Шварцкопф, Теодор
1659 - 1732

Назад

Theodor Schwartzkopff

  • Дата рождения: крещён 6 ноября 1659 года
  • Место рождения: Ульм, Германия
  • Дата смерти: 13 мая 1732 года
  • Место смерти: Людвигсбург, Германия

Биография

Теодор Шварцкопф был немецким композитором эпохи барокко. Сын Георга Рейнхарда Шварцкопфа (1631–1705), городского музыканта в Ульме, а также органиста и строителя органов. Теодор, вероятно, получил начальное музыкальное образование от своего отца, а также от С. А. Шерера, органиста Ульмского собора. Около 1678 года он был принят в качестве аспиранта в Вюртембергскую придворную капеллу в Штутгарте и был повышен до придворного музыканта (Hofmusicus) в 1682 году. После успеха при дворе его балета в французском стиле «Le rendez-vous des plaisirs» (Сбор удовольствий) он был отправлен на учёбу в Париж в конце 1684 года. По возвращении в Штутгарт в 1686 году он был назначен вице-капельмейстером. В декабре 1688 года капельмейстер Иоганн Фридрих Магг перешёл на сторону вторгшихся французских войск, оставив Шварцкопфа полноправным руководителем придворной капеллы; 21 марта 1690 года он был официально повышен до вакантной должности.

После серьёзного сокращения расходов при дворе в 1709 году, вызванного затратами на продолжение военных действий с Францией, а также расходами на строительство новой герцогской резиденции в Людвигсбурге, Шварцкопф был уволен со службы с недостаточной пенсией в 300 гульденов «до лучших времён». По-видимому, он искал работу при дворе Баден-Дурлаха поблизости, поскольку он числился членом придворной капеллы там между 1712 и 1716 годами. Шварцкопф вернулся в Штутгарт в начале 1717 года, вероятно, надеясь занять пост обер-капельмейстера, который был вакантен после смерти Пеца, но этот пост достался Брешианелло. Серената Шварцкопфа была исполнена на ежегодных празднествах Ордена Святого Губерта 3 ноября 1721 года, и придворные документы после этой даты продолжают называть его капельмейстером. В 1725 году Шварцкопф написал герцогу Эберхарду Людвигу, предложив руководить небольшим ансамблем для служб в Штутгартской замковой капелле, в то время как Брешианелло продолжал бы руководить полной церковной музыкой в Людвигсбурге. К сожалению, драматическая и духовная музыка Шварцкопфа утрачена, но значительная подборка его инструментальной музыки, написанной для вюртембергских придворных музыкантов, сохранилась. Эти произведения демонстрируют blend французских и итальянских элементов, типичный для того времени, с заметной партией для басовой виолы.

Творчество

Творчество Теодора Шварцкопфа представляет собой интересный пример синтеза французских и итальянских стилей, характерного для южно-немецкой музыки конца XVII — начала XVIII века. Его инструментальные произведения, дошедшие до наших дней, демонстрируют виртуозное владение техникой композиции и понимание возможностей различных инструментов, особенно басовой виолы. Работа при вюртембергском дворе, известном своим высоким музыкальным уровнем, позволила Шварцкопфу создать произведения, предназначенные для исполнения высококлассными музыкантами.

Произведения

Драматические (утрачены)

  • «Le rendez-vous des plaisirs» (Сбор удовольствий), балет, 1684
  • «Paradis Urthel» (Райская Уртель), поющаяся пьеса с балетами, 1686
  • «Endymion» (Эндимион), зингшпиль с балетами, 1688
  • «Amalthea» (Амалтея), музыкальная драма, 1697, возможно, принадлежит Шварцкопфу
  • «Serenata an dem … Jäger-Ordens-Fest» (Серената на праздник Ордена охотников), Людвигсбург, 1721

Духовные (утрачены)

  • Месса, для 7 голосов и инструментов, ранее находилась в Дармштадте (D-DS)
  • «Fuga melancholiae harmonica» (Гармоническая фуга меланхолии), для 4 голосов и 5 инструментов ad lib, Штутгарт, 1684, ранее находилась в Берлине (D-Bsb)
  • «Harmonia sacra, hoc est Psalmi» (Священная гармония, то есть Псалмы), для 1–6 голосов и инструментов, Штутгарт, 1697

Инструментальные (сохранились в Ростоке, D-ROu)

  • Концерт для 7 инструментов, до мажор: 2 гобоя, 2 скрипки, 2 альта, фагот, виолон, клавесин
  • Концерт для 4 инструментов, ре мажор: флейта, 2 скрипки, виола да гамба, клавесин
  • Концерт для 8 инструментов, ре мажор: 2 кларино, 2 гобоя, 2 скрипки, альт, виола да гамба, клавесин
  • Концерт для 6 инструментов, фа мажор: 2 гобоя, 2 скрипки, альт, виола да гамба, basso continuo
  • «Concerto da Camera» для 10–11 инструментов, до мажор: 2 гобоя, 2 скрипки, 2 альта, 2 виолы да гамба, кларино ad lib, фагот, виолон, basso continuo
  • Увертюра для 6 инструментов, си-бемоль мажор: 2 гобоя, скрипка, 2 альта, фагот, виола да гамба, клавесин
  • Увертюра, до мажор: кларино, скрипка, 2 альта, виолон, клавесин
  • Партита, ля минор: виола да гамба/скрипка, клавесин
  • Партита для 2 инструментов, ля минор: виола да гамба, клавесин
  • Партита, ре минор: виола да гамба, клавесин
  • Пьесы для 3 инструментов, ля минор: 3 виолы да гамба, виолон, клавесин
  • Соната, ля мажор: 2 скрипки, виолончель, клавесин
  • «Sonata Al’imitatione del Rossignuolo e del Cucco» (Соната в подражание соловью и кукушке), до мажор: блокфлейта, 2 скрипки, 2 альта, виолон, клавесин
  • Соната для 3 инструментов, ре минор: 2 скрипки, виолон, клавесин
  • Соната, ре минор: 2 флейты, клавесин
  • Соната для 3 инструментов, соль минор: виола да гамба, фагот, виолон, клавесин
  • Соната для 3 инструментов, соль минор: 2 скрипки, виолон, клавесин

Ноты сочинений Теодора Шварцкопфа на сайте библиотеки IMSLP