Счироли, Грегорио
1722 - 1781

Назад

Gregorio Sciroli

  • Дата рождения: 5 октября 1722 года
  • Место рождения: Неаполь, Италия
  • Дата смерти: после 1781 года
  • Место смерти: неизвестно

Биография

Грегорио Счироли (также известный как Скироли или Сироли) — итальянский композитор неаполитанской школы эпохи позднего барокко и классицизма. Сын Сальваторе Счироли, члена кухонного штата герцога Каприльяно, который стал крёстным композитора и способствовал его поступлению в Консерваторию Пьета деи Туркини (1 октября 1732 года). В течение десяти лет Счироли изучал композицию под руководством Николо Фаго и Леонардо Лео.

Его карьера развивалась типично для неаполитанских композиторов того времени:

  • С 1747 года в течение десяти лет он сочинял интермеццо, фарсетты и комические оперы для театров Неаполя, Рима и Палермо;
  • Затем, получив признание, работал в Северной Италии (Пиза, Венеция, Милан, Болонья), создавая серьёзные оперы;
  • В 1752 году занимал пост маэстро ди капелла у князя Бизиньяно;
  • В 1753–1757 годах руководил Палермской консерваторией;
  • В 1756 году сотрудничал с театром Деи Фьорентини (Неаполь), где адаптировал арии, речитативы и даже целые акты по требованию;
  • После провала оперы «Сесостри» (Неаполь, 1762) покинул город и, вероятно, поселился в Венеции (около 1766 года).

Счироли также был известным педагогом: среди его учеников — сопрано Джузеппе Априле (прозванный «иль Счиролино» в честь учителя).

Творчество

Стиль Счироли характеризуется профессиональной компетентностью, но недостатком новаторства. Его оперы серьёзного жанра (например, «Меропа», 1761) консервативны:

  • Использование устаревшей полной da capo-формы арий;
  • Предсказуемые гармонические решения (частые тонические и доминантовые педали);
  • Мелодии, построенные на триадных и скалярных паттернах;
  • Ограниченный контрапункт в оркестровых сопровождениях.

Более успешны его комические оперы и инструментальные произведения, где ритмическая живость и использование пауз смягчают монотонность. Его камерная музыка (например, Соната для кларнета си-бемоль, один из ранних образцов для этого инструмента) и концерты (включая Концерт для флейты) демонстрируют лучшее владение формой и инструментовкой.

Произведения

Оперы (выборка):

  • Capitan Giancocozza (фарса, 1747)
  • La Smorfiosa (интермеццо, 1748)
  • Merope (драма на либретто Зено, 1761)
  • Alessandro nelle Indie (драма на либретто Метастазио, 1764)
  • Solimano (драма, 1766)
  • Le nozze in campagna (драма-джокоза, 1768)

Духовная музыка:

  • Оратории Primum fatale homicidium (1768), La morte di Eleazaro
  • 5 месс для двойного хора (1779)
  • Мотеты, псалмы (включая Dixit DominusLaudate pueri)

Инструментальная музыка:

  • 6 Terzetti для двух скрипок и basso continuo, op. 1 (Париж, 1770)
  • Соната для кларнета си-бемоль и basso continuo
  • Концерты для флейты, гобоя, скрипки с оркестром
  • Увертюры

Примечание

Счироли представляет переходную фигуру между барокко и классицизмом. Его наследие сохраняется в архивах Италии (Неаполь, Генуя), Великобритании и Швеции. Несмотря на отсутствие яркой индивидуальности, его работы отражают профессиональные стандарты неаполитанской композиторской школы XVIII века.