Шютц, Габриэль
1633 - 1710

Назад

Gabriel Schütz

  • Дата рождения: 1 февраля 1633 года
  • Место рождения: Любек, Германия
  • Дата смерти: 9 августа 1710 года
  • Место смерти: Нюрнберг, Германия

Биография

Габриэль Шютц был немецким композитором, виолистом и корнетистом. Он учился в Любеке в течение шести лет у Николауса Блейера, который передал ему английскую технику игры на виоле, которой он сам научился у Уильяма Брейда в Готторфе и у Томаса Симпсона в Бюккебурге. Проведя около года в Гамбурге, он отправился в Италию в 1655 году. Однако он добрался только до Нюрнберга, куда прибыл в начале 1656 года и где играл на виоле и корнете так хорошо, что, по словам Маттезона, «его считали одним из величайших мастеров своего времени в Священной Римской империи». Друзья и покровители стремились удержать его там, предлагая перспективу должности городского музыканта, и в апреле 1658 года он был принят на испытательный срок, «дабы он не искал своего счастья в другом месте». С того времени и до подтверждения его назначения в 1666 году он играл на концертах при различных близлежащих южно-германских дворах, среди которых были Ансбах, Байройт, Эттинген и Мергентхайм, а также в Зальцбурге. В 1660 году его жалованье было увеличено, и ему было предоставлено нюрнбергское гражданство. В ноябре 1666 года его жалованье было снова увеличено, и он был нанят для обучения молодых музыкантов игре на инструментах, «на которых он превосходит до совершенства»: среди его учеников были И.П. Кригер и Конрад Хёффлер. В том же году он отказался от должности придворного музыканта в Штутгарте. Вскоре после этого он отправился в Регенсбург, чтобы играть перед императором Леопольдом I, который через своего капельмейстера И.Г. Шмельцера предложил «принять его на свою всемилостивейшую службу». Но он отказался и от этого предложения, «отчасти из любви к городу Нюрнбергу, отчасти из щепетильного рвения к протестантской религии». Он оставался городским музыкантом Нюрнберга до своей смерти.

Творчество

Единственные сохранившиеся произведения Шютца — это соната для двух виол да гамба и бассо континуо и две партиты для флейты, скрипки, виолы да гамба и бассо континуо, подписанные «Sign. Schütz» и, предположительно, принадлежащие ему. Это простые пьесы, возможно, написанные для учебных целей, и они дают мало намёка на виртуозность, воспеваемую его современниками. Многие другие «прекрасные пьесы» для виолы, упомянутые Доппельмайером, по-видимому, утеряны. Также существует духовная песня его сочинения в сборнике Генриха Мюллера «Der Geistlichen Erquickstunden … poetischer Andachtsklang» («Духовные часы отрады … поэтический звон благочестия») (Нюрнберг, 1691).

Произведения

  • Соната для двух виол да гамба и бассо континуо
  • Две партиты для флейты, скрипки, виолы да гамба и бассо континуо
  • Духовная песня в сборнике Генриха Мюллера «Der Geistlichen Erquickstunden … poetischer Andachtsklang» (Нюрнберг, 1691)