Шварцкопф, Теодор
1659 - 1732
Назад
Schwartzkopff, Theodor
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Теодор Шварцкопф был немецким композитором эпохи барокко. Сын Георга Рейнхарда Шварцкопфа (1631–1705), городского музыканта в Ульме, а также органиста и строителя органов. Теодор, вероятно, получил начальное музыкальное образование от своего отца, а также от С. А. Шерера, органиста Ульмского собора. Около 1678 года он был принят в качестве аспиранта в Вюртембергскую придворную капеллу в Штутгарте и был повышен до придворного музыканта в 1682 году. После успеха при дворе его балета в французском стиле "Сбор удовольствий" ("Le rendez-vous des plaisirs") он был отправлен на учебу в Париж в конце 1684 года. По возвращении в Штутгарт в 1686 году он был назначен вице-капельмейстером. В декабре 1688 года капельмейстер Иоганн Фридрих Магг перешел на сторону вторгшихся французских войск, оставив Шварцкопфа полноправным руководителем придворной капеллы; 21 марта 1690 года он был официально повышен до вакантной должности.
После серьезного сокращения расходов при дворе в 1709 году, вызванного затратами на продолжение военных действий с Францией, а также расходами на строительство новой герцогской резиденции в Людвигсбурге, Шварцкопф был уволен со службы с недостаточной пенсией в 300 гульденов до лучших времен. По-видимому, он искал работу при дворе Баден-Дурлаха поблизости, поскольку он числился членом придворной капеллы там между 1712 и 1716 годами. Шварцкопф вернулся в Штутгарт в начале 1717 года, вероятно, надеясь занять пост обер-капельмейстера, который был вакантен после смерти Пеца, но этот пост достался Брешианелло. Серената Шварцкопфа была исполнена на ежегодных празднествах Ордена Святого Губерта 3 ноября 1721 года, и придворные документы после этой даты продолжают называть его капельмейстером. В 1725 году Шварцкопф написал герцогу Эберхарду Людвигу, предложив руководить небольшим ансамблем для служб в Штутгартской замковой капелле, в то время как Брешианелло продолжал бы руководить полной церковной музыкой в Людвигсбурге. К сожалению, драматическая и духовная музыка Шварцкопфа утрачена, но значительная подборка его инструментальной музыки, написанной для вюртембергских придворных музыкантов, сохранилась. Эти произведения демонстрируют смесь французских и итальянских элементов, типичный для того времени, с заметной партией для басовой виолы.
Творчество Теодора Шварцкопфа представляет собой интересный пример синтеза французских и итальянских стилей, характерного для южно-немецкой музыки конца семнадцатого — начала восемнадцатого века. Его инструментальные произведения, дошедшие до наших дней, демонстрируют виртуозное владение техникой композиции и понимание возможностей различных инструментов, особенно басовой виолы. Работа при вюртембергском дворе, известном своим высоким музыкальным уровнем, позволила Шварцкопфу создать произведения, предназначенные для исполнения высококлассными музыкантами.
Драматические произведения (утрачены):
Духовная музыка (утрачена):
Инструментальная музыка (сохранилась):
Концерты:
Увертюры:
Партиты:
Сонаты:
Прочие пьесы:
Ноты сочинений Теодора Шварцкопфа на сайте библиотеки IMSLP