Седен, Мишель-Жан
1719 - 1797

Назад

Michel-Jean Sedaine

  • Дата рождения: 2 июня 1719 года
  • Место рождения: Париж, Франция
  • Место смерти: 17 мая 1797 года
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Мишель-Жан Седен был французским либреттистом и драматургом, вероятно, самым важным и влиятельным либреттистом оперы-комик позднего XVIII века. Он сыграл major (главную) роль в преобразовании этого жанра от его mid-century (серединной) идентичности (доминировавшей Фавар) к его оперной зрелости накануне Революции. Седен начал свою карьеру в 16 лет, после смерти отца, в качестве каменщика и ученика архитектора. К 30 годам он писал стихи, всё ещё занимаясь строительными проектами. В 1752 году были опубликованы его «Pièces fugitives» («Беглые пьесы»), а в 1756 году — его «дидактическая поэма» «Le vaudeville» («Водевиль»), излагающая его критику современной ему оперы-комик. В 1768 году Седен был назначен «постоянным секретарём» Королевской академии архитектуры, а в 1786 году был избран во Французскую академию.

Творчество

Творческая карьера Седена может рассматриваться в terms (аспектах) прогрессивного размытия им установленных драматических жанров и постоянного расширения тематики его опер. Ключевой работой стал «Le déserteur» («Дезертир») (положенный на музыку Монсиньи, 1769), имевший universal (всеобщий) успех. Его смелая, под влиянием английской драмы, смесь комедии и почти трагедии была воплощена через variety (разнообразие) сцен и ансамблей, со сквозным финалом с участием хора. В 1770-х годах он развивал свой интерес к сюжетам из Средневековья; выдающимися оперными результатами стали «Aucassin et Nicolette» («Окассен и Николетта») (1779) и «Richard Coeur-de-lion» («Ричард Львиное Сердце») (1784). Поздние работы развивали темы из мифологии, а также истории. Седен был крайне particular (особенен) в необходимости работать исключительно с выбранным композитором и selected (выбрал) трёх значительных collaborator (сотрудников) (Филидора, Монсиньи и Гретри), с которыми были созданы все его основные works (работы). Каждая опера рассматривалась как уникальный результат сотрудничества, не capable (способный) к дальнейшему музыкальному переосмыслению.

Произведения

Либретто:

  • "Anacréon" (Анакреон) (пастораль-героик в водевилях), 1754
  • "Le diable à quatre, ou La double métamorphose" (Дьявол на четырёх, или Двойное превращение) (опера-комик, частично «в водевилях»), Бауранс, Ф.-А.Д. Филидор и Ж.-Л. Ларуэтт, 1756
  • "Blaise le savetier" (Блез, сапожник) (опера-комик), Филидор, 1759
  • "L’huître et les plaideurs, ou Le tribunal de la chicane" (Устрица и тяжущиеся, или Трибунал крючкотворства) (опера-комик), Филидор, 1759
  • "Les troqueurs dupés" (Одураченные меновщики) (комедия с ариеттами), Соди, 1760
  • "On ne s’avise jamais de tout" (Никогда всего не предусмотришь) (опера-комик), Монсиньи, 1761
  • "Le roi et le fermier" (Король и фермер) (комедия, смешанная с музыкальными номерами), Монсиньи, 1762
  • "Rose et Colas" (Роза и Кола) (комедия в прозе с музыкой), Монсиньи, 1764
  • "Aline, reine de Golconde" (Алина, королева Голконды) (героический балет), Монсиньи, 1766
  • "Le déserteur" (Дезертир) (драма, смешанная с музыкой), Монсиньи, 1769
  • "Le magnifique" (Великолепный) (комедия, положенная на музыку, по Ж. де Лафонтену), Гретри, 1773
  • "Aucassin et Nicolette, ou Les moeurs du bon vieux temps" (Окассен и Николетта, или Нравы доброго старого времени) (комедия), Гретри, 1779
  • "Richard Coeur-de-lion" (Ричард Львиное Сердце) (комедия, положенная на музыку), Гретри, 1784
  • "Raoul Barbe-bleue" (Рауль Синяя Борода) (комедия с ариеттами, по Ш. Перро), Гретри, 1789
  • "Guillaume Tell" (Вильгельм Телль) (драма, по А.-М. Лемьеру), Гретри, 1791

Труды

  • "Discours de réception" (Вступительная речь) [1786, по случаю избрания во Французскую академию]
  • "Quelques réflexions inédites de Sedaine sur l’opéra comique" (Несколько неопубликованных размышлений Седена об опере-комик)

Ноты сочинений Мишель-Жана Седена на сайте библиотеки IMSLP