Шюрер, Иоганн Георг
1720 - 1786

Назад

Johann Georg Schürer

  • Дата рождения: около 1720 года
  • Место рождения: вероятно, Раудниц (ныне Руднице, Чехия)
  • Дата смерти: 16 февраля 1786 года
  • Место смерти: Дрезден, Германия

Биография

Иоганн Георг Шюрер был немецким композитором. Около 1746 года он работал штатным композитором и музыкальным директором оперной труппы, которая выступала в Дрездене вместе с труппой Минготти в Цвингере; дрезденский репертуар с 1734 года доминировал Хассе. 29 октября 1746 года они исполнили оперу Шюрера «Astrea placata» («Умиротворённая Астрея»), которая ранее была представлена в Варшаве 7 октября в честь дня рождения короля; её несколько раз повторили. 8 ноября того же года в Дрездене была представлена его «Galatea» («Галатея»), повторенная с новыми декорациями в присутствии двора неделю спустя и вновь 28 июня 1747 года, за день до того, как фестивальная опера Глюка «Le nozze d’Ercole e d’Ebe» («Брак Геркулеса и Гебы») была дана в Пилльнице. Во время придворных торжеств 1747 года были исполнены опера Шюрера «L’Ercole sul Termodonte» («Геркулес на Фермодонте») и его немецкий зингшпиль «Doris» («Дорида»). Его последней оперой был «Calandro» («Каландро»), комедия, исполненная 20 января 1748 года в малом театре Цвингера; после этого он ограничился сочинением духовной музыки, начав с ораторий «Il figliuol prodigo» («Блудный сын») и «Isacco» («Исаак»). В 1748 году он был назначен придворным церковным композитором (Kirchencompositeur).

Таким образом, Шюрер был одним из notable succession (заметной череды) музыкантов, возглавляемой Хассе, которые работали при дрезденском дворе короля Польши Августа III. Зеленка умер в 1745 году, и Шюрер сменил его на посту директора церковной музыки, сначала в католической придворной капелле на Ташенберге, а с 1751 года — в новопостроенной католической придворной церкви, где ему помогали с церковной музыкой Г.А. Ристори, Тобиас Бутц и отец М. Бройних, а Порпора был занят в качестве капельмейстера и композитора. Его главным занятием было сочинение музыки, чем он занимался с enormous industry (огромным трудолюбием), особенно в 1757 и 1758 годах. В первом из этих лет он написал реквием на смерть курфюрстины Марии Йозефы. Во время карнавала 1763 года была исполнена его кантата «Donna Augusta perdona» («Госпожа Августа, прости»), а осенью того же года он написал погребальный мотет для короля «Manus tuae fecerunt me» («Твои руки сотворили меня»). Осенью 1764 года молодой И.Г. Науман был назначен вторым церковным композитором, но вскоре уехал в Италию, так что вся работа вновь легла на плечи Шюрера (хотя между 1765 и 1772 годами Доменико Фискьетти также сочинял церковную музыку). В 1767 году Шюрер продал рукописные партии своих церковных сочинений (978 листов) саксонскому двору, а в 1772 году, когда курфюрстом был Фридрих Август, продал им и партитуры (522, датированные 1742–1770 годами) за 900 талеров. Сам Шюрер составил указатель этих произведений, приведя начальные такты и дату сочинения каждого («Cursus annuus», рукопись, 1765). Он вышел на пенсию в 1780 году и продал ещё 68 партитур духовных произведений, написанных между 1767 и 1772 годами, за 200 талеров в 1782 году, снова с подробным каталогом. Период творчества этого prolific and indefatigable (плодовитого и неутомимого) композитора, похоже, прекратился в последние годы его службы, омрачённые заботами и болезнью; его ученики Йозеф Шустер и Франц Зайдельман работали с ним в качестве церковных композиторов с 1772 года.

Творчество

Хотя Шюрер, по словам Рейхардта, был «очень искусным композитором», мастером своего ремесла и контрапункта, его музыка встретила лишь ограниченное признание в Дрездене, потому что он не склонялся перед господствующим неаполитанским вкусом. Гербер называл его одним из самых proficient (искусных) церковных композиторов XVIII века и отмечал, что «его мессы были знамениты среди достойных людей за пределами Дрездена». Действительно, его шесть месс, посвящённых Святому Антонию Падуанскому, и его «Litaniae Xaverianae» («Ксаверианские литании») выделяются своей структурой и серьёзным, выразительным музыкальным складом. Его оперы и оратории также exemplify (являются примером) меняющегося стиля его времени, сочетая использование традиционного генерал-баса с утончённым рокайльным чувством. Стилистически его музыка помещает его между зрелым Телеманом и 12-летним Моцартом; но его мелодические идеи ограничены и в конечном счёте становятся утомительными. Пастораль «Galatea» и немецкий зингшпиль «Doris» имеют галантные, рокайльные черты, также encontradas (обнаруживаемые) в «Бастьене и Бастьенне» Моцарта.

Произведения

Оперы

  • «Astrea placata ovvero La felicità della terra» («Умиротворённая Астрея, или Счастье земли») (dramma per musica, 1 акт, Б. Кампаньяри), Варшава, 7 октября 1746 года
  • «La Galatea» («Галатея») (componimento drammatico, 2 акта, П. Метастазио), Дрезден, 8 ноября 1746 года
  • «L’Ercole sul Termodonte» («Геркулес на Фермодонте») (dramma per musica, 3 акта, К.Ф. Буссани), Дрезден, 9 января 1747 года
  • «Doris» («Дорида») (зингшпиль, 2 акта), Дрезден, 13 февраля 1747 года
  • «Calandro» («Каландро») (comedia per musica, 3 акта, С. Паллавичино), Дрезден, 20 января 1748 года

Оратории

  • «Il figliuol Prodigo» («Блудный сын») (azione sacra, Дж.К. Паскини), для солистов, хора, оркестра, Дрезден, 1747 года
  • «Isacco figura del Redentore» («Исаак, прообраз Искупителя», Метастазио), для солистов, хора, оркестра, Дрезден, 1748 года
  • «La Passione di Jesu Christo» («Страсти Иисуса Христа»), для солистов, хора, оркестра

Кантаты

  • «Cantata per la nascita di S.A.R. il Principe Carlo» («Кантата на рождение Его Королевского Высочества принца Карла»), для альта, инструментов, 13 июля 1753 года
  • «Cantata per solennizzare il giorno del nome di S.A.R. … Principe Xaverio» («Кантата для празднования дня имени Его Королевского Высочества принца Ксаверия»), для альта, инструментов, Дрезден, 1755 года
  • «Disgrazia accaduta al Nicolino à Sedlitz» («Несчастье, случившееся с Николяно в Зедлице»), для альта, инструментов, Дрезден и Фридрихштадт, 1759 года
  • «Donna Augusta perdona» («Госпожа Августа, прости»), для альта, 2 валторн, 2 флейт, 2 скрипок, альта, basso continuo, Дрезден, 1763 года
  • «Cantata … per la nascita di S.P. Carlo» («Кантата на рождение Святого Отца Карла»), для сопрано, альта
  • «Nel felicissimo giorno del glorioso … di Augusto III» («В самый счастливый день славного Августа III») [персонажи Ниче, Дорисбе, Фили]
  • «Oggi si che più risplende» («Сегодня да, сияет более»), для альта, инструментов

Мессы, части месс

  • 6 «Missae ad Sanctum Antonium de Padua» («Месс Святому Антонию Падуанскому»), для 4 голосов, 2 гобоев, 2 скрипок, альта, basso continuo, органа, 1758–1764
  • «Credo» («Верую»), для голосов, инструментов
  • «Gloria» («Слава»), для 4 голосов, 2 скрипок, 2 гобоев, 2 валторн, 2 труб, литавр, органа
  • «Gloria» («Слава»), для 4 голосов, инструментов

Другие произведения

  • «Regina coeli» («Царица небесная»), для 4 голосов, инструментов, органа
  • 2 «Litaniae Xaverianae» («Ксаверианские литании»), для 4 голосов, инструментов
  • «Partitura et Directio sacrae noctis in nativitate Domini» («Партитура и руководство Святой ночи в Рождество Господне»), Дрезден, 1756
  • 2 арии для сопрано, инструментов: «La sventurata adora» («Несчастная обожает»), Фридрихштадт, 24 августа 1759 года; «Delude fallace» («Обманывает лживый»), Фридрихштадт, 19 августа 1759 года

Утерянные произведения (предположительно)

  • Несколько опер, кантат и т.д.
  • Около 30 месс
  • Около 13 мотетов
  • 56 офферториев
  • 3 реквиема
  • 3 «Te Deum» («Тебя, Бога, хвалим»)
  • 15 «Litaniae Lauretanae» («Лоретанских литаний»)
  • 17 «Sub tuum» («Под твоё»)
  • 12 «Alma Redemptoris» («Кормилица Искупителя»)
  • 12 «Ave regina» («Радуйся, царица»)
  • 12 «Regina coeli» («Царица небесная»)
  • 29 «Salve regina» («Привет тебе, царица»)
  • 6 «Miserere» («Помилуй»)
  • 152 псалма
  • 6 «Laudate pueri» («Хвалите, отроки»)
  • 6 магнификатов
  • Другие духовные произведения

Ноты сочинений ИоганнаГеорга Шюрера на сайте библиотеки IMSLP