных концертов), для 2, 4 голосов и basso continuo (1635)
  • "Concertuum latino-sacrorum … liber primus" (Латинские духовные концерты ... первая книга), для 2, 4, 5 голосов и basso continuo (Росток, 1646)
  • 58 произведений в сборнике И. Риста "Sabbathische Seelenlust" (Воскресная услада души) (Люнебург, 1651)
  • 52 произведения в сборнике И. Риста "Neue musikalische Festandachten" (Новые музыкальные праздничные богослужения) (Люнебург, 1655)
  • "Monomachia harmonico-latina … et ritornellis, congressus posterior" (Латинская гармоническая мономахия ... с ритурнелями, вторая встреча), для 2, 5, 6 голосов и basso continuo, 1630, D-Hs (неполн.)
  • "Passio in dialogo secundum Matthaeum" (Страсти в диалоге по Матфею), для 10 голосов и basso continuo, 1642, D-Hs
  • "Passio secundum Johannem cum intermediis" (Страсти по Иоанну с интерлюдиями), для 12, 5, 4 голосов и basso continuo, 1643, D-Hs
  • "Passio secundum Johannem, sine intermediis" (Страсти по Иоанну, без интерлюдий), для 6, 5 голосов и basso continuo, после 1643, D-Hs
  • "Die Aufferstehung Christi nach den 4 Evangelisten" (Воскресение Христа по четырем Евангелистам), для 8, 14 голосов и basso continuo, D-Hs
  • "Contrapunctus simplex" (Простой контрапункт), для 4, 5 голосов и basso continuo, D-Hs (неполн.)
  • "Chorus fidicinius etlicher Kirchen-Psalmen" (Хор скрипачей некоторых церковных псалмов), для 2-7 голосов и basso continuo, D-Hs
  • 10 мотетов для 8 голосов, GÖL (сомнит.; см. Jung)
  • "Concertatio castalidum" (Соревнование касталид), для 3 голосов (1624)
  • "Deliciae pastorum arcadiae" (Утехи аркадских пастухов), 10 пасторалей, для 3 голосов (1624)
  • "Deliciarum juvenilium decas harmonica-bivocalis" (Десять гармонических юношеских утех для двух голосов), для 2 голосов и basso continuo (1634)
  • "Amorum musicalium … decas I" (Музыкальных любвей ... первая десятка), для 3 голосов (1635)
  • "Monophonetica, hoc est, Allerhand lustige … Liedlein" (Монофонические, то есть всякие весёлые ... песенки), для 1 голоса и basso continuo (1636)
  • 25 свадебных песен, 7 заупокойных песен, 2 другие, опубликованные отдельно в 1623–1655 годах: некоторые утрачены
  • "Kurtze doch gründliche Anleitung zur Singekunst" (Краткое, но основательное руководство по искусству пения), теоретический труд, D-Hs

Ноты сочинений Томаса Зелле на сайте библиотеки IMSLP