Себастьяни, Иоганн
1622 - 1683

Назад

Johann Sebastiani

  • Дата рождения: 30 сентября 1622 года
  • Место рождения: близ Веймара, Саксен-Веймар, Священная Римская империя
  • Дата смерти: весна 1683 года
  • Место смерти: Кёнигсберг (ныне Калининград), Пруссия

Биография

Иоганн Себастьяни был немецким композитором и капельмейстером эпохи барокко. По слухам, он проходил обучение в Италии. Около 1650 года он обосновался в Кёнигсберге, а в 1661 году получил должность кантора при кафедральном соборе. В 1663 году курфюрст Бранденбургский назначил его придворным капельмейстером. На этой должности Себастьяни прослужил до 1679 года, когда ушёл в отставку с пенсией.

Творчество

Обязанности Себастьяни перед церковью и двором обусловили преобладание в его творчестве духовной музыки и произведений для торжественных публичных церемоний. Его самым известным сочинением является «Das Leyden und Sterben unsers Herrn und Heylandes Jesu Christi nach dem heiligen Matthaeo» («Страсти и смерть Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа по святому Матфею»), созданное не позднее 1663 года. Это масштабное произведение включает традиционные персонажи Страстей, пятиголосный хор и инструментальный ансамбль из двух скрипок, четырёх виол и бассо континуо. Эти «Страсти по Матфею» являются представительными для страстей второй половины XVII века, таких как сочинения Генриха Шютца, Кристиана Флора, Функе, Пфлегера и Тейле. В целом оно консервативно по стилю. В нём присутствуют некоторые общие характеристики барочной оперы — стиль речитативно, арии и малые инструментальные составы — но более детальные элементы, такие как драматический стиль кончитато и смелые угловатые мелодии, отсутствуют. Себастьяни избегал хроматических гармоний и добавлял лишь лёгкую выразительную напряжённость в таких драматически уместных местах, как хоровой ответ Понтию Пилату: «Распни Его!». Встречается мало повторов текста, голоса всегда дублируются инструментами, а сохранение Себастьяни пятиголосного хора указывает на его почтение к старинному стилю.

В отличие от других композиторов Страстей того времени, Себастьяни поручал струнным аккомпанировать всем речам солистов — более позднее использование их Бахом для аккомпанемента только словам Христа в его «Страстях по Матфею» является исключением. Однако Себастьяни всё же выделил особое звучание струнных для Христа, указав сладкий тембр скрипок и позволив более резкому тембру виол сопровождать повествователя и второстепенных персонажей. Он further усиливал драму и символизм, как это later делал Бах в своих собственных «Страстях по Матфею», заставляя умолкнуть скрипки на словах «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?», что подчёркивает полное отчаяние Христа. Смоллман указал, что Страсти Себастьяни являются древнейшими из сохранившихся, в партитуру которых включены простые хоралы. Они появляются 13 раз в виде однострочной вокальной партии (пять из них предназначены для сольного голоса) с инструментальным сопровождением. Себастьяни использовал восемь различных мелодий; повторение нескольких из них демонстрирует раннее осознание единства, которое могут обеспечить хоралы, — приём, развитый композиторами ораториальных Страстей в XVIII веке.

Хотя большая часть вокального письма Себастьяни лирична, она не чрезмерно цветиста. Слоговые распевы в его двухтомном сборнике песен «Parnass-Blumen» («Парнасские цветы») типичны и выполнены в народном стиле гамбургской школы во главе с Иоганном Ристом. Их простота распространяется и на чисто инструментальные сочинения Себастьяни, как можно видеть в четырёхголосной симфонии, приложенной к погребальному гимну, на котором она основана, — «Wer, o Jesu, deine Wunden» («Кто, о Иисус, твои раны») (1666). Similarly инструментальные симфонии «Страстей по Матфею» подвержены влиянию идеала простого вокального изложения; стиль особенно заметен в хоровых репликах, где он образует эстетическую связь с неукрашенным аккордовым письмом лютеранских композиторов XVI века, таких как Иоганн Вальтер.

Произведения

  • «Das Leyden und Sterben unsers Herrn und Heylandes Jesu Christi nach dem heiligen Matthaeo», для 5 голосов, 6 инструментов и бассо континуо (Страсти и смерть Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа по святому Матфею) (1672)
  • «Erster Theil der Parnass-Blumen oder [60] geist- und weltliche Lieder» (Первая часть Парнасских цветов или [60] духовных и светских песен) (1672) [включает произведения Г. Альбрехта, Й. Рейнхарда и Й. Вайхмана]
  • «Ander Theil der Parnass-Blumen» (Вторая часть Парнасских цветов) (Гамбург, 1675) [включает 6 произведений «J.G.»]
  • Погребальные песни для 5 голосов и бассо континуо:
  • "Mein Gott, ich sehe wie die Welt" (Мой Боже, я вижу, как мир) (1663)
  • "Mir fället, Jesu, immer ein" (Мне всегда приходит на ум, Иисус) (1663)
  • "Sei gnädig mir, o Herr, mein Gott" (Будь милостив ко мне, о Господи, Боже мой) (1663)
  • "Ich komm’, o Gott der Gnaden" (Я прихожу, о Бог милостей) (1664)
  • "Wer, o Jesu, deine Wunden" (Кто, о Иисус, твои раны) (1666) [аранжировка сочинения Й. Вайхмана]
  • "Herr, es gehen deine Plagen" (Господи, вот идут твои казни) (1667)
  • "Herr, vergnüge mit der Welt" (Господи, удовлетвори [меня] миром) (1670)
  • "Wie selig ist doch der" (Как блажен тот) (1670)
  • "Mein Freund ist mein" (Мой друг — мой) (1676)
  • "Ich bin ein armer Wandersmann" (Я бедный странник) (1678)
  • "Gott tu mit mir, was ihm gefällt" (Бог, делай со мной, что угодно Ему) (1679)
  • "Herr, du nimmst dich unser an" (Господи, Ты заботишься о нас) (1679)
  • "Meine Seele, gib dich nu wiederum zufrieden" (Душа моя, успокойся вновь) (1679)
  • "Wo soll mein' Zuflucht" (Где мне найти прибежище) (1679)
  • "Soll ich, Jesu, diesem Leben" (Должен ли я, Иисус, этой жизни) (1680)
  • "Herr, wie ist dein' Gnad' so gross" (Господи, как велика Твоя милость) (1680)
  • «Christlicher Leich-Text: Dennoch bleibe ich stets an dir», диалог для 15 голосов (Христианский погребальный текст: Тем не менее, я всегда пребываю с Тобой) (1673)
  • «Tanzen ist der Liebe Schul», свадебный танец (Танец — это долг любви) (1678)
  • 11 мелодий в «Preussisches neu verbessert-vollständiges … Gesangbuch» (Прусская новоулучшенная полная песенная книга) (1675)
  • 4 мотета для 7–15 голосов
  • Около 85 торжественных произведений, опубликованных в 1653–1682 годах, и 4 рукописи с духовными сочинениями
  • 7 других произведений, упомянутых в инвентарных описях

Труды

  • «Kurtze Nachricht, wie die Passion am Char-Freytage in einer recitirenden Harmonie abgehandelt und nebst denen darin befindlichen Liedern gesungen wird, der Gemeinde zum besten zusammengezogen, woraus sie selbstens mitlesen und singen kann» (Краткое известие о том, как Страсти в Страстную пятницу исполняются в речитативной гармонии и поются вместе с находящимися в ней песнями, составленное для пользы общины, из которого она сама может подпевать и петь) (Кёнигсберг, 1686); авторство сомнительно, приписывается Себастьяни.

Ноты сочинений Иоганн Себастьяни на сайте библиотеки IMSLP