Шюрман, Георг Каспар
1672 - 1751
Назад
Georg Caspar Schürmann

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Георг Каспар Шюрман был немецким композитором. По словам Вальтера, он был сыном пастора, идентифицированного как Статиус Каспар Шюрман (ум. 1678), который переехал в Идензен в 1666 году. Свою карьеру он начал в возрасте 20 лет в Гамбурге, где нашёл engagements (ангажементы) в качестве певца-альта как в опере, так и в различных церквях. В течение следующих шести лет Шюрман выступал в идеальной музыкальной среде для молодого музыканта, особенно в опере, где Конради, Куссер и Кайзер были заняты постановками своих произведений, и часто звучала музыка Штеффани (среди других выдающихся композиторов). В 1697 году он путешествовал с гамбургской оперной труппой для серии гастрольных выступлений при брауншвейгском дворе герцога Антона Ульриха Брауншвейг-Люнебургского. Вскоре после этого герцог Антон Ульрих назначил Шюрмана солистом-альтом при дворе, а также, по словам Вальтера, дирижёром оперы и придворной церкви.
За исключением двух периодов отсутствия, Шюрман оставался при дворе Брауншвейг-Вольфенбюттеля до своей смерти 54 года спустя. Он быстро established himself (утвердился) как одарённый композитор, и в 1700 году его первое драматическое произведение, итальянская пастораль «Endimione» («Эндимион»), было исполнено при придворных театрах в Зальцтале и Вольфенбюттеле. В следующем году он написал и поставил две духовные оперы, «Salomon» («Соломон») и «Daniel» («Даниил»). В конце 1701 года герцог Антон Ульрих отправил его в Венецию, несомненно, для завершения его образования в итальянском оперном стиле. Вальтер сказал, что он познакомился с самыми известными композиторами и музыкантами, находясь в Венеции, и можно предположить, что среди них были Антонио и Карло Франческо Поллароло, Томмазо Альбинони, Франческо Гаспарини и Франческо Пистокки. Ничего конкретного о итальянском периоде Шюрмана не известно, и, по-видимому, он вернулся в Германию всего через год, чтобы стать, по loan (ссуде) от герцога Брауншвейгского, капельмейстером и композитором при дворе в Майнингене. Он оставался там по крайней мере до 1706 года и, помимо службы учителем музыки правящей семьи, написал несколько опер и множество церковных кантат. В 1706 году Шюрман поехал ставить оперу в Наумбург, где каждый год во время Петрова поста (начинающегося 29 июня и длящегося восемь дней) при дворе проводился важный оперный фестиваль.
Вальтер stated (утверждал), что Шюрман вернулся на постоянное жительство в Брауншвейг-Вольфенбюттель в 1707 году. Более чем за 30 лет его продуктивность была enormous (огромной). После 1739 года он, как известно, не сочинял опер, но оставался погружённым в придворную музыкальную жизнь в качестве дирижёра, постановщика опер, а также переводчика и аранжировщика итальянских опер, которые стали основой театра. Шюрман перерабатывал многие из своих собственных произведений, вставляя арии других композиторов и создавая многочисленные пастиччо. В свои последние годы он продолжал сочинять для церкви, а также occasional pieces (произведения к случаю) для специальных придворных праздников.
Шюрман, вместе с Конради, Куссером, Кайзером и Телеманом, был выдающимся contributor (вкладчиком) в историю немецкой барочной оперы. Прискорбно, что из более чем 30 опер, которые, как известно, он написал, полностью сохранились, кажется, только три, а отрывки ещё из девяти остаются в рукописи; ни одна из трёх полных опер не опубликована. Выдающееся исследование опер Шюрмана было написано Г.Ф. Шмидтом, который examined (изучил) музыку очень подробно.
Оперы Шюрмана демонстрируют успешное blending (смешение) оперного стиля, развитого в северной Германии, особенно в Гамбурге в музыке Кайзера, с итальянскими практиками, которые он наблюдал в Венеции. Его оперы ориентированы на арии, и каждая ария, в характерной барочной манере, planned (планируется) для выражения одного аффекта или эмоциональной идеализации. Большинство арий имеют довольно развёрнутые da capo структуры, но Шюрман заполнял эти стереотипные формы богато inventive (изобретательными) мелодическими идеями, сильным текстурным разнообразием (включая частое контрапунктическое взаимодействие между голосом и инструментальными партиями) и красочным сольным инструментальным письмом. Речитативы выполнены в северогерманской традиции аффектной, риторической декламации, в которой вокальная линия, гармонический колорит (в партии continuo, а также в мелодии) и драматический акцент добавляют силу и театральную эффективность. Это не речитатив современной ему итальянской оперы с его быстрым parlando (разговорным) patter (тараторением) и частыми «сухими» пунктуациями каденционных гармонических формул в реализации генерал-баса клавесина. Для Шюрмана, как и для гамбургских оперных композиторов, речитатив всё ещё был важным компонентом музыкальной драмы.
Мелодический дар Шюрмана, несомненно, отчасти результат его собственной длительной карьеры оперного певца, делает его произведения impressively lyrical (впечатляюще лиричными). Вокальные партии никогда не затмеваются оркестром, а инструментальные партии обычно принимают на себя мелодические характеристики вокального стиля — а не наоборот, как можно encontrar (обнаружить), например, в операх Кайзера. Шюрман продолжил склонность гамбургских оперных композиторов к folklike (народноподобным) мелодиям и к ариям на основе танцевальных ритмов (особенно сицилианы, баркаролы и менуэта). Танец, фактически, является major part (основной частью) каждого произведения, хотя по большей части музыку для таких балетных вставок поставляли другие композиторы (часто французские). Хотя Шюрман давал своим солистам ample opportunity ( ample opportunity (все возможности) для совершенствования в выписанной колоратурной орнаментике, этот вид вокальной виртуозности никогда не доминировал в его ариях, как это было, например, во многом в музыке Кайзера.
Однако оперы Шюрмана явно выходят за пределы его гамбургского наследия и во многом напоминают более поздние произведения Генделя. В то время как фактура часто контрапунктична, использование контрапункта происходит как элемент вариации, а не как основной композиционный приём. Гармонический ритм, особенно в его последней сохранившейся опере «Ludovicus Pius» («Людовик Благочестивый»), markedly slow (заметно медленный), временами статичный, и часто похожий на таковой в раннем классическом стиле в Германии. Басовые линии, таким образом, обычно не мелодичны и действительно часто, кажется, соответствуют раннеклассическому образцу с их тенденцией служить чисто гармонической функции. Музыка Шюрмана, фактически, сильно указывает в направлении классического стиля и suggests (предполагает), что этот композитор, работавший и с К.Г. Грауном, и с Хассе в Вольфенбюттеле, мог играть significant part (значительную роль) в развитии этого стиля в Германии в первой половине XVIII века.
Сценические произведения
(исполнялись в Брауншвейге; музыка утеряна, если не указано иное)
Отдельные арии из опер
Сомнительные:
Другие произведения
Духовные кантаты:
Утерянные духовные кантаты:
Инструментальные сюиты:
Ноты сочинений Георга Каспара Шюрмана на сайте библиотеки IMSLP