Сейшаш, Карлуш ди
1704 - 1742

Назад

Carlos de Seixas

  • Дата рождения: 11 июня 1704 года
  • Место рождения: Коимбра, Португалия
  • Дата смерти: 25 августа 1742 года
  • Место смерти: Лиссабон, Португалия

Биография

Карлуш ди Сейшаш — португальский композитор и органист, ведущая фигура португальской музыки восемнадцатого века. Он был сыном Франсишку Ваша и Марселины Нунеш; неизвестно, почему фамилия Ваш была заменена на Сейшаш. Несколько аутентичных рукописных копий его музыки содержат только имя Жозе Антониу Карлуш. В 1718 году, в возрасте четырнадцати лет, Сейшаш сменил своего отца на посту органиста собора в Коимбре. Два года спустя он переехал в Лиссабон, где получил желанную должность органиста в королевской капелле, которую занимал до конца своей жизни. В 1738 году Жуан Пятый удостоил его рыцарского звания. Лиссабонское землетрясение 1755 года может быть причиной того, что ни одно из произведений Сейшаша не сохранилось в автографе. Сохранившиеся копии немногочисленны и не датированы и могут представлять не более чем часть его общего наследия: его официальные обязанности должны были требовать гораздо больше церковных сочинений, чем восемь хоровых работ, перечисленных ниже; а Барбоза Машаду записал, что Сейшаш написал семьсот клавишных «токкат», но только восемьдесят восемь, по-видимому, сохранились.

Важность Сейшаша как композитора основывается главным образом на его клавирных сонатах. Их стиль часто обсуждался в терминах влияния Доменико Скарлатти, потому что с 1720 года они оба работали в королевской капелле в Лиссабоне, профессиональное сотрудничество, которое длилось восемь лет, до отъезда Скарлатти в Испанию. Ничего не известно об обстоятельствах этого сотрудничества, но ясно, что оно было основано на взаимном уважении: когда они впервые встретились, Скарлатти, как сообщается (по словам Маззы), «узнал гиганта по пальцу» и сказал Сейшашу: «Вы тот, кто должен давать мне уроки».

Сонаты Сейшаша являются типичными примерами стилистической неоднозначности переходного периода между стилями барокко и классицизма. Некоторые напоминают барочную токкату (номера 8 и 9, первые части, согласно нумерации в издании «Музыка Португалии»), другие являются textbook примерами чувствительного стиля (номера 41, третья часть, и 49, четвёртая часть), некоторые предполагают идиому мангеймской школы (номер 18, вторая часть), большое количество обладает простотой и, временами, пустотой галантных развлекательных пьес (номера 77, первая часть, и 30), в то время как только меньшинство отражает стиль Скарлатти в форме и техническом display (номер 27, первая часть). Наиболее очевидное различие между Сейшашем и Скарлатти заключается в их подходе к сонатному циклу. В то время как Скарлатти вскоре отказался от многочастной формы в пользу одиночной или парной бинарной сонатной части, Сейшаш продолжал писать сонаты в трёх, четырёх и даже пяти частях на протяжении всей своей жизни. Одночастные сонаты Сейшаша в основном лишены тех черт, которые обычно ассоциируются со Скарлатти, таких как имитационные начала (только в номере 70) и техническая виртуозность, связанная с утверждением дополнительной тональности. Что касается внутренней структуры бинарной сонатной части, Сейшаш самостоятельно занимался далеко идущими экспериментами, включающими мотивное развитие после двойной тактовой черты (номер 47) и создание расширенных форм на основе разнообразия мотивных паттернов (номер 10 имеет 390 тактов). Он был accomplished виртуозом как на органе, так и на клавесине, и хотя он использовал многие характерные особенности преобладающего итальянского клавесинного стиля, некоторые его сонаты демонстрируют индивидуально развитую и высоко требовательную клавишную технику (номера 50 и 57, первая часть).

Творчество

Произведения

Хоровые сочинения:

  • "Tantum ergo" («Дарохранительница»)
  • "Ardebat vincentius" («Пылал Винсентий»)
  • "Conceptio gloriosa" («Славное зачатие»)
  • "Gloriosa virginis Mariae" («Славной Девы Марии»)
  • "Hodie nobis caelorum" («Сегодня нам небес»)
  • "Sicut cedrus" («Как кедр»)
  • "Verbum caro" («Слово плоть»)
  • "Dythyrambus in honorem et laudem Div. Antonii Olissiponensis" («Дифирамб в честь и хвалу святого Антония Лиссабонского»)

Инструментальные сочинения:

  • Увертюра, ре мажор
  • Концерт, ля мажор, для клавесина и струнных
  • Симфония, си-бемоль мажор

Клавирные сочинения:

  • 64 аутентичные сонаты
  • 24 аутентичные сонаты
  • 16 неаутентичных сонат

Ноты сочинений Карлуша ди Сейшаша на сайте библиотеки IMSLP