Шварцкопф, Теодор
1659 - 1732
Назад
Theodor Schwartzkopff

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Теодор Шварцкопф был немецким композитором эпохи барокко. Сын Георга Рейнхарда Шварцкопфа (1631–1705), городского музыканта в Ульме, а также органиста и строителя органов. Теодор, вероятно, получил начальное музыкальное образование от своего отца, а также от С. А. Шерера, органиста Ульмского собора. Около 1678 года он был принят в качестве аспиранта в Вюртембергскую придворную капеллу в Штутгарте и был повышен до придворного музыканта (Hofmusicus) в 1682 году. После успеха при дворе его балета в французском стиле «Le rendez-vous des plaisirs» (Сбор удовольствий) он был отправлен на учёбу в Париж в конце 1684 года. По возвращении в Штутгарт в 1686 году он был назначен вице-капельмейстером. В декабре 1688 года капельмейстер Иоганн Фридрих Магг перешёл на сторону вторгшихся французских войск, оставив Шварцкопфа полноправным руководителем придворной капеллы; 21 марта 1690 года он был официально повышен до вакантной должности.
После серьёзного сокращения расходов при дворе в 1709 году, вызванного затратами на продолжение военных действий с Францией, а также расходами на строительство новой герцогской резиденции в Людвигсбурге, Шварцкопф был уволен со службы с недостаточной пенсией в 300 гульденов «до лучших времён». По-видимому, он искал работу при дворе Баден-Дурлаха поблизости, поскольку он числился членом придворной капеллы там между 1712 и 1716 годами. Шварцкопф вернулся в Штутгарт в начале 1717 года, вероятно, надеясь занять пост обер-капельмейстера, который был вакантен после смерти Пеца, но этот пост достался Брешианелло. Серената Шварцкопфа была исполнена на ежегодных празднествах Ордена Святого Губерта 3 ноября 1721 года, и придворные документы после этой даты продолжают называть его капельмейстером. В 1725 году Шварцкопф написал герцогу Эберхарду Людвигу, предложив руководить небольшим ансамблем для служб в Штутгартской замковой капелле, в то время как Брешианелло продолжал бы руководить полной церковной музыкой в Людвигсбурге. К сожалению, драматическая и духовная музыка Шварцкопфа утрачена, но значительная подборка его инструментальной музыки, написанной для вюртембергских придворных музыкантов, сохранилась. Эти произведения демонстрируют blend французских и итальянских элементов, типичный для того времени, с заметной партией для басовой виолы.
Творчество Теодора Шварцкопфа представляет собой интересный пример синтеза французских и итальянских стилей, характерного для южно-немецкой музыки конца XVII — начала XVIII века. Его инструментальные произведения, дошедшие до наших дней, демонстрируют виртуозное владение техникой композиции и понимание возможностей различных инструментов, особенно басовой виолы. Работа при вюртембергском дворе, известном своим высоким музыкальным уровнем, позволила Шварцкопфу создать произведения, предназначенные для исполнения высококлассными музыкантами.
Драматические (утрачены)
Духовные (утрачены)
Инструментальные (сохранились в Ростоке, D-ROu)
Ноты сочинений Теодора Шварцкопфа на сайте библиотеки IMSLP