Шютц (Часть 1), Генрих
1585 - 1672

Назад

Heinrich Schütz (Part 1)

  • Дата рождения: 8 октября 1585 года (крещён 9 октября)
  • Место рождения: Кёстриц (ныне Бад-Кёстриц)
  • Дата смерти: 6 ноября 1672 года
  • Место смерти: Дрезден

Биография

Генрих Шютц — великий немецкий композитор эпохи барокко, первый немецкий композитор международного масштаба. Через пример своих сочинений и благодаря своему преподаванию он сыграл majorную роль в утверждении традиций высокого мастерства и интеллектуальной глубины, которые отмечали лучшие образцы музыки и музыкальной мысли его нации на протяжении более чем 250 лет после его смерти.

Детство и юность (1585-1615).

Генрих Шютц происходил из известной бюргерской семьи франконского происхождения, которая с середины XV века жила в Саксонии. Его место рождения относилось к княжеству Рейсс и находилось недалеко от Геры, столицы региона.

Его дед по отцу, Альбрехт Шютц, владел в Кёстритце трактиром под названием «Zum goldenen Kranich» («У золотого журавля»). Отец, Кристоф Шютц, служил городским писцом в Гере в середине 1570-х годов, затем принял управление трактиром в Кёстритце от имени Альбрехта, который в 1571 году переехал в Вайсенфельс. 5 февраля 1583 года Кристоф, потерявший первую жену и имевший от неё троих детей, женился на Евфросине Бигер, дочери бургомистра Геры. В этом браке родилось восемь детей, и «Хенрикус» (так его имя было записано в книге крещений) был вторым ребёнком и старшим сыном. Двое из его младших братьев — Георг (1587–1637) и Бенджамин (1596–1666) — стали известными юристами. Генрих всю жизнь сохранял близкие связи с семьёй и особенно тёплые отношения с братом Георгом.

По словам придворного капеллана Мартина Гейера, составившего биографический очерк и прочитавшего надгробную речь, Шютц родился 8 октября 1585 года. Однако сам композитор в прошении к саксонскому курфюрсту Иоганну Георгу I от 14 января 1651 года указал днём рождения праздник святого Бурхарда, который приходится на 14 октября.

В конце лета 1590 года семья Кристофа Шютца переехала в Вайсенфельс, где Альбрехт, умерший 28 июля, завещал ему трактир под названием «Zum güldenen Ring» («У золотого кольца»). Кристоф занял видное положение в городе и в итоге стал его бургомистром. В 1615 году он приобрёл ещё один трактир, известный как «Zur güldenen Sackpfeife» («У золотой волынки») и «Zum güldenen Esel» («У золотого осла»), который переименовал в «Zum Schützen» («У Шютца»).

По словам Гейера, Кристоф обеспечил детям основательное религиозное и гуманитарное образование. Генрих рано проявил «особую склонность к благородной музыке», быстро научившись «петь уверенно и очень хорошо, с особой изяществом». Вероятно, он получал уроки музыки у местного кантора Георга Вебера, а также у органиста и бывшего бургомистра Генриха Коландера, женившегося на вдове дяди Генриха по имени Маттес.

В 1598 году ландграф Мориц Гессен-Кассельский, известный своими разносторонними дарованиями и мастерством в музыкальной композиции, остановился в трактире Кристофа Шютца. Услышав пение юного Генриха, он был настолько впечатлён, что попросил родителей отпустить мальчика ко двору, обещая обеспечить ему воспитание «во всех благородных искусствах и добродетелях». Родители сначала сопротивлялись, но Мориц настойчиво продолжал уговаривать их письмами, и наконец, в августе 1599 года, Кристоф Шютц отвёз сына в Кассель.

При дворе Морица Генрих был принят в хор и учился в Collegium Mauritianum — академии, основанной ландграфом в 1595 году для детей гессенской знати, но туда также принимались певчие капеллы и сыновья придворных слуг. Шютц проявил большие способности во всех науках и особенно в изучении языков, овладев латынью, греческим и французским. Его музыкальное обучение проходило под руководством капельмейстера Георга Отто, преподававшего в академии.

Сам Шютц позднее писал: «Никогда не было воли моих родителей, чтобы я посвятил себя музыке ни сегодня, ни завтра». Следуя их желаниям, он «отправился, утратив высокий голос, в Марбургский университет, чтобы продолжить там начатые ранее занятия не в музыке, избрать надёжную профессию и со временем получить достойную учёную степень».

27 сентября 1608 года он поступил в университет вместе с другими бывшими певчими из капеллы. По свидетельству Гейера, Шютц избрал изучение права и быстро проявил выдающиеся способности. Однако оставался в университете он недолго. В 1609 году ландграф Мориц, посетивший Марбург, посоветовал ему отправиться в Венецию, пока был жив и ещё трудился «всемирно известный, но уже немолодой композитор Джованни Габриели». Мориц часто выделял средства для лучших учеников, чтобы они могли учиться за границей. Для Шютца была назначена стипендия — 200 талеров в год на два года. Против воли родителей он принял её и отправился в Италию.

Позднее, вспоминая свои первые шаги в Венеции, Шютц писал: «Я понял всю серьёзность и трудность изучения композиции, к которому я приступил, и что начал я это дело с плохой и слабой основы; и потому сильно сожалел, что отказался от наук, обычных для немецких университетов».

К концу 1610 года он настолько преуспел, что маркграф Бранденбурга Зигизмунд писал Морицу из Венеции: «Габриели много раз просил меня обратиться к вашему сиятельству с просьбой разрешить вашему слуге Генриху Шютцу остаться здесь ещё на год, ибо он показывает большие успехи не только в композиции, но и в игре на органе». Учитель и ученик были тесно связаны: на смертном одре Габриели завещал Шютцу своё кольцо. Шютц никогда не признавал никакого другого наставника.

Обучение у Габриели было основано на строгих контрапунктических принципах с определённой свободой в обращении с диссонансами. Как и другие ученики, Шютц завершил обучение изданием сборника мадригалов для пяти голосов (SWV 1–19), посвятив его ландграфу Морицу. Предисловие датировано 1 мая 1611 года. В прошении 1651 года он с гордостью вспоминал, что его первые опыты были высоко оценены «выдающимися музыкантами Венеции того времени».

По совету учителя и других музыкантов Шютц остался в Италии ещё на год, теперь на средства родителей, которые стали терпимее относиться к его музыкальному призванию. В августе 1612 года, вскоре после начала четвёртого года пребывания в Венеции, умер Габриели. По словам Гейера, Шютц вскоре уехал, однако сам он утверждал, что вернулся на родину только в 1613 году.

Снова в Германии он возобновил службу при дворе Морица. В регистрах капеллы за последние месяцы 1613 года он числился вторым органистом с жалованием 80 флоринов в год. Хотя он держал слово не публиковать музыку, его искусство быстро развивалось: сохранились многокорные сочинения (SWV 36a, 467, 470 и 474), созданные не позднее 1615 года. Тем временем семья снова пыталась отговорить его от музыкальной карьеры, настаивая, чтобы он занялся «надёжной профессией». Шютц писал, что даже решил вернуться к книгам, отложенным ранее, но этим планам помешали неожиданные обстоятельства.

27 августа 1614 года курфюрст Иоганн Георг I Саксонский предложил Морицу, чтобы Шютц приехал в Дрезден для крещения его сына Августа (18 сентября) и «некоторое время пробыл у нас». Интерес курфюрста к молодому музыканту был объясним: с 1613 года придворная капелла оставалась без полноценного руководства, так как Рогир Михаэль отошёл от дел, а Михаэль Преториус приезжал лишь временно, имея основные обязанности в Вольфенбюттеле. Мориц дал согласие, и Шютц отправился в Дрезден, где, вероятно, помогал Преториусу на крещении. 10 октября курфюрст сообщил Морицу, что Шютц вскоре вернётся в Кассель. Однако уже 25 апреля 1615 года Иоганн Георг обратился с просьбой одолжить ему Шютца на два года, «пока не вернутся те люди» (Иоганн Наувах и Иоганн Клемм), которых он послал учиться в Италию. Мориц, хотя и сожалел, что лишается столь ценного музыканта, согласился, и в конце августа Шютц прибыл в Дрезден.

Ранняя зрелость (1615–1627)

К моменту, когда Шютц покинул Кассель и в августе 1615 года прибыл в Дрезден, всё возрастающая интенсивность его музыкальной деятельности и покровительство со стороны курфюрста Иоганна Георга, по-видимому, убедили его отказаться от мыслей о другой карьере. Сам Шютц писал в январе 1651 года, что благосклонность курфюрста помогла также примирить его родителей с выбором пути, к которому он теперь был явно предназначен. Фактически он стал капельмейстером Иоганна Георга. Официально этот титул всё ещё принадлежал Рогиру Михаэлю, а Михаэль Преториус оставался, по крайней мере формально, в распоряжении двора для особых торжеств. Однако на деле, как вспоминал сам Шютц в прошении от 11 апреля 1651 года, «я служил обоим, так как был ещё молод».

1 декабря 1616 года ландграф Мориц обратился к Иоганну Георгу с просьбой вернуть Шютца: Георг Отто уже не мог исполнять свои обязанности. Мориц добавил, что хотел бы также иметь Шютца в качестве наставника для своих сыновей, но советник Христоф фон Лосс, получив письмо, рекомендовал курфюрсту не соглашаться. В служебной записке от 11 декабря Лосс написал: «Я не знаю сейчас никого лучше упомянутого Шютца» и советовал курфюрсту постараться оставить его навсегда.

Мориц ответил курфюрсту 24 декабря. Снова подчеркнув незаменимость Шютца, он тем не менее согласился, чтобы тот остался в Дрездене «ещё некоторое время», пока «не приведёт вашу капеллу в должный порядок». Вскоре, однако, политическая ситуация вынудила его уступить. В письме от 16 января 1617 года он окончательно передал Шютца Иоганну Георгу. После смерти Георга Отто в ноябре 1618 года Мориц снова попытался вернуть Шютца, но курфюрст 25 января 1619 года категорически отказал, и должность капельмейстера Гессена занял Кристоф Корнет. Тем не менее Шютц поддерживал добрые отношения с Касселем: он продолжал посылать туда свои сочинения ещё три десятилетия, а Мориц и его преемник Вильгельм V иногда поручали ему заботу о молодых музыкантах.

Имя Шютца появляется в платёжных документах Дрездена 1618 года как «органист и музыкальный директор». В источниках за 1617–1618 годы он называл себя то «музыкальным директором», то «derzeit Kapellmeister» («временным капельмейстером»). Полное признание Шютца в должности придворного капельмейстера совпало со смертью Преториуса в 1621 году. С этого времени он получал прибавку к жалованью в 200 флоринов. Его обязанности заключались главным образом в обеспечении музыкой крупных придворных церемоний как религиозного, так и политического характера. По собственным словам композитора, он «покорно служил» Иоганну Георгу на «императорских, королевских, курфюршеских и княжеских собраниях», а также на крещениях и свадьбах детей курфюрста. Музыку на повседневных богослужениях он дирижировал реже — с середины 1620-х годов это всё больше поручалось вице-капельмейстеру.

Кроме того, Шютц заботился о кадровом составе капеллы, бытовых условиях музыкантов и музыкальном воспитании хористов. В последующие десятилетия он обучил многих заметных композиторов, среди них — его двоюродного брата Генриха Альберта, Христофа Бернхарда, Иоганна Клемма, Иоганна Тиле и Маттиаса Векмана.

Первые крупные возможности показать пышное музыкальное искусство, столь любимое его покровителем, представились вскоре после окончательного переезда в Дрезден. В июле 1617 года император Маттиас посетил курфюршеский двор. В его честь был поставлен мифологический балет, для которого Шютц написал текст и, вероятно, музыку. В октябре того же года состоялись масштабные торжества по случаю столетия Реформации. Здесь Шютц со своими музыкантами исполнил несколько больших концертных произведений, часть которых позже вошла в сборник Psalmen Davids («Псалмы Давида»).

С этого времени начался расцвет его творчества. В 1618 году он написал свадебные концерты SWV 20 и SWV 21, а в 1619 году издал первую крупную коллекцию духовной музыки Psalmen Davids sampt etlichen Moteten und Concerten («Псалмы Давида вместе с некоторыми мотетами и концертами»). В том же году он женился на Магдалене Вильдек.

В последующие годы он создал множество произведений: Syncharma musicum («Музыкальное соединение») для торжеств в Бреслау (1621), элегию SWV 52 в память о герцогине Софии (1623), первую крупную пасхальную историю Historia der … Aufferstehung … Jesu Christi SWV 50 («История Воскресения Иисуса Христа») в 1623 году и сборник Cantiones sacrae SWV 53–93 («Духовные песни») в 1625 году.

Особенно трагическим событием стала смерть его жены Магдалены в сентябре 1625 года. В память о ней он написал арию De vitae fugacitate SWV 94 («О быстротечности жизни»). После этого Шютц не женился вновь.

Своё утешение он нашёл в труде над большим циклом духовных песен Becker Psalter SWV 97a–256a («Псалтырь Беккера»), изданным в 1628 году.

В 1627 году в Торгау состоялось первое немецкое оперное представление — Dafne («Дафна»), на либретто Мартина Опицa по мотивам текста Ринуччини. Музыка Шютца к этой опере не сохранилась.

Средние годы (1628–1645)

Хотя Саксония не принимала участия в Тридцатилетней войне более десяти лет после её начала в 1618 году, к концу 1620-х годов экономическое давление стало ощущаться и при дворе курфюрста. В Вербное воскресенье 1628 года певцы и инструменталисты капеллы подали прошение, составленное для них Шютцем, с просьбой к Иоганну Георгу выплатить задолженность по жалованию. 22 апреля 1628 года Шютц написал курфюрсту письмо с просьбой разрешить ему вновь посетить Италию; из письма ясно, что он поднимал этот вопрос и раньше. В конце концов Иоганн Георг дал согласие и снабдил его рекомендательным письмом к тосканской герцогине во Флоренции. Шютц, вероятно, провёл некоторое время во Флоренции в 1628 или 1629 году. В письме к курфюрсту он отмечал, что «со времени моего первого путешествия всё изменилось, и музыка, звучащая на княжеских банкетах, в комедиях, балетах и прочих представлениях, заметно усовершенствовалась». Он посвятил все силы освоению этих новых веяний. В элегии, опубликованной Гейером, придворный поэт Дрездена Давид Ширмер писал, что Шютцу помогал «благородный Монтеверди», который «с радостью наставлял его и показал ему давно искомый путь». Позднее Шютц отдал дань уважения Монтеверди в концерте SWV 356 — обработке его Armato il cor и чаконы Zefiro torna e di soavi accenti. Вероятно, Монтеверди особенно советовал ему в области драматической монодии. В письме от 6 февраля 1633 года саксонскому послу в Гамбурге Фридриху Лебцельтеру Шютц вспоминал:

«Во время моего недавнего путешествия в Италию я занялся особым способом композиции, а именно тем, как комедию с разными голосами можно переложить в декламационный стиль, вывести на сцену и исполнить в пении — вещи, которые, насколько мне известно, в Германии ещё совершенно неизвестны».

29 июня 1629 года Шютц сообщил, что отправил в Германию партию музыкальных инструментов и нанял на службу при дворе курфюрста мантуанского скрипача Франческо Кастелли. В последние недели пребывания в Венеции он опубликовал сборник Symphoniae sacrae (SWV 257–276). В предисловии от 19 августа он назвал его плодом знакомства с «новыми приёмами», которыми пользовались современные итальянские композиторы, чтобы «щекотать слух нынешнего дня». Сборник он посвятил старшему сыну курфюрста, также носившему имя Иоганн Георг.

Шютц вернулся в Германию вместе с Кастелли и Каспаром Кителем, бывшим певчим дрезденской капеллы, которого курфюрст отправил в Венецию в 1624 году. Они прибыли ко двору к 20 ноября 1629 года вместе с тремя новыми корнетами и четырьмя «корнеттини». Вскоре после возвращения Шютц должен был обеспечить музыку для двух больших празднеств: свадьбы дочери курфюрста Марии Елизаветы с герцогом Фридрихом III Гольштейн-Готторпским (21 февраля 1630 года) и празднования столетия Аугсбургского исповедания (5–7 июня 1630 года). В январе 1631 года он опубликовал мотет SWV 277 в память о друге Иоганне Германе Шейне, умершем в Лейпциге 19 ноября 1630 года.

Осенью 1631 года Шютц пережил новые утраты: в начале октября умерли его отец и тесть. В это же время Саксония впервые вступила в Тридцатилетнюю войну. Сначала Иоганн Георг пытался вести промежуточный курс между католической лигой и протестантами во главе с королём Швеции Густавом II Адольфом, но 11 сентября 1631 года он заключил союз с Густавом, и саксонские войска участвовали в Битве при Брейтенфельде. Расходы на войну лишили капеллу надежд на улучшение: к 1632 году в ней оставалось лишь 13 певцов и несколько инструменталистов, а вскоре деятельность почти прекратилась.

6 февраля 1633 года Шютц получил письмо от Лебцельтера, сообщавшего, что датский кронпринц Кристиан попросил пригласить его в Копенгаген для подготовки музыки к своей свадьбе с Магдаленой Сибиллой, дочерью Иоганна Георга. Лишь к концу 1633 года Шютц отправился в Данию. В декабре он прибыл в Копенгаген, где получил звание капельмейстера короля Кристиана IV с окладом 800 рейхсталеров в год.

Свадебные торжества (3–18 октября 1634 года) отличались особой пышностью. По описанию современников, они включали балет и две музыкально-драматические постановки (Comoedia de raptu Orithiae и Comoedia de Harpyriarum profligatione). Музыку к ним, несомненно, написал Шютц. От его сочинений для этого события сохранилась лишь канцонетта SWV 278. Шютц оставался в Дании до мая 1635 года, после чего вернулся в Дрезден.

В 1635 году он вновь связался со старым покровителем — ландграфом Гессен-Кассельским, послав туда ряд новых сочинений, в том числе будущие Kleine geistliche Konzerte, вторую книгу Symphoniae sacrae и Geistliche Chor-Music. В том же году он написал немецкий вариант Nunc dimittis (SWV 352a) и вскоре после этого — крупнейшее из всех его заупокойных сочинений, Musicalische Exequien (SWV 279–281), для погребения Генриха Постгума.

В 1636 году Шютц выпустил первый за семь лет нотный сборник — Erster Theil kleiner geistlichen Concerten (SWV 282–305). Но надежды на мирное урегулирование рухнули: война разгорелась с новой силой. В феврале 1637 года Шютц подал прошение об отпуске, ссылаясь на то, что лучшие его сочинения остались в Дании. Однако поездка так и не состоялась. Тем временем он добился у императора Фердинанда III охранной грамоты (1637 год), чтобы защитить свои сочинения от несанкционированных изданий.

В эти годы на композитора обрушились тяжёлые утраты: смерть брата Георга (1637), воспитание его детей, а в 1638 году — кончина старшей дочери Анны Юстины. Осенью того же года Шютц писал музыку к свадьбе принца Иоганна Георга с принцессой Магдаленой Сибиллой Бранденбургской. На заключительном празднике — опере-балете на сюжет мифа об Орфее — музыка была «сочинена капельмейстером Генрихом Шютцем в итальянской манере».

Весной 1639 года вышел второй том Kleine geistliche Konzerte (SWV 306–337). В предисловии Шютц жаловался, что война мешает ему публиковать более крупные сочинения. Вскоре он принял приглашение в Ганновер и Хильдесхейм как капельмейстер герцога Георга Каленбергского, но уже в 1641 году вернулся в Дрезден. Там капелла находилась в глубоком упадке: музыкантов было не более десяти, жалованье не выплачивалось. В письме от 7 марта 1641 года Шютц сравнивал её положение с предсмертной агонией.

С 1642 по 1644 год Шютц снова работал в Дании, где в ноябре 1642 года руководил музыкой на свадьбе дочерей Кристиана IV. Последние его выплаты от датского двора датированы апрелем 1644 года. После этого он перебрался в земли Брауншвейг-Люнебург и жил главным образом при дворе герцога Августа Младшего в Вольфенбюттеле. Особую роль здесь играла его супруга, София Елизавета, сама талантливая композитор. В письме от 22 октября 1644 года Шютц сообщает, что давал ей советы и участвовал в совместной работе над музыкальным спектаклем Theatralische neue Vorstellung von der Maria Magdalena, показанным в конце года.

23 февраля 1645 года Шютц был крёстным отцом ребёнка органиста Дельфина Штрунка в Брауншвейге, а в апреле участвовал в торжествах ко дню рождения герцога Августа. На обратном пути в Дрезден он посетил Лейпциг, где познакомился с молодым Иоганном Розенмюллером и посвятил приветственный стих его сборнику Paduanen mit drey Stimmen (1645).


Ноты сочинений Генриха Шютца (Часть 1) на сайте библиотеки IMSLP