Себастьяни, Иоганн
1622 - 1683
Назад
Johann Sebastiani

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Себастьяни был немецким композитором и капельмейстером эпохи барокко. По слухам, он проходил обучение в Италии. Около 1650 года он обосновался в Кёнигсберге, а в 1661 году получил должность кантора при кафедральном соборе. В 1663 году курфюрст Бранденбургский назначил его придворным капельмейстером. На этой должности Себастьяни прослужил до 1679 года, когда ушёл в отставку с пенсией.
Обязанности Себастьяни перед церковью и двором обусловили преобладание в его творчестве духовной музыки и произведений для торжественных публичных церемоний. Его самым известным сочинением является «Das Leyden und Sterben unsers Herrn und Heylandes Jesu Christi nach dem heiligen Matthaeo» («Страсти и смерть Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа по святому Матфею»), созданное не позднее 1663 года. Это масштабное произведение включает традиционные персонажи Страстей, пятиголосный хор и инструментальный ансамбль из двух скрипок, четырёх виол и бассо континуо. Эти «Страсти по Матфею» являются представительными для страстей второй половины XVII века, таких как сочинения Генриха Шютца, Кристиана Флора, Функе, Пфлегера и Тейле. В целом оно консервативно по стилю. В нём присутствуют некоторые общие характеристики барочной оперы — стиль речитативно, арии и малые инструментальные составы — но более детальные элементы, такие как драматический стиль кончитато и смелые угловатые мелодии, отсутствуют. Себастьяни избегал хроматических гармоний и добавлял лишь лёгкую выразительную напряжённость в таких драматически уместных местах, как хоровой ответ Понтию Пилату: «Распни Его!». Встречается мало повторов текста, голоса всегда дублируются инструментами, а сохранение Себастьяни пятиголосного хора указывает на его почтение к старинному стилю.
В отличие от других композиторов Страстей того времени, Себастьяни поручал струнным аккомпанировать всем речам солистов — более позднее использование их Бахом для аккомпанемента только словам Христа в его «Страстях по Матфею» является исключением. Однако Себастьяни всё же выделил особое звучание струнных для Христа, указав сладкий тембр скрипок и позволив более резкому тембру виол сопровождать повествователя и второстепенных персонажей. Он further усиливал драму и символизм, как это later делал Бах в своих собственных «Страстях по Матфею», заставляя умолкнуть скрипки на словах «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?», что подчёркивает полное отчаяние Христа. Смоллман указал, что Страсти Себастьяни являются древнейшими из сохранившихся, в партитуру которых включены простые хоралы. Они появляются 13 раз в виде однострочной вокальной партии (пять из них предназначены для сольного голоса) с инструментальным сопровождением. Себастьяни использовал восемь различных мелодий; повторение нескольких из них демонстрирует раннее осознание единства, которое могут обеспечить хоралы, — приём, развитый композиторами ораториальных Страстей в XVIII веке.
Хотя большая часть вокального письма Себастьяни лирична, она не чрезмерно цветиста. Слоговые распевы в его двухтомном сборнике песен «Parnass-Blumen» («Парнасские цветы») типичны и выполнены в народном стиле гамбургской школы во главе с Иоганном Ристом. Их простота распространяется и на чисто инструментальные сочинения Себастьяни, как можно видеть в четырёхголосной симфонии, приложенной к погребальному гимну, на котором она основана, — «Wer, o Jesu, deine Wunden» («Кто, о Иисус, твои раны») (1666). Similarly инструментальные симфонии «Страстей по Матфею» подвержены влиянию идеала простого вокального изложения; стиль особенно заметен в хоровых репликах, где он образует эстетическую связь с неукрашенным аккордовым письмом лютеранских композиторов XVI века, таких как Иоганн Вальтер.
Труды
Ноты сочинений Иоганн Себастьяни на сайте библиотеки IMSLP