Шюрер, Иоганн Георг
1720 - 1786
Назад
Schürer, Johann Georg
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Георг Шюрер был немецким композитором. Около 1746 года он работал штатным композитором и музыкальным директором оперной труппы, которая выступала в Дрездене вместе с труппой Минготти в Цвингере; дрезденский репертуар с 1734 года доминировал Хассе. 29 октября 1746 года они исполнили оперу Шюрера "Умиротворенная Астрея", которая ранее была представлена в Варшаве 7 октября в честь дня рождения короля; ее несколько раз повторили. 8 ноября того же года в Дрездене была представлена его "Галатея", повторенная с новыми декорациями в присутствии двора неделю спустя и вновь 28 июня 1747 года, за день до того, как фестивальная опера Глюка "Брак Геркулеса и Гебы" была дана в Пилльнице. Во время придворных торжеств 1747 года были исполнены опера Шюрера "Геркулес на Фермодонте" и его немецкий зингшпиль "Дорида". Его последней оперой был "Каландро", комедия, исполненная 20 января 1748 года в малом театре Цвингера; после этого он ограничился сочинением духовной музыки, начав с ораторий "Блудный сын" и "Исаак". В 1748 году он был назначен придворным церковным композитором.
Таким образом, Шюрер был одним из заметной череды музыкантов, возглавляемой Хассе, которые работали при дрезденском дворе короля Польши Августа Третьего. Зеленка умер в 1745 году, и Шюрер сменил его на посту директора церковной музыки, сначала в католической придворной капелле на Ташенберге, а с 1751 года — в новопостроенной католической придворной церкви, где ему помогали с церковной музыкой Г.А. Ристори, Тобиас Бутц и отец М. Бройних, а Порпора был занят в качестве капельмейстера и композитора. Его главным занятием было сочинение музыки, чем он занимался с огромным трудолюбием, особенно в 1757 и 1758 годах. В первом из этих лет он написал реквием на смерть курфюрстины Марии Йозефы. Во время карнавала 1763 года была исполнена его кантата "Госпожа Августа, прости", а осенью того же года он написал погребальный мотет для короля "Твои руки сотворили меня". Осенью 1764 года молодой И.Г. Науман был назначен вторым церковным композитором, но вскоре уехал в Италию, так что вся работа вновь легла на плечи Шюрера (хотя между 1765 и 1772 годами Доменико Фискьетти также сочинял церковную музыку). В 1767 году Шюрер продал рукописные партии своих церковных сочинений (978 листов) саксонскому двору, а в 1772 году, когда курфюрстом был Фридрих Август, продал им и партитуры (522, датированные 1742–1770 годами) за 900 талеров. Сам Шюрер составил указатель этих произведений, приведя начальные такты и дату сочинения каждого ("Ежегодный курс", рукопись, 1765). Он вышел на пенсию в 1780 году и продал еще 68 партитур духовных произведений, написанных между 1767 и 1772 годами, за 200 талеров в 1782 году, снова с подробным каталогом. Период творчества этого плодовитого и неутомимого композитора, похоже, прекратился в последние годы его службы, омраченные заботами и болезнью; его ученики Йозеф Шустер и Франц Зайдельман работали с ним в качестве церковных композиторов с 1772 года.
Хотя Шюрер, по словам Рейхардта, был "очень искусным композитором", мастером своего ремесла и контрапункта, его музыка встретила лишь ограниченное признание в Дрездене, потому что он не склонялся перед господствующим неаполитанским вкусом. Гербер называл его одним из самых искусных церковных композиторов восемнадцатого века и отмечал, что "его мессы были знамениты среди достойных людей за пределами Дрездена". Действительно, его шесть месс, посвященных Святому Антонию Падуанскому, и его "Ксаверианские литании" выделяются своей структурой и серьезным, выразительным музыкальным складом. Его оперы и оратории также являются примером меняющегося стиля его времени, сочетая использование традиционного генерал-баса с утонченным чувством стиля рококо. Стилистически его музыка помещает его между зрелым Телеманом и двенадцатилетним Моцартом; но его мелодические идеи ограничены и в конечном счете становятся утомительными. Пастораль "Галатея" и немецкий зингшпиль "Дорида" имеют галантные, рокайльные черты, также обнаруживаемые в "Бастьен и Бастьенна" Моцарта.
Оперы
Оратории
Кантаты
Мессы, части месс
Другие произведения
Утерянные произведения (предположительно)
Ноты сочинений ИоганнаГеорга Шюрера на сайте библиотеки IMSLP