Шюрман, Георг Каспар
1672 - 1751

Назад

Schürmann, Georg Caspar

  • Дата рождения: 1672 или 1673 год
  • Место рождения: Идензен, близ Ганновера, Германия
  • Дата смерти: 25 февраля 1751 года
  • Место смерти: Вольфенбюттель, Германия

Биография

Георг Каспар Шюрман был немецким композитором. По словам Вальтера, он был сыном пастора, идентифицированного как Статиус Каспар Шюрман (умер в 1678 году), который переехал в Идензен в 1666 году. Свою карьеру он начал в возрасте двадцати лет в Гамбурге, где нашел ангажементы в качестве певца-альта как в опере, так и в различных церквях. В течение следующих шести лет Шюрман выступал в идеальной музыкальной среде для молодого музыканта, особенно в опере, где Конради, Куссер и Кайзер были заняты постановками своих произведений, и часто звучала музыка Штеффани (среди других выдающихся композиторов). В 1697 году он путешествовал с гамбургской оперной труппой для серии гастрольных выступлений при брауншвейгском дворе герцога Антона Ульриха Брауншвейг-Люнебургского. Вскоре после этого герцог Антон Ульрих назначил Шюрмана солистом-альтом при дворе, а также, по словам Вальтера, дирижером оперы и придворной церкви.

За исключением двух периодов отсутствия, Шюрман оставался при дворе Брауншвейг-Вольфенбюттеля до своей смерти пятьдесят четыре года спустя. Он быстро утвердился как одаренный композитор, и в 1700 году его первое драматическое произведение, итальянская пастораль "Эндимион", было исполнено при придворных театрах в Зальцтале и Вольфенбюттеле. В следующем году он написал и поставил две духовные оперы, "Соломон" и "Даниил". В конце 1701 года герцог Антон Ульрих отправил его в Венецию, несомненно, для завершения его образования в итальянском оперном стиле. Вальтер сказал, что он познакомился с самыми известными композиторами и музыкантами, находясь в Венеции, и можно предположить, что среди них были Антонио и Карло Франческо Поллароло, Томмазо Альбинони, Франческо Гаспарини и Франческо Пистокки. Ничего конкретного о итальянском периоде Шюрмана не известно, и, по-видимому, он вернулся в Германию всего через год, чтобы стать, по ссуде от герцога Брауншвейгского, капельмейстером и композитором при дворе в Майнингене. Он оставался там по крайней мере до 1706 года и, помимо службы учителем музыки правящей семьи, написал несколько опер и множество церковных кантат. В 1706 году Шюрман поехал ставить оперу в Наумбург, где каждый год во время Петрова поста (начинающегося 29 июня и длящегося восемь дней) при дворе проводился важный оперный фестиваль.

Вальтер утверждал, что Шюрман вернулся на постоянное жительство в Брауншвейг-Вольфенбюттель в 1707 году. Более чем за тридцать лет его продуктивность была огромной. После 1739 года он, как известно, не сочинял опер, но оставался погруженным в придворную музыкальную жизнь в качестве дирижера, постановщика опер, а также переводчика и аранжировщика итальянских опер, которые стали основой театра. Шюрман перерабатывал многие из своих собственных произведений, вставляя арии других композиторов и создавая многочисленные пастиччо. В свои последние годы он продолжал сочинять для церкви, а также произведения к случаю для специальных придворных праздников.

Творчество

Шюрман, вместе с Конради, Куссером, Кайзером и Телеманом, был выдающимся вкладчиком в историю немецкой барочной оперы. Прискорбно, что из более чем тридцати опер, которые, как известно, он написал, полностью сохранились, кажется, только три, а отрывки еще из девяти остаются в рукописи; ни одна из трех полных опер не опубликована. Выдающееся исследование опер Шюрмана было написано Г.Ф. Шмидтом, который изучил музыку очень подробно.

Оперы Шюрмана демонстрируют успешное смешение оперного стиля, развитого в северной Германии, особенно в Гамбурге в музыке Кайзера, с итальянскими практиками, которые он наблюдал в Венеции. Его оперы ориентированы на арии, и каждая ария, в характерной барочной манере, планируется для выражения одного аффекта или эмоциональной идеализации. Большинство арий имеют довольно развернутые структуры да капо, но Шюрман заполнял эти стереотипные формы богато изобретательными мелодическими идеями, сильным текстурным разнообразием (включая частое контрапунктическое взаимодействие между голосом и инструментальными партиями) и красочным сольным инструментальным письмом. Речитативы выполнены в северогерманской традиции аффектной, риторической декламации, в которой вокальная линия, гармонический колорит (в партии континуо, а также в мелодии) и драматический акцент добавляют силу и театральную эффективность. Это не речитатив современной ему итальянской оперы с его быстрым разговорным тараторением и частыми "сухими" пунктуациями каденционных гармонических формул в реализации генерал-баса клавесина. Для Шюрмана, как и для гамбургских оперных композиторов, речитатив все еще был важным компонентом музыкальной драмы.

Мелодический дар Шюрмана, несомненно, отчасти результат его собственной длительной карьеры оперного певца, делает его произведения впечатляюще лиричными. Вокальные партии никогда не затмеваются оркестром, а инструментальные партии обычно принимают на себя мелодические характеристики вокального стиля — а не наоборот, как можно обнаружить, например, в операх Кайзера. Шюрман продолжил склонность гамбургских оперных композиторов к народноподобным мелодиям и к ариям на основе танцевальных ритмов (особенно сицилианы, баркаролы и менуэта). Танец, фактически, является основной частью каждого произведения, хотя по большей части музыку для таких балетных вставок поставляли другие композиторы (часто французские). Хотя Шюрман давал своим солистам все возможности для совершенствования в выписанной колоратурной орнаментике, этот вид вокальной виртуозности никогда не доминировал в его ариях, как это было, например, во многом в музыке Кайзера.

Однако оперы Шюрмана явно выходят за пределы его гамбургского наследия и во многом напоминают более поздние произведения Генделя. В то время как фактура часто контрапунктична, использование контрапункта происходит как элемент вариации, а не как основной композиционный прием. Гармонический ритм, особенно в его последней сохранившейся опере "Людовик Благочестивый", заметно медленный, временами статичный, и часто похожий на таковой в раннем классическом стиле в Германии. Басовые линии, таким образом, обычно не мелодичны и действительно часто, кажется, соответствуют раннеклассическому образцу с их тенденцией служить чисто гармонической функции. Музыка Шюрмана, фактически, сильно указывает в направлении классического стиля и предполагает, что этот композитор, работавший и с К.Г. Грауном, и с Хассе в Вольфенбюттеле, мог играть значительную роль в развитии этого стиля в Германии в первой половине восемнадцатого века.

Произведения

Сценические произведения (исполнялись в Брауншвейге; музыка утеряна, если не указано иное)

  • "Эндимион" ("Endimione") (музыкальная сказка, 3 акта, Ф. де Лемене), Зальцталь, 1700
  • "Соломон" ("Salomon") (зингшпиль, 3 акта, герцог Антон Ульрих Брауншвейгский и/или И.К. Кнорр фон Розенрот), зима 1701 года
  • "Даниил" ("Daniel") (зингшпиль, 3 акта, Кнорр фон Розенрот), лето 1701 года
  • "Леонильда, или Побеждающая постоянность" ("Leonilde, oder Der siegende Beständigkeit") (зингшпиль, 3 акта, Г. Фильдер), 1704/1705, 4 арии
  • "Разрушенная Троя" ("Das verstöhrte Troja") (зингшпиль, 5 актов, ? И.К. Фрауендорф), зима 1706 года, арии и дуэты
  • "Телемак" ("Telemaque") (опера, 4 акта, ?Фрауендорф), Наумбург, лето 1706 года; переработана как "Телемах и Калипсо" ("Telemachus und Calypso", 3 акта), август 1717
  • "Язон, или Завоевание золотого руна" ("Giasone, overo Il conquisto del vello d’oro") (музыкальная драма, 3 акта, Ф. Паризетти, немецкий перевод Шюрмана), 1707, пастиччо, включает музыку различных итальянских композиторов
  • "Прекрасная Психея" ("Die schöne Psyche") (зингшпиль, 3 акта, К. Постель), 1708 [?адаптация или частичная перекомпозиция оперы Р. Кайзера "Die wunderschöne Psyche"]
  • "Исси, или Удовлетворенная любовь" ("Issé, oder Die vergnügende Liebe") (пастораль, 3 акта, А.Г. де Ламотт), Вольфенбюттель, 3 октября 1710, [?адаптация или частичная перекомпозиция оперы А. Детуша]
  • "Прокрида и Кефал" ("Procris und Cephalus") (зингшпиль, 3 акта, Ф.К. Брессанд), зима 1714 года, пастиччо, включает музыку Кайзера, А. Лотти и других
  • "Реньеро" ("Regnero") (музыкальная драма, пролог, 3 акта, П. Парьяти), зима 1715 года, [?только пролог Шюрмана]
  • "Генрих Лев" ("Heinrich der Löwe") (опера, 3 акта, О. Мауро, немецкий перевод Фильдера), зима 1716 года, пастиччо, музыка в основном А. Штеффани
  • "Окровавленная любовь, или Олоферн" ("L’amor insanguinato, oder Holofernes") (зингшпиль, 5 актов, И. Беккау), 1716, пастиччо
  • "Плеяды, или Созвездие Семи" ("Die Plejades oder Das Siebengestirn") (зингшпиль, 3 акта, Брессанд), 1716
  • "Атис, или Немой влюбленный" ("Atis, oder Der stumme Verliebte") (опера, 3 акта, Л. фон Бостель), зима 1717 года
  • "Клавдий и Агриппина" ("Claudio ed Agrippina") (музыкальная драма, пролог, 3 акта), зима 1717 года, [?только пролог Шюрмана]
  • "Генрих Птицелов", часть 1 ("Heinrich der Vogler") (зингшпиль, 3 акта, И.У. Кёниг), 1 августа 1718
  • "Порсенна [Клелия]" ("Porsenna [Clelia]") (зингшпиль, 5 актов, Брессанд), 1718, отрывки
  • "Тиридат, или Тираническая любовь" ("Tiridate, ovvero L’amor tirannico") (музыкальная драма, 3 акта, Д. Лалли), 1718
  • "Верная Алкеста" ("Die getreue Alceste") (опера, 3 акта, Кёниг, по Ф. Кино), февраль 1719 года
  • "Генрих Птицелов", часть 2 ("Heinrich der Vogler") (зингшпиль, Кёниг), 11 января 1721
  • "Завоеванный Иерусалим, или Армида и Ринальдо" ("Das eroberte Jerusalem, oder Armida und Rinaldo") (зингшпиль, 3 акта, И.С. Мюллер, по Дж.К. Корради), зима 1722 года
  • "Иксион" ("Ixion") (опера, 3 акта, Фильдер), зима 1722 года, отрывки
  • "Неистовый Роланд" ("Orlando furioso") (музыкальная драма, 3 акта, Дж. Браччоли, обработка и немецкий перевод Шюрмана, по А. Ариости), зима 1722 года, пастиччо
  • "Рудольф Габсбургский" ("Rudolphus Habspurgicus") (опера, 3 акта, 2 "речи", Мюллер), 4 февраля 1723
  • "Людовик Благочестивый" ("Ludovicus Pius, oder Ludewig der Fromme") (опера, 3 акта, К.Э. Симонетти), февраль 1726, включает некоторые арии К.Г. Грауна, балетная музыка частично из опер Детуша и А. Кампра
  • "Ганнибал в Капуе" ("Hannibal in Capua") (опера, 3 акта, Н. Береган, обработка Шюрман), зима 1726 года
  • "Орфей" ("Orpheus") (опера, 3 акта, Брессанд, ?обработка Шюрман), зима 1727 года, [?музыка Шюрмана и Кайзера]
  • "Одновременно любимый и нелюбимый лондонцами Фарасман, царь Иберии" ("Der von Londinen zugleich geliebte und ungeliebte Pharasmanes, König von Iberien") (зингшпиль, 3 акта, И.Ф. фон Уффенбах), ?1729
  • "Магн Торкват" ("Magnus Torquatus") (опера, 3 акта, Мюллер), зима 1730 года
  • Отдельные арии из опер

Сомнительные сценические произведения

  • "Марий" ("Mario") (опера, 3 акта, С. Стампилья), Лейпциг, 1709 [?совместно с И.Д. Хайнихеном с некоторой музыкой Дж.Б. Бонончини]
  • "Ирод" ("Herodes") (зингшпиль, 4 акта, Мюллер), Вольфенбюттель или Зальцталь, 28 мая 1718
  • "Двойной праздник Гименея" ("Doppia festa d'Himeneo") (пасторальная сказка, 25 сцен, Мауро), Зальцталь, 1718 [?музыка частично или целиком Штеффани]
  • "Кадм" ("Cadmus") (опера, 3 акта, Кёниг), 1720
  • "Юстин" ("Justinus") (опера, 3 акта, Симонетти, по Берегану), лето 1725
  • "Нин и Семирамида" ("Ninus und Semiramis") (опера, 3 акта), лето 1730

Другие произведения

  • Серената: "Музыкальная новогодняя жертва" ("Musicalisches Neu-Jahrs Opfer"), 1728 [?музыка Шюрмана и/или К.Г. Грауна]

Духовные кантаты

  • "Но над домом Давида" ("Aber über das Haus Davids"), для солистов, хора, оркестра, Майнинген, 27 мая 1705
  • "Восстаньте, ликуйте, воспевайте Царя славы" ("Auf, jauchzet, lobsinget dem König der Ehren"), для солистов, хора, оркестра [?то же, что и кантата на освящение капеллы Грауэн-Хоф, Брауншвейг, 24 сентября 1724]
  • "Восходит звезда от Иакова" ("Es wird ein Stern aus Jacob aufgehen"), для 4 голосов, инструментов
  • "Благ и милосерд Господь" ("Gnädig und barmherzig ist der Herr"), для солистов, хора, оркестра, Майнинген, 29 мая 1705
  • "Бог — наше упование и сила" ("Gott ist unsere Zuversicht und Stärke"), для солистов, хора, оркестра
  • "Приди, о Утешитель, мое желание" ("Komm, o Tröster, mein Verlangen"), для альта, баса, хора, оркестра, 1717
  • "Прими жертву наших сердец" ("Nimm das Opfer unserer Herzen"), для сопрано, оркестра, Новый год 1720
  • "Вспашите новь и не сейте" ("Pflüget ein Neues und säet nicht"), для 4 голосов, 4 инструментов
  • "Се, Дева во чреве приимет" ("Siehe, eine Jungfrau ist schwanger"), для 4 голосов, 4 инструментов
  • "Се, Я Сам отыщу овец Моих" ("Siehe, ich will meiner Herde selbst annehmen"), для солистов, хора, оркестра, Майнинген, 30 мая 1705

Утерянные духовные кантаты

  • "Бог все хорошо сотворил" ("Gott hat alles Wohlgemacht"), 1713
  • "Иисусе, пища моей души" ("Jesu, meiner Seelen Weide"), для альта, ?инструментов
  • Траурная музыка ("Trauermusik") на смерть принцессы Кристины Луизы, Вольфенбюттель, замковая церковь, 10 декабря 1747
  • Многочисленные кантаты, многие написаны после 1727 года на тексты И.Ф. фон Уффенбаха

Инструментальная музыка

  • "Инструментальные сюиты к застольной музыке" ("Instrumental-Suiten zu Tafel-Musicken"), согласно Вальтеру, утеряны

Ноты сочинений Георга Каспара Шюрмана на сайте библиотеки IMSLP