Схюйт, Корнелис
1557 - 1616

Назад

Cornelis Schuyt

  • Дата рождения: 1557 год
  • Место рождения: Лейден, Нидерланды
  • Дата смерти: 9 июня 1616 года
  • Место смерти: Лейден, Нидерланды

Биография

Корнелис Схюйт (Флорисзон) был нидерландским композитором и органистом эпохи позднего Возрождения и раннего барокко. Вероятно, он получил начальное музыкальное образование как хорист в церкви Святого Петра в Лейдене, где его отец, Флорис Схюйт, был органистом с 1558 года до 1572 года, когда город принял Реформацию. В своей книге мадригалов 1600 года Корнелис упомянул, что путешествовал в Италию; это произошло, скорее всего, в середине 1570-х годов. Флорис Схюйт был вновь назначен органистом и городским музыкантом в Лейдене в 1584 году, а его сын Корнелис был назван вторым органистом 11 марта 1593 года. Каждый из них играл ежедневно в alternating недели в церкви Святого Петра и Хогландсе Керк, а также обеспечивал Tafelmusik (застольную музыку) для городских банкетов. Корнелис также отвечал за музыкальное обучение двух хористов. С 1598 года он ухаживал за колоколами двух городских башен, устанавливая мелодии на бочки карильонов. После смерти своего отца в 1601 году он стал первым органистом церкви Святого Петра. После его собственной смерти его сменил его ученик и помощник Ян Питерсзон ван Рейнсбюрх.

Творчество

Схюйт был одним из ведущих нидерландских мадригалистов, культивируя итальянские формы в течение многих лет после своей поездки туда. Его сборники 1600 и 1611 годов, для пяти и шести голосов соответственно, отражают классический итальянский мадригал в их сдержанном хроматизме и настройках текстов Торквато Тассо. Его стиль также включает северные контрапунктические техники: первая книга открывается четырёхголосной молитвой для его родного города «Bewaert, Heer, Hollandt» (Храни, Господь, Голландию), установленной как головоломный канон. Схюйт опубликовал подробное объяснение решения канона в своих «Hollandsche madrigalen» (Голландские мадригалы, 1603). Как разрешил Аннегарн, канон движется по нисходящему кругу квинт до своей середины, затем возвращается через тематическую инверсию к opening mode. Другие тексты, включая «O Leyda gloriosa» (О, славный Лейден), также прославляют родную землю Схюйта. Его последний сборник мадригалов, опубликованный в 1611 году, включает 12-голосный полихоральный «Echo doppio» (Двойное эхо). Короткий шестиголосный picture motet (мотет-картина) «Domine fiant anima mea» (Господи, да будет душа моя) сохранился в гравюре Святой Цецилии Захарии Долендо. Инструментальный ансамблевый сборник Схюйта 1611 года содержит гомофонные танцевальные пары (павана-гальярда) для шестиголосного ансамбля в каждом из 12 ладов, обрамлённые двумя тесно связанными «canzone alla francese» (канцонами во французском стиле). Два названия канцон, «Fortuna guide» (Фортуна, веди) и «La barca» (Лодка), объединяются, чтобы образовать каламбур на имя композитора: «Пусть удача ведёт лодку [schuit]». Сохранившийся аукционный каталог, documenting продажу музыкальной библиотеки Схюйта в 1617 году, подтверждает его вкус к итальянской светской музыке и перечисляет несколько неопубликованных сборников, включая инструментальные ансамблевые канцоны и клавирные произведения.

Произведения

  • «Il primo libro de madrigali» (Первая книга мадригалов), для 5 голосов (1600 год)
  • «Hollandsche madrigalen» (Голландские мадригалы), для 6-8 голосов (1603 год)
  • «Hymneo, overo Madrigali nuptiali et altri amorosi» (Гимней, или Свадебные мадригалы и другие любовные), для 6 голосов, с двойным эхом для 12 голосов (1611 год)
  • «12 padovane et altretante gagliarde … con 2 canzone alla francese» (12 паваны и столько же гальярд … с 2 канцонами во французском стиле), для 6 голосов (1611 год)
  • Аранжировка для лютни (1601 год)
  • Мадригал (1605 год)
  • Мотет-картина «Domine fiant anima mea» (Господи, да будет душа моя), для 6 голосов

Ноты сочинений Корнелиса Схюйта на сайте библиотеки IMSLP