Шюрер, Иоганн Георг
1720 - 1786

Назад

Schürer, Johann Georg

  • Дата рождения: около 1720 года
  • Место рождения: вероятно, Раудниц (ныне Руднице, Чехия)
  • Дата смерти: 16 февраля 1786 года
  • Место смерти: Дрезден, Германия

Биография

Иоганн Георг Шюрер был немецким композитором. Около 1746 года он работал штатным композитором и музыкальным директором оперной труппы, которая выступала в Дрездене вместе с труппой Минготти в Цвингере; дрезденский репертуар с 1734 года доминировал Хассе. 29 октября 1746 года они исполнили оперу Шюрера "Умиротворенная Астрея", которая ранее была представлена в Варшаве 7 октября в честь дня рождения короля; ее несколько раз повторили. 8 ноября того же года в Дрездене была представлена его "Галатея", повторенная с новыми декорациями в присутствии двора неделю спустя и вновь 28 июня 1747 года, за день до того, как фестивальная опера Глюка "Брак Геркулеса и Гебы" была дана в Пилльнице. Во время придворных торжеств 1747 года были исполнены опера Шюрера "Геркулес на Фермодонте" и его немецкий зингшпиль "Дорида". Его последней оперой был "Каландро", комедия, исполненная 20 января 1748 года в малом театре Цвингера; после этого он ограничился сочинением духовной музыки, начав с ораторий "Блудный сын" и "Исаак". В 1748 году он был назначен придворным церковным композитором.

Таким образом, Шюрер был одним из заметной череды музыкантов, возглавляемой Хассе, которые работали при дрезденском дворе короля Польши Августа Третьего. Зеленка умер в 1745 году, и Шюрер сменил его на посту директора церковной музыки, сначала в католической придворной капелле на Ташенберге, а с 1751 года — в новопостроенной католической придворной церкви, где ему помогали с церковной музыкой Г.А. Ристори, Тобиас Бутц и отец М. Бройних, а Порпора был занят в качестве капельмейстера и композитора. Его главным занятием было сочинение музыки, чем он занимался с огромным трудолюбием, особенно в 1757 и 1758 годах. В первом из этих лет он написал реквием на смерть курфюрстины Марии Йозефы. Во время карнавала 1763 года была исполнена его кантата "Госпожа Августа, прости", а осенью того же года он написал погребальный мотет для короля "Твои руки сотворили меня". Осенью 1764 года молодой И.Г. Науман был назначен вторым церковным композитором, но вскоре уехал в Италию, так что вся работа вновь легла на плечи Шюрера (хотя между 1765 и 1772 годами Доменико Фискьетти также сочинял церковную музыку). В 1767 году Шюрер продал рукописные партии своих церковных сочинений (978 листов) саксонскому двору, а в 1772 году, когда курфюрстом был Фридрих Август, продал им и партитуры (522, датированные 1742–1770 годами) за 900 талеров. Сам Шюрер составил указатель этих произведений, приведя начальные такты и дату сочинения каждого ("Ежегодный курс", рукопись, 1765). Он вышел на пенсию в 1780 году и продал еще 68 партитур духовных произведений, написанных между 1767 и 1772 годами, за 200 талеров в 1782 году, снова с подробным каталогом. Период творчества этого плодовитого и неутомимого композитора, похоже, прекратился в последние годы его службы, омраченные заботами и болезнью; его ученики Йозеф Шустер и Франц Зайдельман работали с ним в качестве церковных композиторов с 1772 года.

Творчество

Хотя Шюрер, по словам Рейхардта, был "очень искусным композитором", мастером своего ремесла и контрапункта, его музыка встретила лишь ограниченное признание в Дрездене, потому что он не склонялся перед господствующим неаполитанским вкусом. Гербер называл его одним из самых искусных церковных композиторов восемнадцатого века и отмечал, что "его мессы были знамениты среди достойных людей за пределами Дрездена". Действительно, его шесть месс, посвященных Святому Антонию Падуанскому, и его "Ксаверианские литании" выделяются своей структурой и серьезным, выразительным музыкальным складом. Его оперы и оратории также являются примером меняющегося стиля его времени, сочетая использование традиционного генерал-баса с утонченным чувством стиля рококо. Стилистически его музыка помещает его между зрелым Телеманом и двенадцатилетним Моцартом; но его мелодические идеи ограничены и в конечном счете становятся утомительными. Пастораль "Галатея" и немецкий зингшпиль "Дорида" имеют галантные, рокайльные черты, также обнаруживаемые в "Бастьен и Бастьенна" Моцарта.

Произведения

Оперы

  • "Умиротворенная Астрея, или Счастье земли" ("Astrea placata ovvero La felicità della terra") (музыкальная драма, 1 акт, Б. Кампаньяри), Варшава, 7 октября 1746 года
  • "Галатея" ("La Galatea") (драматическое сочинение, 2 акта, П. Метастазио), Дрезден, 8 ноября 1746 года
  • "Геркулес на Фермодонте" ("L’Ercole sul Termodonte") (музыкальная драма, 3 акта, К.Ф. Буссани), Дрезден, 9 января 1747 года
  • "Дорида" ("Doris") (зингшпиль, 2 акта), Дрезден, 13 февраля 1747 года
  • "Каландро" ("Calandro") (музыкальная комедия, 3 акта, С. Паллавичино), Дрезден, 20 января 1748 года

Оратории

  • "Блудный сын" ("Il figliuol Prodigo") (духовное действие, Дж.К. Паскини), для солистов, хора, оркестра, Дрезден, 1747 года
  • "Исаак, прообраз Искупителя" ("Isacco figura del Redentore", Метастазио), для солистов, хора, оркестра, Дрезден, 1748 года
  • "Страсти Иисуса Христа" ("La Passione di Jesu Christo"), для солистов, хора, оркестра

Кантаты

  • "Кантата на рождение Его Королевского Высочества принца Карла" ("Cantata per la nascita di S.A.R. il Principe Carlo"), для альта, инструментов, 13 июля 1753 года
  • "Кантата для празднования дня имени Его Королевского Высочества принца Ксаверия" ("Cantata per solennizzare il giorno del nome di S.A.R. … Principe Xaverio"), для альта, инструментов, Дрезден, 1755 года
  • "Несчастье, случившееся с Николяно в Зедлице" ("Disgrazia accaduta al Nicolino à Sedlitz"), для альта, инструментов, Дрезден и Фридрихштадт, 1759 года
  • "Госпожа Августа, прости" ("Donna Augusta perdona"), для альта, 2 валторн, 2 флейт, 2 скрипок, альта, бассо континуо, Дрезден, 1763 года
  • "Кантата на рождение Святого Отца Карла" ("Cantata … per la nascita di S.P. Carlo"), для сопрано, альта
  • "В самый счастливый день славного Августа III" ("Nel felicissimo giorno del glorioso … di Augusto III") [персонажи Ниче, Дорисбе, Фили]
  • "Сегодня да, сияет более" ("Oggi si che più risplende"), для альта, инструментов

Мессы, части месс

  • Шесть "Месс Святому Антонию Падуанскому" ("Missae ad Sanctum Antonium de Padua"), для 4 голосов, 2 гобоев, 2 скрипок, альта, бассо континуо, органа, 1758–1764
  • "Верую" ("Credo"), для голосов, инструментов
  • "Слава" ("Gloria"), для 4 голосов, 2 скрипок, 2 гобоев, 2 валторн, 2 труб, литавр, органа
  • "Слава" ("Gloria"), для 4 голосов, инструментов

Другие произведения

  • "Царица небесная" ("Regina coeli"), для 4 голосов, инструментов, органа
  • Две "Ксаверианские литании" ("Litaniae Xaverianae"), для 4 голосов, инструментов
  • "Партитура и руководство Святой ночи в Рождество Господне" ("Partitura et Directio sacrae noctis in nativitate Domini"), Дрезден, 1756
  • Две арии для сопрано, инструментов: "Несчастная обожает" ("La sventurata adora"), Фридрихштадт, 24 августа 1759 года; "Обманывает лживый" ("Delude fallace"), Фридрихштадт, 19 августа 1759 года

Утерянные произведения (предположительно)

  • Несколько опер, кантат и других сочинений
  • Около тридцати месс
  • Около тринадцати мотетов
  • Пятьдесят шесть офферториев
  • Три реквиема
  • Три "Тебя, Бога, хвалим" ("Te Deum")
  • Пятнадцать "Лоретанских литаний" ("Litaniae Lauretanae")
  • Семнадцать "Под твое" ("Sub tuum")
  • Двенадцать "Кормилица Искупителя" ("Alma Redemptoris")
  • Двенадцать "Радуйся, царица" ("Ave regina")
  • Двенадцать "Царица небесная" ("Regina coeli")
  • Двадцать девять "Привет тебе, царица" ("Salve regina")
  • Шесть "Помилуй" ("Miserere")
  • Сто пятьдесят два псалма
  • Шесть "Хвалите, отроки" ("Laudate pueri")
  • Шесть "Песнь Богородицы" ("Величит душа Моя Господь") ("Magnificat")
  • Другие духовные произведения

Ноты сочинений ИоганнаГеорга Шюрера на сайте библиотеки IMSLP