Шюрман, Георг Каспар
1672 - 1751

Назад

Georg Caspar Schürmann

  • Дата рождения: 1672 или 1673 год
  • Место рождения: Идензен, близ Ганновера, Германия
  • Дата смерти: 25 февраля 1751 года
  • Место смерти: Вольфенбюттель, Германия

Биография

Георг Каспар Шюрман был немецким композитором. По словам Вальтера, он был сыном пастора, идентифицированного как Статиус Каспар Шюрман (ум. 1678), который переехал в Идензен в 1666 году. Свою карьеру он начал в возрасте 20 лет в Гамбурге, где нашёл engagements (ангажементы) в качестве певца-альта как в опере, так и в различных церквях. В течение следующих шести лет Шюрман выступал в идеальной музыкальной среде для молодого музыканта, особенно в опере, где Конради, Куссер и Кайзер были заняты постановками своих произведений, и часто звучала музыка Штеффани (среди других выдающихся композиторов). В 1697 году он путешествовал с гамбургской оперной труппой для серии гастрольных выступлений при брауншвейгском дворе герцога Антона Ульриха Брауншвейг-Люнебургского. Вскоре после этого герцог Антон Ульрих назначил Шюрмана солистом-альтом при дворе, а также, по словам Вальтера, дирижёром оперы и придворной церкви.

За исключением двух периодов отсутствия, Шюрман оставался при дворе Брауншвейг-Вольфенбюттеля до своей смерти 54 года спустя. Он быстро established himself (утвердился) как одарённый композитор, и в 1700 году его первое драматическое произведение, итальянская пастораль «Endimione» («Эндимион»), было исполнено при придворных театрах в Зальцтале и Вольфенбюттеле. В следующем году он написал и поставил две духовные оперы, «Salomon» («Соломон») и «Daniel» («Даниил»). В конце 1701 года герцог Антон Ульрих отправил его в Венецию, несомненно, для завершения его образования в итальянском оперном стиле. Вальтер сказал, что он познакомился с самыми известными композиторами и музыкантами, находясь в Венеции, и можно предположить, что среди них были Антонио и Карло Франческо Поллароло, Томмазо Альбинони, Франческо Гаспарини и Франческо Пистокки. Ничего конкретного о итальянском периоде Шюрмана не известно, и, по-видимому, он вернулся в Германию всего через год, чтобы стать, по loan (ссуде) от герцога Брауншвейгского, капельмейстером и композитором при дворе в Майнингене. Он оставался там по крайней мере до 1706 года и, помимо службы учителем музыки правящей семьи, написал несколько опер и множество церковных кантат. В 1706 году Шюрман поехал ставить оперу в Наумбург, где каждый год во время Петрова поста (начинающегося 29 июня и длящегося восемь дней) при дворе проводился важный оперный фестиваль.

Вальтер stated (утверждал), что Шюрман вернулся на постоянное жительство в Брауншвейг-Вольфенбюттель в 1707 году. Более чем за 30 лет его продуктивность была enormous (огромной). После 1739 года он, как известно, не сочинял опер, но оставался погружённым в придворную музыкальную жизнь в качестве дирижёра, постановщика опер, а также переводчика и аранжировщика итальянских опер, которые стали основой театра. Шюрман перерабатывал многие из своих собственных произведений, вставляя арии других композиторов и создавая многочисленные пастиччо. В свои последние годы он продолжал сочинять для церкви, а также occasional pieces (произведения к случаю) для специальных придворных праздников.

Творчество

Шюрман, вместе с Конради, Куссером, Кайзером и Телеманом, был выдающимся contributor (вкладчиком) в историю немецкой барочной оперы. Прискорбно, что из более чем 30 опер, которые, как известно, он написал, полностью сохранились, кажется, только три, а отрывки ещё из девяти остаются в рукописи; ни одна из трёх полных опер не опубликована. Выдающееся исследование опер Шюрмана было написано Г.Ф. Шмидтом, который examined (изучил) музыку очень подробно.

Оперы Шюрмана демонстрируют успешное blending (смешение) оперного стиля, развитого в северной Германии, особенно в Гамбурге в музыке Кайзера, с итальянскими практиками, которые он наблюдал в Венеции. Его оперы ориентированы на арии, и каждая ария, в характерной барочной манере, planned (планируется) для выражения одного аффекта или эмоциональной идеализации. Большинство арий имеют довольно развёрнутые da capo структуры, но Шюрман заполнял эти стереотипные формы богато inventive (изобретательными) мелодическими идеями, сильным текстурным разнообразием (включая частое контрапунктическое взаимодействие между голосом и инструментальными партиями) и красочным сольным инструментальным письмом. Речитативы выполнены в северогерманской традиции аффектной, риторической декламации, в которой вокальная линия, гармонический колорит (в партии continuo, а также в мелодии) и драматический акцент добавляют силу и театральную эффективность. Это не речитатив современной ему итальянской оперы с его быстрым parlando (разговорным) patter (тараторением) и частыми «сухими» пунктуациями каденционных гармонических формул в реализации генерал-баса клавесина. Для Шюрмана, как и для гамбургских оперных композиторов, речитатив всё ещё был важным компонентом музыкальной драмы.

Мелодический дар Шюрмана, несомненно, отчасти результат его собственной длительной карьеры оперного певца, делает его произведения impressively lyrical (впечатляюще лиричными). Вокальные партии никогда не затмеваются оркестром, а инструментальные партии обычно принимают на себя мелодические характеристики вокального стиля — а не наоборот, как можно encontrar (обнаружить), например, в операх Кайзера. Шюрман продолжил склонность гамбургских оперных композиторов к folklike (народноподобным) мелодиям и к ариям на основе танцевальных ритмов (особенно сицилианы, баркаролы и менуэта). Танец, фактически, является major part (основной частью) каждого произведения, хотя по большей части музыку для таких балетных вставок поставляли другие композиторы (часто французские). Хотя Шюрман давал своим солистам ample opportunity ( ample opportunity (все возможности) для совершенствования в выписанной колоратурной орнаментике, этот вид вокальной виртуозности никогда не доминировал в его ариях, как это было, например, во многом в музыке Кайзера.

Однако оперы Шюрмана явно выходят за пределы его гамбургского наследия и во многом напоминают более поздние произведения Генделя. В то время как фактура часто контрапунктична, использование контрапункта происходит как элемент вариации, а не как основной композиционный приём. Гармонический ритм, особенно в его последней сохранившейся опере «Ludovicus Pius» («Людовик Благочестивый»), markedly slow (заметно медленный), временами статичный, и часто похожий на таковой в раннем классическом стиле в Германии. Басовые линии, таким образом, обычно не мелодичны и действительно часто, кажется, соответствуют раннеклассическому образцу с их тенденцией служить чисто гармонической функции. Музыка Шюрмана, фактически, сильно указывает в направлении классического стиля и suggests (предполагает), что этот композитор, работавший и с К.Г. Грауном, и с Хассе в Вольфенбюттеле, мог играть significant part (значительную роль) в развитии этого стиля в Германии в первой половине XVIII века.

Произведения

Сценические произведения

(исполнялись в Брауншвейге; музыка утеряна, если не указано иное)

  • «Endimione» («Эндимион») (favola per musica, 3 акта, Ф. де Лемене), Зальцталь, 1700
  • «Salomon» («Соломон») (зингшпиль, 3 акта, герцог Антон Ульрих Брауншвейгский и/или И.К. Кнорр фон Розенрот), зима 1701 года
  • «Daniel» («Даниил») (зингшпиль, 3 акта, Кнорр фон Розенрот), лето 1701 года
  • «Leonilde, oder Der siegende Beständigkeit» («Леонильда, или Побеждающая постоянность») (зингшпиль, 3 акта, Г. Фильдер), 1704/1705, 4 арии
  • «Das verstöhrte Troja» («Разрушенная Троя») (зингшпиль, 5 актов, ? И.К. Фрауендорф), зима 1706 года, арии и дуэты
  • «Telemaque» («Телемак») (опера, 4 акта, ?Фрауендорф), Наумбург, лето 1706 года; перераб. как «Telemachus und Calypso» («Телемах и Калипсо», 3 акта), август 1717
  • «Giasone, overo Il conquisto del vello d’oro» («Язон, или Завоевание золотого руна») (dramma per musica, 3 акта, Ф. Паризетти, нем. пер. Шюрмана), 1707, пастиччо, включает музыку различных итал. композиторов
  • «Die schöne Psyche» («Прекрасная Психея») (зингшпиль, 3 акта, К. Постель), 1708 [?адаптация или частичная перекомпозиция оперы Р. Кайзера «Die wunderschöne Psyche»]
  • «Issé, oder Die vergnügende Liebe» («Исси, или Удовлетворённая любовь») (пастораль, 3 акта, А.Г. де Ламотт), Вольфенбюттель, 3 октября 1710, [?адаптация или частичная перекомпозиция оперы А. Детуша]
  • «Procris und Cephalus» («Прокрида и Кефал») (зингшпиль, 3 акта, Ф.К. Брессанд), зима 1714 года, пастиччо, включает музыку Кайзера, А. Лотти и других
  • «Regnero» («Реньеро») (dramma per musica, пролог, 3 акта, П. Парьяти), зима 1715 года, [?только пролог Шюрмана]
  • «Heinrich der Löwe» («Генрих Лев») (опера, 3 акта, О. Мауро, нем. пер. Фильдера), зима 1716 года, пастиччо, музыка в основном А. Штеффани
  • «L’amor insanguinato, oder Holofernes» («Окровавленная любовь, или Олоферн») (зингшпиль, 5 актов, И. Беккау), 1716, пастиччо
  • «Die Plejades oder Das Siebengestirn» («Плеяды, или Созвездие Семи») (зингшпиль, 3 акта, Брессанд), 1716
  • «Atis, oder Der stumme Verliebte» («Атис, или Немой влюблённый») (опера, 3 акта, Л. фон Бостель), зима 1717 года
  • «Claudio ed Agrippina» («Клавдий и Агриппина») (dramma per musica, пролог, 3 акта), зима 1717 года, [?только пролог Шюрмана]
  • «Heinrich der Vogler» («Генрих Птицелов»), часть 1 (зингшпиль, 3 акта, И.У. Кёниг), 1 августа 1718
  • «Porsenna [Clelia]» («Порсенна [Клелия]») (зингшпиль, 5 актов, Брессанд), 1718, отрывки
  • «Tiridate, ovvero L’amor tirannico» («Тиридат, или Тираническая любовь») (dramma per musica, 3 акта, Д. Лалли), 1718
  • «Die getreue Alceste» («Верная Алкеста») (опера, 3 акта, Кёниг, по Ф. Кино), февраль 1719 года
  • «Heinrich der Vogler» («Генрих Птицелов»), часть 2 (зингшпиль, Кёниг), 11 января 1721
  • «Das eroberte Jerusalem, oder Armida und Rinaldo» («Завоёванный Иерусалим, или Армида и Ринальдо») (зингшпиль, 3 акта, И.С. Мюллер, по Дж.К. Корради), зима 1722 года
  • «Ixion» («Иксион») (опера, 3 акта, Фильдер), зима 1722 года, отрывки
  • «Orlando furioso» («Неистовый Роланд») (dramma per musica, 3 акта, Дж. Браччоли, обраб. и нем. пер. Шюрмана, по А. Ариости), зима 1722 года, пастиччо
  • «Rudolphus Habspurgicus» («Рудольф Габсбургский») (опера, 3 акта, 2 «речи», Мюллер), 4 февраля 1723
  • «Ludovicus Pius, oder Ludewig der Fromme» («Людовик Благочестивый») (опера, 3 акта, К.Э. Симонетти), февраль 1726, включает некоторые арии К.Г. Грауна, балетная музыка частично из опер Детуша и А. Кампра
  • «Hannibal in Capua» («Ганнибал в Капуе») (опера, 3 акта, Н. Береган, обраб. Шюрман), зима 1726 года
  • «Orpheus» («Орфей») (опера, 3 акта, Брессанд, ?обраб. Шюрман), зима 1727 года, [?музыка Шюрмана и Кайзера]
  • «Der von Londinen zugleich geliebte und ungeliebte Pharasmanes, König von Iberien» («Одновременно любимый и нелюбимый лондонцами Фарасман, царь Иберии») (зингшпиль, 3 акта, И.Ф. фон Уффенбах), ?1729
  • «Magnus Torquatus» («Магн Торкват») (опера, 3 акта, Мюллер), зима 1730 года

Отдельные арии из опер

Сомнительные:

  • «Mario» («Марий») (опера, 3 акта, С. Стампилья), Лейпциг, 1709 [?совм. с И.Д. Хайнихеном с некоторой музыкой Дж.Б. Бонончини]
  • «Herodes» («Ирод») (зингшпиль, 4 акта, Мюллер), Вольфенбюттель или Зальцталь, 28 мая 1718
  • «Doppia festa d'Himeneo» («Двойной праздник Гименея») (favola pastorale, 25 сцен, Мауро), Зальцталь, 1718 [?музыка частично или entirely ( entirely ( целиком) Штеффани]
  • «Cadmus» («Кадм») (опера, 3 акта, Кёниг), 1720
  • «Justinus» («Юстин») (опера, 3 акта, Симонетти, по Берегану), лето 1725
  • «Ninus und Semiramis» («Нин и Семирамида») (опера, 3 акта), лето 1730

Другие произведения

  • Серената: «Musicalisches Neu-Jahrs Opfer» («Музыкальная новогодняя жертва»), 1728 [?музыка Шюрмана и/или К.Г. Грауна]

Духовные кантаты:

  • «Aber über das Haus Davids» («Но над домом Давида»), для солистов, хора, оркестра, Майнинген, 27 мая 1705
  • «Auf, jauchzet, lobsinget dem König der Ehren» («Восстаньте, ликуйте, воспевайте Царя славы»), для солистов, хора, оркестра [?то же, что и кантата на освящение капеллы Грауэн-Хоф, Брауншвейг, 24 сентября 1724]
  • «Es wird ein Stern aus Jacob aufgehen» («Восходит звезда от Иакова»), для 4 голосов, инструментов
  • «Gnädig und barmherzig ist der Herr» («Благ и милосерд Господь»), для солистов, хора, оркестра, Майнинген, 29 мая 1705
  • «Gott ist unsere Zuversicht und Stärke» («Бог — наше упование и сила»), для солистов, хора, оркестра
  • «Komm, o Tröster, mein Verlangen» («Приди, о Утешитель, моё желание»), для альта, баса, хора, оркестра, 1717
  • «Nimm das Opfer unserer Herzen» («Прими жертву наших сердец»), для сопрано, оркестра, Новый год 1720
  • «Pflüget ein Neues und säet nicht» («Вспашите новь и не сейте»), для 4 голосов, 4 инструментов
  • «Siehe, eine Jungfrau ist schwanger» («Се, Дева во чреве приимет»), для 4 голосов, 4 инструментов
  • «Siehe, ich will meiner Herde selbst annehmen» («Се, Я Сам отыщу овец Моих»), для солистов, хора, оркестра, Майнинген, 30 мая 1705

Утерянные духовные кантаты:

  • «Gott hat alles Wohlgemacht» («Бог всё хорошо сотворил»), 1713
  • «Jesu, meiner Seelen Weide» («Иисусе, пища моей души»), для альта, ?инструментов
  • «Trauermusik» (Траурная музыка) на смерть принцессы Кристины Луизы, Вольфенбюттель, замковая церковь, 10 декабря 1747
  • Многочисленные кантаты, многие написаны после 1727 года на тексты И.Ф. фон Уффенбаха

Инструментальные сюиты:

  • «Instrumental-Suiten zu Tafel-Musicken» (Инструментальные сюиты к застольной музыке), согласно Вальтеру, утеряны

Ноты сочинений Георга Каспара Шюрмана на сайте библиотеки IMSLP