Шютц (Часть 2), Генрих
1585 - 1672
Назад
Heinrich Schütz (Part 2)

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Продолжение.
С кончиной Иоганна Георга I испытания Шютца в Дрездене наконец подошли к концу. Новый курфюрст, Иоганн Георг II, объединил собственную капеллу с капеллой своего отца, передав всё руководство ансамблем Бонтемпи и недавно приглашённому Винченцо Альбричи. Шютц, освобождённый теперь от ежедневных обязанностей, получил титул главного, а в некоторых документах старшего капельмейстера, а также пенсию, равную, вероятно, половине его прежнего жалования. Он продолжал сочинять новые произведения для торжественных случаев и, без сомнения, оказывал влияние на музыкальную политику двора, но, вероятнее всего, в последующие годы он занимался подготовкой переработанного и расширенного издания "Becker Psalter" (Псалтырь Беккера), опубликованного в 1661 году (SWV 97–256).
В 1657 году Кристоф Китель издал сборник малых хоровых произведений Шютца под названием "Zwölff geistliche Gesänge" (Двенадцать духовных песнопений, SWV 420–431). Несмотря на то, что в издании указывалось, что эти «плоды свободного времени» композитора были опубликованы с его согласия, и, как установил Штойде (1982–1983), он сам предоставил бумагу для печати, Шютц, по-видимому, не принимал прямого участия в подготовке музыки к публикации. 10 апреля 1661 года, к 82-му дню рождения герцога Августа, Шютц отправил в Вольфенбюттель два экземпляра нового издания "Becker Psalter", один для герцога, другой для герцогини. В сопроводительном письме он писал, что провёл «более восьми месяцев в Дрездене», контролируя печатный процесс. Предположительно, в эти же месяцы состоялось первое исполнение "Historia der … Geburth … Jesu Christi" (История … Рождения … Иисуса Христа, SWV 435). В придворных дневниках рождественские вечерни 1660 года описывались как «рождение Христа в стиле речитатива».
Шютц отсутствовал при дворе во время масштабной перестройки придворной церкви, однако богослужебная музыка всё же не прерывалась. Так, 15 июня 1662 года придворный летописец отметил исполнение мотета Шютца "Aquae tuae, Domine" (Воды Твои, Господи), который не сохранился. Согласно тому же хронисту, Шютц сочинил новый музыкальный вариант 100-го псалма «с трубами» для торжественного открытия церкви 28 сентября 1662 года; это произведение также не дошло до нас. Хотя сам композитор, по-видимому, не присутствовал на исполнении, которое дирижировал Винченцо Альбричи, вскоре после этого он прибыл в Дрезден на свадьбу дочери курфюрста, Эрмут Софии, с маркграфом Эрнстом Кристианом Бранденбург-Байрейтским. Торжества продолжались с 18 октября по 13 ноября и достигли музыкального апогея 3 ноября исполнением оперы Бонтемпи "Il Paride" (Парис). По пути в Дрезден, 7 октября, Шютц остановился в Лейпциге и написал вступительное эпиграмматическое стихотворение для сборника "Geistliche Arien, Dialogen und Concerten" (Духовные арии, диалоги и концерты) Вернера Фабрициуса.
В 1663 году Шютц посвятил значительную часть своих усилий организации капеллы для брата курфюрста, Морицa, герцога Саксен-Цейцкого. Документы из Цейца, где Мориц построил новую резиденцию в начале года, показывают, что Шютц назначил Лёве из Айзенаха капельмейстером, а Клеменса Тиме — главным инструменталистом. Сам Шютц получил титул «капельмейстер на дому». В письмах от 14 июля и 29 сентября видно, что он также доставил инструменты для новой капеллы, руководил обучением трёх хористов, которых герцог прислал в Дрезден в середине апреля, и даже предложил архитектурные изменения для улучшения акустики придворной церкви, находившейся тогда в перестройке.
10 января 1664 года Шютц написал из Лейпцига Августу Брауншвейг-Люнебургскому, сообщая, что отправил в Вольфенбюттель несколько своих изданий — «сколько только смог собрать на данный момент» — для библиотеки герцога, одной из крупнейших и известнейших в Европе. В старости Шютц часто просил у своих покровителей выплаты долгов, и в этом письме он сетовал, что не может отправить произведения, сохранившиеся в рукописях, которые он описывал как «более проработанные, чем уже упомянутые». Он добавлял, что сделал бы это и издал их, если бы не лишён был средств для печати и если бы, как он планировал, мог использовать на это назначенное ему жалование, которое, однако, ввиду скудного дохода, ему приходилось тратить на своё пропитание и помощь.
В 1664 году появилось частичное издание "Weihnachtshistorie" (Рождественская история, SWV 435), содержащее только речитативы евангелиста. Шютц, по-видимому, не был инициатором и не руководил публикацией. В предисловии отмечалось, что композитор удержал более богато оркестрованные части от публикации, «так как видел, что они могут достичь надлежащего эффекта лишь при исполнении в хорошо оснащённых княжеских капеллах». Вероятно, аналогичные соображения мешали публикации других его крупных сочинений.
1 мая 1664 года Мориц Саксен-Цейцкий отпраздновал открытие перестроенной придворной церкви торжественным богослужением. Шютц, очевидно, присутствовал на церемонии. Осенью и зимой он, предположительно, работал над первой редакцией своей "Johannes-Passion" (Страсти по Иоанну, SWV 481a), впервые исполненной придворной капеллой в Страстную пятницу, 24 марта 1665 года. Копию произведения он отправил Августу Брауншвейг-Люнебургскому к дню рождения герцога 10 апреля. Придворные дневники сообщают, что Шютц написал новый вариант 100-го псалма (идентичный, судя по описанию, SWV 493) для дня рождения жены курфюрста 16 октября 1665 года; тогда же исполнялось и не дошедшее до нас произведение "Renunciate Johanni quae audistis". Его "Matthäus-Passion" (Страсти по Матфею, SWV 479) и "Lukas-Passion" (Страсти по Луке, SWV 480) были впервые исполнены соответственно во второе воскресенье перед Пасхой и в Вербное воскресенье 1666 года. В Страстную пятницу, 13 апреля, хор вновь исполнил "Johannes-Passion", прозвучавшую годом ранее. Вероятно, Шютц создал переработанную редакцию произведения (SWV 481) специально для этого исполнения.
Последние годы жизни композитора отмечены редкими внешними событиями. 1 января 1667 года придворный хронист отметил исполнение 150-го псалма в «новой композиции капельмейстера Шютца с трубами и литаврами». Второе упоминание о «новом» варианте 150-го псалма, на этот раз без упоминания труб и литавров, содержится в программе богослужения 22 июля 1668 года, посвящённого недавно заключённому мирному договору. Однако неизвестно, шла ли речь о новом сочинении или лишь о повторном исполнении — музыка не сохранилась. В конце 1660-х годов значительное увеличение жалования придворной капеллы повысило пенсию Шютца до 800 талеров в год — вдвое больше, чем он получал при Иоганне Георге I, и две трети суммы, выплачиваемой каждому из четырёх итальянских капельмейстеров, реально руководивших капеллой. В последний год десятилетия курфюрст подарил ему позолоченную чашу «в благодарную память», возможно, к 84-летию, считавшемуся в германской традиции важной вехой жизни.
Согласно записи в придворных дневниках о его похоронах, около 1670 года Шютц поселился в съёмных покоях недалеко от курфюршеского дворца. Слабеющий и страдающий тугоухостью, он готовился к концу. Поэма Дедеккинда от 1 сентября 1670 года, написанная по просьбе Шютца, отмечала завершение его гробницы в дрезденской Фрауэнкирхе. Маттезон в своём труде "Grundlage einer Ehren-Pforte" (Основы почётных врат) писал, что Шютц также обратился к Кристофу Бернхарду в Гамбурге с просьбой сочинить пятиголосное произведение «в стиле полифонии Палестрины» на слова из Псалма 118:54, избранные им в качестве девиза для похоронной проповеди. Это сочинение, которое не сохранилось, Бернхард прислал Шютцу в 1670 году. В благодарственном письме Шютц писал: «Мой сын, ты оказал мне великую милость, прислав мотет, о котором я просил. Я не знаю, как можно улучшить в нём хотя бы одну ноту».
Псалом 118, избранный для его похоронного текста, стал основой его последнего сочинения — монументального восьмиголосного произведения в 11 частях (SWV 482–492). Дедеккинд вспоминал в предисловии к "König Davids göldnes Kleinod" (Золотая драгоценность царя Давида, 1674), что Шютц написал этот псалом «вскоре до своей блаженной кончины» и сам определил его как свой лебединый напев. Шютц умер 6 ноября 1672 года, а его похороны состоялись 17 ноября. Проповедь произнёс Гейер. До и после проповеди, как сообщил летописец, немецкие музыканты придворной капеллы исполнили четыре произведения: «первое сочинил бывший вице-капельмейстер Кристоф Бернхард, остальные три — покойный капельмейстер для голосов и инструментов».
До наших дней дошли два подлинных портрета Шютца. Первый — гравюра дрезденского художника Августа Йона (1603 – после 1678), изображающая композитора в возрасте 42 лет в роскошном придворном одеянии с медальоном, на котором выгравирован портрет Иоганна Георга I. Второй — масляный портрет, написанный лейпцигским живописцем Кристофом Шпетнером (1617–1699), ныне хранящийся в библиотеке Лейпцигского университета. Он изображает Шютца в зрелые годы, в мантии капельмейстера, с нотным свитком в руке — символом его статуса. Этот портрет послужил моделью для гравюры Ромштета в похоронной проповеди.
Надпись, связывающая Шпетнера с Штетденом близ Кверфурта, указывает на то, что портрет был создан до октября 1654 года, когда художник получил гражданство в Лейпциге. Однако Мёллер (1984) предположил, что изображённый на медальоне профиль принадлежит Иоганну Георгу II, что позволяет датировать картину 1657 годом или позднее.
Меркер (1937–1938) и Бенеш (1963) выдвигали гипотезу, что Шютц является изображённым на портрете "Portrait of a Musician" (Портрет музыканта, 1633, Национальная галерея искусства, Вашингтон), принадлежащем кисти Рембрандта. Однако Сасс (1971) опроверг это предположение на иконографических основаниях, что подтвердилось позднейшей находкой гравюры Йона. Биографические данные также исключают возможность встречи художника и композитора в то время. Более правдоподобной выглядит версия, что Шютц изображён в гравюре Давида Конрада к сборнику "Geistreiches Gesangbuch" (Духовная песенная книга, 1676) Кристофа Бернхарда: фигура на изображении действительно имеет черты, сходные с портретами Шютца, и носит цепь с медальоном. Тем не менее эта гравюра едва ли является подлинным свидетельством, поскольку изображает придворную церковь после перестройки 1662 года, когда Шютц уже не дирижировал капеллой. Возможно, Конрад просто скопировал черты композитора с гравюры Ромштета.
Ещё одно изображение Шютца могло появиться в иллюстрированном свитке, изображающем похоронную процессию герцога Августа Саксонского 4 февраля 1616 года. В ней участвовала группа из восьми мальчиков и четырёх мужчин, обозначенных как «хористы и капельмейстер». Мужчины могли представлять Шютца, Рогира Михаэля, Михаэля Преториуса и управляющего капеллой. Однако отсутствие индивидуализированных черт и сравнительного материала делает более точную идентификацию невозможной.
Анонимная миниатюра 1670 года, приобретённая в 1935 году Прусской государственной библиотекой (ныне Государственная библиотека в Берлине), была разоблачена как современная подделка.
Творческое наследие Шютца насчитывает около 500 произведений. Основная их часть содержится в серии из 14 печатных изданий, включающих как крупные сочинения, так и собрания малых форм. Сам композитор составил их перечень в рукописном каталоге, который в 1664 году отправил Августу Брауншвейг-Люнебургскому; ранее он опубликовал схожий список, охватывающий первые десять томов серии, в приложении к сборнику «Symphoniarum sacrarum secunda pars». В обоих каталогах каждому изданию присвоен номер опуса, хотя в действительности лишь четыре из них имели такие обозначения на титульных листах. За исключением «Двенадцати духовных песнопений», которые он утвердил, но не редактировал, Шютц лично курировал подготовку каждого тома. В ряде случаев он даже предоставлял собственную бумагу с водяным знаком, включающим фамильный герб и его монограмму. Более того, некоторые экземпляры содержат исправления и дополнения рукой автора, внесённые уже после выхода в свет.
Помимо этой серии, сохранились два крупных сочинения в частично печатном виде. Это речитативные разделы «Истории о Рождестве Христовом» и титульные страницы с оглавлением к «119-му псалму», подготовленные в 1671 году. Однако сами партитуры этих произведений остались в рукописи.
Ряд небольших сочинений был издан отдельно (например, духовные концерты и праздничные мотеты), но лишь часть этих публикаций выходила под контролем Шютца. Немного его сочинений встречается и в сборниках того времени: обычно это отдельные песни или мотеты, предоставленные самим композитором редакторам. В то же время некоторые переложения его музыки, появившиеся в подобных книгах, не имели его одобрения и фактически искажали оригинал; встречались также случаи прямого издательского пиратства.
Как неоднократно писал сам Шютц, война и экономические трудности вынудили его оставить значительную часть произведений неопубликованными. По меньшей мере половина из них впоследствии была утеряна. Библиотека придворной капеллы в Дрездене, которую Маттезон ещё в 1740 году описывал как богатую сочинениями Шютца, частично погибла при пожарах XVIII века. В огне также сгорели архивы придворной капеллы в Копенгагене, где хранились все произведения его датского периода. Утрачены и собрания в Люнебурге и Веймаре. Наиболее значительная коллекция рукописей, дошедшая до нас, хранится ныне в Земельной библиотеке Гессена в Касселе. Эти источники почти без исключения происходят либо из Дрездена, либо из Касселя и восходят к копиям, сделанным по заказу Шютца. Некоторые рукописи содержат надписи и заголовки его рукой, а в отдельных случаях – даже нотный текст. В библиотеке Уппсалы сохранилось ещё одно крупное собрание его сочинений, входившее в коллекцию шведского капельмейстера Густава Дюбена. До Второй мировой войны значительное число источников находилось в Кёнигсберге, а также в Гданьске, но эти фонды были уничтожены. Наконец, часть произведений сохранилась в рукописных сборниках, созданных в окрестностях Дрездена и ныне хранящихся в Саксонской земельной библиотеке.
Музыкальное наследие Шютца делится на несколько крупных категорий:
Главная роль в его наследии принадлежит духовной музыке, тогда как светские и инструментальные жанры занимают относительно скромное место. Тем не менее именно широта стиля и многообразие форм сделали его крупнейшей фигурой немецкой музыки XVII века.
Почти вся музыка Шютца публиковалась им самим или под его непосредственным надзором. Он тщательно подходил к процессу печати, стремясь сохранить точность авторского замысла. Нередко он снабжал издания пространными предисловиями, где указывал, каким образом следует исполнять произведения, как распределять партии между певцами и инструментами, как учитывать акустику помещения. Эти комментарии делают его публикации ценнейшим источником сведений о музыкальной практике XVII века.
Шютц часто подчеркивал, что многие его произведения рассчитаны на «хорошо укомплектованные придворные капеллы» и потому не могут достигнуть должного эффекта в более скромных условиях. Именно по этой причине он удерживал от печати многие сочинения для больших составов, считая, что они не найдут адекватного исполнения. В то же время он выпускал небольшие духовные концерты, предназначенные для домашних капелл и городских церквей, которые могли исполняться силами ограниченных ансамблей.
Сочинения Шютца отражают как католическую традицию (в особенности в ранний период, когда он учился у Джованни Габриели в Венеции), так и протестантскую литургическую практику. В его музыке органично соединились итальянская концертная манера, немецкая хоровая культура и строгие формы мотета.
В своих инструкциях он часто подчеркивал необходимость выразительного произнесения слова, считая его важнее музыкального орнамента. Вокальные партии он писал так, чтобы они сохраняли ясность текста даже в сложных полифонических построениях.
Его произведения широко исполнялись как в придворных, так и в церковных условиях, а также в частных домах. Нередко он адаптировал одни и те же сочинения под разные составы: большие для придворных торжеств и сокращённые для небольших ансамблей. Благодаря этому его музыка получила широкое распространение и оказывала влияние на целые поколения немецких музыкантов.
В хоровых произведениях Шютца на немецкие тексты заметно стремление соединить протестантское богослужение с художественной традицией. Он часто использовал тексты псалмов в переводе Лютера, духовные гимны и библейскую прозу, а также более свободные поэтические переложения. Особое место занимает его переработка Псалтири Беккера — собрания псалмов в стихах, положенных на музыку. Первое издание вышло в 1628 году, а значительно дополненная и переработанная версия — в 1661-м. Здесь Шютц применил простые, ясные гармонии и понятные мелодии, предназначенные для исполнения в приходских церквях и школах.
Помимо Псалтири Беккера, он создал целый ряд духовных песнопений в камерном формате, сочетающих лютеранскую строгость с эмоциональностью. Эти сочинения можно рассматривать как раннюю форму духовных кантат: они варьируются от простых хоральных обработок до более сложных многоголосных концертов.
Особое место в его наследии занимает так называемая «историческая» музыка — произведения, повествующие о событиях из жизни Христа. Сюда относятся «Рождественская история» и три «Страстные истории» — по Евангелиям от Матфея, Луки и Иоанна.
В этих сочинениях Шютц развил жанр музыкального повествования. Текст Евангелия исполняется речитативом (обычно одним певцом-евангелистом), а слова отдельных персонажей и реплики толпы выделяются отдельными голосами или хором. При этом в «Рождественской истории» присутствуют также концертирующие эпизоды с инструментами, что придает произведению праздничный характер, а в «Страстях» он придерживается большей строгости и сдержанности, в духе литургической традиции.
Эти произведения стали важнейшими предшественниками пассионов Баха.
К числу последних сочинений Шютца относится монументальная обработка 119-го псалма для восьми голосов, разделённая на одиннадцать частей. Она была написана незадолго до его смерти и по замыслу автора должна была стать своеобразным итогом его творчества, «лебединой песнью». В этом произведении соединяются контрапунктическое мастерство, строгость старых форм и глубочайшее духовное содержание.
Другие поздние сочинения, такие как «Малые духовные концерты» и отдельные мотеты, отличает простота изложения и стремление к максимальной ясности текста. В них нет внешней пышности, но ощущается особая сила внутренней молитвы. Эти произведения свидетельствуют о том, что в преклонные годы Шютц сознательно искал духовной глубины и внутреннего сосредоточения.
Творчество Шютца стало соединением немецкой традиции с итальянскими влияниями. Он воспринял у Габриели и Монтеверди выразительность многоголосного концерта, использование пространственного эффекта и драматическую силу речитатива, но при этом оставался верен протестантской строгости и ясности слова.
Для него всегда на первом месте стояло выражение текста. Музыка должна была не отвлекать, а углублять восприятие слова, раскрывать его духовный смысл. Поэтому он часто использовал речитативные интонации, неожиданные гармонические повороты, яркие контрасты и паузы, чтобы подчеркнуть смысловую нагрузку отдельных фраз.
По глубине духовности и по масштабу замысла Шютца можно назвать крупнейшим немецким композитором до Баха.
Влияние Шютца на развитие немецкой музыки было огромным. Он воспитал целое поколение музыкантов, среди которых — Маттиас Векман, Каспар Кёрль, Кристоф Бернхард и другие. Через них его традиции передавались дальше, к северогерманской школе органистов и, в конечном счёте, к Баху.
Хотя многие произведения Шютца были забыты в XVIII веке, его имя никогда не исчезало из памяти. Уже современники называли его «первым музыкантом Германии». В XIX–XX веках началось возрождение его музыки: издания, исследования и исполнения показали, что он является не только «предтечей Баха», но и самостоятельным гением, соединившим итальянское новаторство с немецкой духовной традицией.
Сегодня его сочинения занимают важное место в концертном репертуаре, а в истории музыки он рассматривается как один из величайших мастеров XVII века, положивший основу немецкой духовной музыке барокко.
Ноты сочинений Генриха Шютца (Часть 2) на сайте библиотеки IMSLP