Шюрер, Иоганн Георг
1720 - 1786
Назад
Johann Georg Schürer

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Георг Шюрер был немецким композитором. Около 1746 года он работал штатным композитором и музыкальным директором оперной труппы, которая выступала в Дрездене вместе с труппой Минготти в Цвингере; дрезденский репертуар с 1734 года доминировал Хассе. 29 октября 1746 года они исполнили оперу Шюрера «Astrea placata» («Умиротворённая Астрея»), которая ранее была представлена в Варшаве 7 октября в честь дня рождения короля; её несколько раз повторили. 8 ноября того же года в Дрездене была представлена его «Galatea» («Галатея»), повторенная с новыми декорациями в присутствии двора неделю спустя и вновь 28 июня 1747 года, за день до того, как фестивальная опера Глюка «Le nozze d’Ercole e d’Ebe» («Брак Геркулеса и Гебы») была дана в Пилльнице. Во время придворных торжеств 1747 года были исполнены опера Шюрера «L’Ercole sul Termodonte» («Геркулес на Фермодонте») и его немецкий зингшпиль «Doris» («Дорида»). Его последней оперой был «Calandro» («Каландро»), комедия, исполненная 20 января 1748 года в малом театре Цвингера; после этого он ограничился сочинением духовной музыки, начав с ораторий «Il figliuol prodigo» («Блудный сын») и «Isacco» («Исаак»). В 1748 году он был назначен придворным церковным композитором (Kirchencompositeur).
Таким образом, Шюрер был одним из notable succession (заметной череды) музыкантов, возглавляемой Хассе, которые работали при дрезденском дворе короля Польши Августа III. Зеленка умер в 1745 году, и Шюрер сменил его на посту директора церковной музыки, сначала в католической придворной капелле на Ташенберге, а с 1751 года — в новопостроенной католической придворной церкви, где ему помогали с церковной музыкой Г.А. Ристори, Тобиас Бутц и отец М. Бройних, а Порпора был занят в качестве капельмейстера и композитора. Его главным занятием было сочинение музыки, чем он занимался с enormous industry (огромным трудолюбием), особенно в 1757 и 1758 годах. В первом из этих лет он написал реквием на смерть курфюрстины Марии Йозефы. Во время карнавала 1763 года была исполнена его кантата «Donna Augusta perdona» («Госпожа Августа, прости»), а осенью того же года он написал погребальный мотет для короля «Manus tuae fecerunt me» («Твои руки сотворили меня»). Осенью 1764 года молодой И.Г. Науман был назначен вторым церковным композитором, но вскоре уехал в Италию, так что вся работа вновь легла на плечи Шюрера (хотя между 1765 и 1772 годами Доменико Фискьетти также сочинял церковную музыку). В 1767 году Шюрер продал рукописные партии своих церковных сочинений (978 листов) саксонскому двору, а в 1772 году, когда курфюрстом был Фридрих Август, продал им и партитуры (522, датированные 1742–1770 годами) за 900 талеров. Сам Шюрер составил указатель этих произведений, приведя начальные такты и дату сочинения каждого («Cursus annuus», рукопись, 1765). Он вышел на пенсию в 1780 году и продал ещё 68 партитур духовных произведений, написанных между 1767 и 1772 годами, за 200 талеров в 1782 году, снова с подробным каталогом. Период творчества этого prolific and indefatigable (плодовитого и неутомимого) композитора, похоже, прекратился в последние годы его службы, омрачённые заботами и болезнью; его ученики Йозеф Шустер и Франц Зайдельман работали с ним в качестве церковных композиторов с 1772 года.
Хотя Шюрер, по словам Рейхардта, был «очень искусным композитором», мастером своего ремесла и контрапункта, его музыка встретила лишь ограниченное признание в Дрездене, потому что он не склонялся перед господствующим неаполитанским вкусом. Гербер называл его одним из самых proficient (искусных) церковных композиторов XVIII века и отмечал, что «его мессы были знамениты среди достойных людей за пределами Дрездена». Действительно, его шесть месс, посвящённых Святому Антонию Падуанскому, и его «Litaniae Xaverianae» («Ксаверианские литании») выделяются своей структурой и серьёзным, выразительным музыкальным складом. Его оперы и оратории также exemplify (являются примером) меняющегося стиля его времени, сочетая использование традиционного генерал-баса с утончённым рокайльным чувством. Стилистически его музыка помещает его между зрелым Телеманом и 12-летним Моцартом; но его мелодические идеи ограничены и в конечном счёте становятся утомительными. Пастораль «Galatea» и немецкий зингшпиль «Doris» имеют галантные, рокайльные черты, также encontradas (обнаруживаемые) в «Бастьене и Бастьенне» Моцарта.
Оперы
Оратории
Кантаты
Мессы, части месс
Другие произведения
Утерянные произведения (предположительно)
Ноты сочинений ИоганнаГеорга Шюрера на сайте библиотеки IMSLP