Шваб, Фелициан
1611 - 1661

Назад

Felician Schwab

  • Дата рождения: крещён 1 июня 1611 года
  • Место рождения: Альтдорф, близ Равенсбурга, Швабия, Германия
  • Дата смерти: 1661 год или позднее
  • Место смерти: неизвестно

Биография

Фелициан Шваб (при рождении Бонифациус) был немецким композитором и органистом эпохи барокко. Он родился в Швабии и получил образование в монастырской гимназии Вайнгартена, где, вероятно, получил начальное музыкальное образование у органиста и композитора Михаэля Крафа. В 1630 году он стал студентом иезуитского колледжа в Люцерне, а позже в том же году стал новицием в францисканском монастыре там же. Он принял монашеские обеты в 1631 году и принял монашеское имя Фелициан вместо своего крестильного имени Бонифациус. Он был приписан к монастырю в Констанце, но оставался в Люцерне до 1639 года. После непродолжительной работы органистом в францисканском монастыре в Золотурне, Швейцария, он был прикреплён к монастырю во Фрибуре до 1642 года; впоследствии он вернулся в Золотурн. В 1645 году он был приором францисканского монастыря в Швебиш-Гмюнде, но в 1651 году ему пришлось обменять свой приорат на курацию. В 1653 году он перешёл во францисканский монастырь в Шпайере в качестве курата, а в 1655 году стал там приором. Поскольку в некоторых своих поздних публикациях он описывал себя как «Argentorensis Provinciae Magister Capellae» и «Ordinis S. Francisci Argentoratensis Provinciae Magister Musices», можно предположить, что примерно с 1645 года ему были доверены музыкальные деятельности в верхненемецкой (Страсбургской) провинции его ордена.

Творчество

Творческое наследие Шваба состоит исключительно из духовной музыки и включает как литургические произведения (мессы и Magnificat), так и другие, не предназначенные для конкретного использования в богослужении, но для более общих целей, даже в качестве домашней музыки. Три сборника концертных месс, все неполные, содержат в основном пародийные мессы, модели которых взяты как из sacred, так и из secular музыки. Восемь Magnificat также выдержаны в стиле концерто. Все эти произведения, а также мотеты и sacred концерты, иллюстрируют степень, в которой церковная музыка в южной Германии и Швейцарии была восприимчива к итальянскому влиянию в середине XVII века.

Произведения

  • «Granarum sacrum in aliquot formices» (Священные зёрна в нескольких корзинах), 12 духовных песен, для 2 голосов и basso continuo (Вюрцбург, 1634)
  • «Sacra parnassi musici promulsis» (Священная закуска музыкального Парнаса) (Инсбрук, 1639), утрачено
  • «Sacra eremus piarum cantionum liber II» (Священная пустыня благочестивых песен, книга II), 22 мотета, 1 соната, 1 канцона, для 2-3 голосов и basso continuo (Инсбрук, 1641)
  • «Psalmodia vespertini liber IV» (Псалмодия вечерняя, книга IV), для 3 голосов и basso continuo (Люцерн, 1642)
  • «Tuba sacra [26] modulationum sacrarum liber III» (Священная труба [26] священных модуляций, книга III), для 1-3 голосов и basso continuo (Инсбрук, 1642)
  • «Quadriga Mariana ex 4 antiphonis … cum cantico Mariano adjectisque Litaniis Lauretanis cantata» (Четвёрка Марианских из 4 антифонов … с Марианской песнью и добавленными Лоретанскими литаниями), для 1-4 голосов (Инсбрук, 1643)
  • «Liber I [6] missarum concertatarum» (Книга I [6] концертных месс), для 4-5 голосов и basso continuo (Инсбрук, 1645)
  • «Cithara patientis Jobi» (Кифара страдающего Иова) (Вюрцбург, 1647), утрачено
  • «Odae latinae-germanicae de … Christi resurrectione» (Латинско-немецкие оды о … Воскресении Христа) (Вюрцбург, 1651)
  • «[8] Magnificat seu Vaticinium Dei parentis … cum hymno Ambrosiano et falsi bordoni» ([8] Величит или Пророчество Божией родительницы … с Амвросианским гимном и фальсобордоне), для 4 голосов и basso continuo (Инсбрук, 1651)
  • «Liber II [6] missarum concertatarum» (Книга II [6] концертных месс), для 5-6 голосов и basso continuo (Инсбрук, 1654)
  • «Liber III [6] missarum concertatarum» (Книга III [6] концертных месс), для 2, 5 голосов и basso continuo (Инсбрук, 1655)
  • «Fasciculus musicus [22] sacrorum concentuum pars I» (Музыкальный пучок [22] священных концертов, часть I), для сопрано, альта, тенора, баса, 2 скрипок и basso continuo (Инсбрук, 1656)
  • «Lytaniae duodecim BVM» (Двенадцать литаний Пресвятой Богородицы) (Инсбрук, 1661), утрачено