Зелих, Даниэль
1581 - 1626

Назад

Daniel Selich

  • Дата рождения: крещён 4 февраля 1581 года
  • Место рождения: Виттенберг, Германия
  • Дата смерти: 1626 год
  • Место смерти: Вольфенбюттель, Германия

Биография

Даниэль Зелих — немецкий композитор эпохи позднего Возрождения и раннего барокко. В 1601 году он поступил в Виттенбергский университет, а к 1616 году стал музыкальным руководителем замка Веезенштайн близ Дрездена. Вскоре после этого он занял пост капельмейстера при дворе герцога Филиппа Сигизмунда в Ибурге, епископа Фердена и Оснабрюка. По рекомендации епископа в 1621 году Зелих сменил Михаэля Преториуса на посту капельмейстера при дворе герцога Фридриха Ульриха в Вольфенбюттеле. Хотя двор был скромным, уровень музыки там был высоким, и, судя по содержанию «Нового сочинения» Зелиха, написанного для капеллы, в число музыкантов входило несколько инструменталистов и певцов высокого класса.

Творчество

«Новое сочинение» содержит двадцать четыре духовных концерта, представляющих собой обработки латинских и немецких текстов последовательно весёлого характера для составов от двух голосов с бассо континуо до двойного хора с дополнительными инструментами. Некоторые инструментальные партии независимы, другие удваивают голоса; конкретные инструменты всегда указаны. Предисловие включает инструкции по расположению хоров и инструментов и подразумевает, что процедура в основном соответствует той, которую пропагандировал Шютц в своих «Псалмах Давида» (1619 год), хотя расположение концертов и то, как Зелих использует свои силы, больше соответствуют первому набору «Священных симфоний» Шютца (1629 год), чем «Псалмам». Некоторые масштабные обработки почти напоминают миниатюрные кантаты с хоровыми припевами, разделы с меньшим количеством голосов, предназначенные для солистов, и инструментальными интерлюдиями, которые иногда написаны для семейств инструментов. Использование украшений в итальянском стиле показывает вероятное влияние Шютца, как и мадригальное звукоизображение текста. Постоянное разнообразие используемых сил, чувство формы и выразительное оформление текста в некоторой степени компенсируют менее imaginative тематический материал, который иногда довольно четырёхдольный. Обработка Псалма 85 для двух смешанных хоров содержит мощные созвучия и резкие контрасты высоких и низких блоков звука.

Произведения

Утраченные сочинения:

  • "Prodromus cantilenarum harmonicarum exhibens paduanas, intradas, galliardas & corrantes" («Предвестник гармонических песен, содержащий падуаны, интрады, гальярды и куранты»), Виттенберг, 1614 год
  • "Prodromus exercitationum" («Предвестник упражнений»), для четырёх-шести инструментов, Виттенберг, 1615 год

Сохранившиеся сочинения:

  • "Ein Weihnacht Gesang" («Рождественская песнь»), для пяти голосов, Лейпциг, 1616 год
  • "Christlicher Wundsch aus dem 85. Psalm" («Христианское пожелание из 85-го псалма»), для восьми голосов и бассо континуо, Вольфенбюттель, 1623 год; также в «Новом сочинении»
  • "Opus novum, geistlicher lateinisch und teudscher Concerten und Psalmen" («Новое сочинение, духовные латинские и немецкие концерты и псалмы»), для двух-двенадцати голосов и бассо континуо, Вольфенбюттель, 1623-1624 годы
  • Один мотет, для двух голосов и бассо континуо, в сборнике 1638 года

Ноты сочинений Даниэля Зелиха на сайте библиотеки IMSLP