Зайдель, Самуэль
1610 - 1665

Назад

Samuel Seidel

  • Дата рождения: около 1610 года
  • Место рождения: Гласхютте, Саксония, Священная Римская империя
  • Дата смерти: похоронен 9 ноября 1665 года
  • Место смерти: Гласхютте, Саксония, Священная Римская империя

Биография

Самуэль Зайдель — немецкий композитор и органист эпохи барокко. Он происходил из старой семьи Гласхютте и уже в молодом возрасте, по-видимому, был активен как органист. В 1635 году он был официально назначен органистом приходской церкви в Гласхютте, а с 1640 года и до своей смерти также занимал пост кантора там же. Его произведения, широко исполнявшиеся в Саксонии, показывают влияние центрально-немецких композиторов того периода, в частности, Андреаса Хаммершмидта. Он писал мотеты для пяти и шести голосов и духовные концерты для небольшого состава голосов с генерал-басом. В последних присутствуют привлекательные мелодии, без орнаментики, и демонстрируются зачатки кантатообразных структур. Его "Corona gloriae" была посвящена двенадцати священникам региона Гласхютте, включая священника его собственной церкви, Андреаса Хартунга. Почти 100 произведений сохранились не полностью в рукописи.

Творчество

Творчество Самуэля Зайделя является характерным образцом саксонской церковной музыки середины XVII века. Работая в небольшом городке Гласхютте, он, тем не менее, сумел создать произведения, которые получили распространение по всей Саксонии. Его стиль формировался под влиянием таких мастеров, как Андреас Хаммершмидт, что проявляется в ясной мелодике и строгой полифонии. Зайдель успешно сочетал традиционные полифонические техники с новыми тенденциями, включая использование генерал-баса и элементов концертного стиля. Его духовные концерты для малого состава демонстрируют движение в сторону более драматического и театрализованного изложения sacred текстов, что предвосхищает развитие церковной кантаты.

Произведения

Напечатанные произведения (изданы во Фрайберге):

  • "Suspiria musicalia cordis ardentissima ex 7 psalmis poenitentialibus excerpta" («Музыкальные воздыхания пламеннейшего сердца, извлечённые из 7 покаянных псалмов»), для 1-2 голосов, 2 инструментов и basso continuo (орган) (1650)
  • "Corona gloriae, Geistliches Ehren-Kräntzlein von 12 schönen wohlriechenden Röselein, nebenst angehengtem Glorwürdigsten Kleinodien aus heiliger göttlicher Schrifft hierzu erlesenen Krafft-Sprüchlein" («Венец славы, Духовный венок почёта из 12 прекрасных благоухающих розочек, с приложенными славнейшими драгоценными изречениями силы, отобранными для сего из святого божественного Писания») (13 духовных произведений на немецком языке), для 5-6 голосов и basso continuo (орган) (1657)
  • "Geistliches Seelen- Paradis- und Lust-Gärtlein voll himmlischer und hertzquickender Lebens-Früchte, aus heiliger göttlicher Schrifft erlesenen Krafft-Sprüchlein, so auff den heiligen Lauff unsers höchstverdienten Erlösers … Jesu Christi … gepflantzet und eingerichtet" («Духовный райский и услаждающий сад души, полный небесных и оживотворяющих сердце жизненных плодов, из избранных речений силы из святого божественного Писания, насаждённых и устроенных на святой путь нашего высшезаслуженного Искупителя … Иисуса Христа …») (15 духовных произведений на немецком языке), для 5-6 голосов и basso continuo (орган) (1658)

Рукописные произведения:

  • Погребальная музыка для Анны Маргареты Брем (текст А. Хартунга), для 4 голосов и basso continuo, 1652
  • 48 духовных концертов, для 2 голосов и basso continuo (сохранился только генерал-бас)
  • 29 латинских и немецких служб (оффиций), для 5-6 голосов (сохранились только тенор и бас)
  • 22 немецких мотета, псалмов, для 8 голосов (сохранился только альт)

Сохранились в неполном виде в Дрездене, Sächsische Landesbibliothek – Staats- und Universitätsbibliothek (D-Dlb).