Кристиан Андреас Шульце был немецким композитором. Впервые о нём упоминается в 1669 году, когда 4 июня он был отправлен в Кройцшуле (Крестовую школу) в Дрездене. С зимнего семестра 1675 года он изучал науки в Лейпцигском университете. Он безуспешно подавал заявку на пост кантора церкви Святой Анны в Дрездене 9 октября 1677 года и в начале 1678 года участвовал в оперных постановках в Дрездене. По рекомендации саксонского курфюрста Иоганна Георга II он был назначен кантором городской церкви и городской латинской школы — Францисканеума — в Мейсене 22 апреля 1678 года, а также стал кантором местного собора. Он занимал эти должности до конца жизни, хотя, вероятно, из экономических соображений, безуспешно претендовал на другие посты кантора или учителя — в 1682 году в Циттау, в 1694 и 1697 годах в своей старой школе в Дрездене и в 1699 году во Фрайберге.
Творчество
Подавляющее большинство сохранившихся произведений Шульце — это духовные концерты для нескольких голосов, часто тяготеющие к форме кантаты, или различные виды ранней протестантской церковной кантаты: кантаты на библейские или литургические тексты (концертные кантаты), хоральные кантаты и кантаты на смешанные тексты. Они содержат множество прекрасных эпизодов, выдержанных в манере небольших духовных концертов, для одного-трёх солирующих голосов, включая сольные арии. Речитативов нет. С музыкальной точки зрения протестантский хорал имеет в них небольшое значение: он используется в качестве cantus firmus (заимствованной мелодии) только в четырёх кантатах. Инструменты играют prominent part (видную роль). В начале произведения всегда есть симфония или соната, а во многих случаях арии обрамлены ритурнелями. Иногда присутствуют obligato (облигатные) партии, включая типично инструментальную фигурацию, как в виртуозных скрипичных соло в кантатах «Delectare in Domino» и «Schaffe in mir». Очень интересная «Historia resurrectionis» («История Воскресения») Шульце продолжила традицию подобных произведений, ведущую от Сканделло через Шютца и Зелле. Это единственное произведение такого рода, сохранившееся с конца XVII века. Текст представляет собой компиляцию из Евангелий, составленную Иоганном Бугенхагеном, которую использовал и Шютц. Произведение написано в ярком, драматическом стиле без использования литургического пасхального тона. Exordium (вступление, имеющее вступительную сонату), хор учеников и финальная часть являются концертными пьесами в нескольких частях. Партия Евангелиста состоит из аффектного речитатива, в то время как партии Христа и других солистов выдержаны в ариозном или драматическом стиле.
Подводя итог, произведения Шульце происходят из мотетоподобного концертного стиля немецкой протестантской церковной музыки XVII века с её заботой об интерпретации и выражении текста. Они занимают почётное место в этой традиции благодаря своему богатству формы и выражения, в котором encontrados (обнаруживаются) элементы псалмодии, диалога и quodlibet (кумлета), и в котором в основном гомофонная фактура обогащена разнообразной и красочной гармонией, часто напоминающей гармонию Букстехуде.
Произведения
«Missa alla breve» («Месса в стиле alla breve»), для 5 голосов, 2 корнетов, 2 скрипок, 2 альтов, фагота, basso continuo
«Historia resurrectionis Domini nostri Jesu Christi secundum quatuor evangelistas» («История Воскресения Господа нашего Иисуса Христа по четырём евангелистам») (на нем. яз.), 1686, для 6 голосов, хора 5 голосов, 2 пиффаро, 2 скрипок, 2 альтов/тромбонов, виолы/фагота/басового тромбона, basso continuo
«Veni Sancte Spiritus» («Приди, Святой Дух»), для 6 голосов, хора 6 голосов, 2 пиффаро, 2 скрипок, 2 альтов, фагота, литавр, basso continuo
«Aber deine Toten werden leben» («А мёртвые Твои оживут»), для 8 голосов, basso continuo (неполное)
«Ach Gott und Herr, wie gross und schwer» («О Боже и Господи, как велико и тяжело»), для 7 голосов, хора 6 голосов, 2 скрипок, альта, фагота, 4 тромбонов, basso continuo
«Als der Tag der Pfingsten erfüllet war» («Когда наступил день Пятидесятницы»), для 3 голосов, скрипки, корнета, тромбона, фагота, basso continuo (неполное)
«Als der Tag der Pfingsten erfüllet war» («Когда наступил день Пятидесятницы»), для 4 голосов, 4 скрипок, basso continuo
«Also heilig ist der Tag» («Так свят этот день»), для 10 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, фагота, 2 корнетов, 3 тромбонов, basso continuo
«Der Tod ist verschlungen in den Sieg» («Смерть поглощена победою»), для 1 голоса, хора 5 голосов, 2 гобоев, 2 инструментов, фагота, basso continuo
«Es sei denn, dass jemand geboren werde» («Если кто не родится свыше»), для 5 голосов, хора 5 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, фагота, basso continuo
«Habt nicht lieb die Welt» («Не любите мира»), для 6 голосов, хора 6 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, фагота, basso continuo
«Herr Jesu Christ, du höchstes Gut» («Господи Иисусе Христе, высшее благо»), для 5 голосов, хора 5 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, фагота, basso continuo
«Ich schreie mit meiner Stimme zu Gott» («Восшу к Богу гласом моим», Пс. 76:2), для 5 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, фагота, basso continuo
«Kommt all’ herzu, ihr Engelein» («Приходите все сюда, ангелочки»), для 2 голосов, 2 скрипок, basso continuo
«Meine Lieben und Freunde stehen gegen mir» («Любимые мои и друзья стали против меня»), для 5 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, фагота/виолы, basso continuo
«Schaffe in mir, Gott» («Сотвори во мне, Боже»), для 1 голоса, 2 скрипок, фагота, basso continuo (неполное)
«Seid böse ihr Völker» («Гневайтесь, народы»), для 5 голосов, хора 8 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, фагота, 2 пиффаро, 3 тромбонов, литавр, basso continuo
«Siehe, eine Jungfrau» («Се, Дева»), для 1 голоса, 2 скрипок, basso continuo (неполное)
«Singet um einander» («Научайте и вразумляйте друг друга»), для 5 голосов, хора 5 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, фагота, basso continuo
«So wahr ich lebe» («Живу Я»), для 5 голосов, хора 5 голосов, 5 инструментов, basso continuo (неполное)
«Warum sollt’ich mich denn grämen» («Зачем мне тогда печалиться»), для 5 голосов, хора 5 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, фагота, basso continuo
«Was du tust, so bedenke das Ende» («Что бы ты ни делал, помысли о конце»), для 5 голосов, хора 5 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, фагота, basso continuo (неполное)
«Wer mich liebet» («Кто любит Меня»), для 5 голосов, хора 5 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, фагота, basso continuo
«Wie der Hirsch schreiet» («Как олень стремится»), для 1 голоса, 4 инструментов, basso continuo
Утерянные произведения
Магнификат, для 2 голосов, 2 скрипок, виолы, basso continuo; 5 концертов для 1–10 голосов, 2–10 инструментов, basso continuo: упомянуты в инвентаре 1696 года школы Святого Михаила в Люнебурге.
18 произведений для 1–10 голосов, 3–10 инструментов, basso continuo: упомянуты в инвентаре около 1680–1690 годов княжеской школы в Гримме.
1 произведение для 9 голосов/инструментов: упомянуто в инвентаре 1718 года церкви Святого Ульриха в Халле.
1 концерт для 1 голоса, 2 скрипок, 3 альтов, basso continuo, упомянут у Гербера.
3 светских произведения к случаю, 1683–1695, тексты в Дрездене, подлинность сомнительна.