Кристиан Андреас Шульце был немецким композитором. Впервые о нем упоминается в 1669 году, когда 4 июня он был отправлен в Крестовую школу в Дрездене. С зимнего семестра 1675 года он изучал науки в Лейпцигском университете. Он безуспешно подавал заявку на пост кантора церкви Святой Анны в Дрездене 9 октября 1677 года и в начале 1678 года участвовал в оперных постановках в Дрездене. По рекомендации саксонского курфюрста Иоганна Георга Второго он был назначен кантором городской церкви и городской латинской школы — Францисканеума — в Мейсене 22 апреля 1678 года, а также стал кантором местного собора. Он занимал эти должности до конца жизни, хотя, вероятно, из экономических соображений, безуспешно претендовал на другие посты кантора или учителя — в 1682 году в Циттау, в 1694 и 1697 годах в своей старой школе в Дрездене и в 1699 году во Фрайберге.
Творчество
Подавляющее большинство сохранившихся произведений Шульце — это духовные концерты для нескольких голосов, часто тяготеющие к форме кантаты, или различные виды ранней протестантской церковной кантаты: кантаты на библейские или литургические тексты, хоральные кантаты и кантаты на смешанные тексты. Они содержат множество прекрасных эпизодов, выдержанных в манере небольших духовных концертов, для одного-трех солирующих голосов, включая сольные арии. Речитативов нет. С музыкальной точки зрения протестантский хорал имеет в них небольшое значение: он используется в качестве заимствованной мелодии только в четырех кантатах. Инструменты играют видную роль. В начале произведения всегда есть симфония или соната, а во многих случаях арии обрамлены ритурнелями. Иногда присутствуют обязательные партии, включая типично инструментальную фигурацию, как в виртуозных скрипичных соло в кантатах "Утешайся Господом" и "Сотвори во мне". Очень интересная "История Воскресения" Шульце продолжила традицию подобных произведений, ведущую от Сканделло через Шютца и Зелле. Это единственное произведение такого рода, сохранившееся с конца семнадцатого века. Текст представляет собой компиляцию из Евангелий, составленную Иоганном Бугенхагеном, которую использовал и Шютц. Произведение написано в ярком, драматическом стиле без использования литургического пасхального тона. Вступление, имеющее вступительную сонату, хор учеников и финальная часть являются концертными пьесами в нескольких частях. Партия Евангелиста состоит из аффектного речитатива, в то время как партии Христа и других солистов выдержаны в ариозном или драматическом стиле.
Подводя итог, произведения Шульце происходят из мотетоподобного концертного стиля немецкой протестантской церковной музыки семнадцатого века с ее заботой об интерпретации и выражении текста. Они занимают почетное место в этой традиции благодаря своему богатству формы и выражения, в котором обнаруживаются элементы псалмодии, диалога и куплета, и в котором в основном гомофонная фактура обогащена разнообразной и красочной гармонией, часто напоминающей гармонию Букстехуде.
Произведения
Мессы и крупные духовные произведения
"Месса в стиле алла бреве" ("Missa alla breve"), для 5 голосов, 2 корнетов, 2 скрипок, 2 альтов, фагота, бассо континуо
"История Воскресения Господа нашего Иисуса Христа по четырем евангелистам" ("Historia resurrectionis Domini nostri Jesu Christi secundum quatuor evangelistas") (на немецком языке), 1686, для 6 голосов, хора 5 голосов, 2 пиффаро, 2 скрипок, 2 альтов/тромбонов, виолы/фагота/басового тромбона, бассо континуо
"Приди, Святой Дух" ("Veni Sancte Spiritus"), для 6 голосов, хора 6 голосов, 2 пиффаро, 2 скрипок, 2 альтов, фагота, литавр, бассо континуо
Духовные концерты и кантаты (немецкие тексты)
"А мертвые Твои оживут" ("Aber deine Toten werden leben"), для 8 голосов, бассо континуо (неполное)
"О Боже и Господи, как велико и тяжело" ("Ach Gott und Herr, wie gross und schwer"), для 7 голосов, хора 6 голосов, 2 скрипок, альта, фагота, 4 тромбонов, бассо континуо
"Когда наступил день Пятидесятницы" ("Als der Tag der Pfingsten erfüllet war"), для 3 голосов, скрипки, корнета, тромбона, фагота, бассо континуо (неполное)
"Когда наступил день Пятидесятницы" ("Als der Tag der Pfingsten erfüllet war"), для 4 голосов, 4 скрипок, бассо континуо
"Так свят этот день" ("Also heilig ist der Tag"), для 10 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, фагота, 2 корнетов, 3 тромбонов, бассо континуо
"Смерть поглощена победою" ("Der Tod ist verschlungen in den Sieg"), для 1 голоса, хора 5 голосов, 2 гобоев, 2 инструментов, фагота, бассо континуо
"Если кто не родится свыше" ("Es sei denn, dass jemand geboren werde"), для 5 голосов, хора 5 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, фагота, бассо континуо
"Не любите мира" ("Habt nicht lieb die Welt"), для 6 голосов, хора 6 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, фагота, бассо континуо
"Господи Иисусе Христе, высшее благо" ("Herr Jesu Christ, du höchstes Gut"), для 5 голосов, хора 5 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, фагота, бассо континуо
"Воззову к Богу гласом моим" ("Ich schreie mit meiner Stimme zu Gott"), для 5 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, фагота, бассо континуо
"Приходите все сюда, ангелочки" ("Kommt all’ herzu, ihr Engelein"), для 2 голосов, 2 скрипок, бассо континуо
"Любимые мои и друзья стали против меня" ("Meine Lieben und Freunde stehen gegen mir"), для 5 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, фагота/виолы, бассо континуо
"Сотвори во мне, Боже" ("Schaffe in mir, Gott"), для 1 голоса, 2 скрипок, фагота, бассо континуо (неполное)
"Гневайтесь, народы" ("Seid böse ihr Völker"), для 5 голосов, хора 8 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, фагота, 2 пиффаро, 3 тромбонов, литавр, бассо континуо
"Се, Дева" ("Siehe, eine Jungfrau"), для 1 голоса, 2 скрипок, бассо континуо (неполное)
"Научайте и вразумляйте друг друга" ("Singet um einander"), для 5 голосов, хора 5 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, фагота, бассо континуо
"Живу Я" ("So wahr ich lebe"), для 5 голосов, хора 5 голосов, 5 инструментов, бассо континуо (неполное)
"Зачем мне тогда печалиться" ("Warum sollt’ich mich denn grämen"), для 5 голосов, хора 5 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, фагота, бассо континуо
"Что бы ты ни делал, помысли о конце" ("Was du tust, so bedenke das Ende"), для 5 голосов, хора 5 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, фагота, бассо континуо (неполное)
"Кто любит Меня" ("Wer mich liebet"), для 5 голосов, хора 5 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, фагота, бассо континуо
"Как олень стремится" ("Wie der Hirsch schreiet"), для 1 голоса, 4 инструментов, бассо континуо
Утерянные произведения
"Песнь Богородицы" ("Величит душа Моя Господь") ("Magnificat"), для 2 голосов, 2 скрипок, виолы, бассо континуо; 5 концертов для 1–10 голосов, 2–10 инструментов, бассо континуо: упомянуты в инвентаре 1696 года школы Святого Михаила в Люнебурге.
Восемнадцать произведений для 1–10 голосов, 3–10 инструментов, бассо континуо: упомянуты в инвентаре около 1680–1690 годов княжеской школы в Гримме.
Одно произведение для 9 голосов/инструментов: упомянуто в инвентаре 1718 года церкви Святого Ульриха в Халле.
Один концерт для 1 голоса, 2 скрипок, 3 альтов, бассо континуо, упомянут у Гербера.
Три светских произведения к случаю, 1683–1695, тексты в Дрездене, подлинность сомнительна.