Шультце, Кристоф
1606 - 1683

Назад

Schultze, Christoph

  • Дата рождения: около 20 декабря 1606 года
  • Место рождения: Зорау (ныне Жары, около Вроцлава), Германия
  • Дата смерти: 26 августа 1683 года
  • Место смерти: Делич, Германия

Биография

Кристоф Шультце был немецким композитором. Он сам подробно описал этапы своей жизни: он учился в школах Виттенберга (1619–1620) и Торгау (1620–1625), изучал науки в Лейпцигском университете (где зачислился в 1627 году) и был кантором в Ноймаркте, Халле, с пасхи 1628 года по февраль 1633 года, а после этого в Деличе. Его тревога и огорчение, когда его пост в Деличе оказался под угрозой из-за войны и разницы во мнениях, отражены в многочисленных официальных и личных документах. Как и ряд других композиторов центральной Германии, Шультце сильно отождествлял себя с поколением композиторов примерно на 25 лет старше него, которые культивировали более современный вид церковной музыки. Будучи студентом в Лейпциге, он находился под влиянием поздних духовных произведений Шайна, три из которых он передал в уникальных копиях, а в Халле он был близок с Шайдтом. Он знал католические концертные обработки латинских текстов по собранию сочинений Виаданы и "Музыкальный промптуарий" ("Promptuarium musicum") Донфрида, которые появились в Германии в начале 1620-х годов. Для композиторов, таких как Шультце, было характерно, что корпус его церковной музыки, зависимый от более ранних образцов, благодаря его ярко выраженному интересу к форме, демонстрирует такой полный и разнообразный диапазон звучания.

Творчество

В своей музыке для небольшого количества голосов – частях его духовных концертов, его педагогических пьесах и двадцати девяти мелодичных дуэтах, опубликованных в 1659 и 1664 годах – следует признать, что интенсивный контрапункт, типичный для Шайдта, разработан таким образом, что едва ли способствует четкому произнесению слов. "Страсти по Луке" Шультце (1653) являются первыми значительными драматическими "Страстями" после "Страстей по Матфею" (1613) Мельхиора Фульпиуса. Они содержат несколько черт, знакомых по "Страстям" Шютца. Хоры – те, что в начале произведения, для четырех голосов, более поздние – для шести – обычно просты как по фактуре, так и по гармонии. Гибкие речитативы все еще основаны на традиционном страстном тоне.

Произведения

Духовные вокальные произведения

  • "Четыре немецких погребальных стихотворения" ("4 Ger. funeral poems") (Лейпциг, 1637, 1657–1658)
  • "Благотворительное музыкальное собрание" ("Collegium musicum charitativum"), для 5 голосов, бассо континуо (Лейпциг, 1647)
  • "Терпеливое и очень короткое время" ("Geduldig und gar kurze Zeit"), погребальная песня, для 5 голосов, бассо континуо, около 4 февраля 1647 года
  • "Я жду Господа" ("Ich harre des Herren"), погребальная песня, для 5 голосов, бассо континуо (Лейпциг, 1650)
  • "Страсти по Луке" ("Lukaspassion"), для 4, 6 голосов (Лейпциг, 1653)
  • "Лебединая мелодия" ("Melodia cygnaea"), для 8 голосов, 1633 года (неполная)
  • "Звучащее новогоднее пожелание из Псалма 133" ("Klingender newes Jahres Wunsch ex psal. cxxxiii") ("Как хорошо и как приятно"), 1662 года
  • "Страх Господень, из Сираха 34" ("Furcht des Herren, ex. Syrac. xxxiv") ("Блажен, кто боится Господа"), мотет, для 8 голосов, 1682 года
  • Три мотета для 8 голосов (неполные)
  • Восемь духовных произведений для 4–6 голосов; 8 концертов; аранжировки произведений других композиторов (неполные)

Педагогические труды и сборники

  • "Начало и наставление … в певческом искусстве" ("Anfang und Unterweisung … in der Singekunst") (Лейпциг, 1649) [включает несколько педагогических пьес]
  • "Большая книга гимнов" ("Das Grosse Hymnus-Buch"), после 1635 года [включает раннюю версию "Начало и наставление", датированную 1638 годом; фуги, около 1649 года; 3 канона]
  • Одиннадцать пьес для 2 голосов в сборнике Б. Преториуса "Ликующий Ливан" ("Jauchzendes Libanon") (Лейпциг, 1659)
  • Восемнадцать пьес для 2 голосов в сборнике Б. Преториуса "Играющая миртовая пойма" ("Spielende Myrtenaue") (Лейпциг, 1664)

Утерянные произведения

  • "Разработанные концерты с симфониями и капеллами" ("Concerten mit Symphonien und Capellen elaboriret"), для 5 голосов, 1647 года
  • "Мотеты и концерты" ("Mutetten und Concerten"), для 5, 6, 8 голосов, 1647 года
  • Одно другое духовное произведение для 1, 2 голосов, 1649 года
  • "Страсти по Иоанну" ("Johannespassion"), до 1654 года
  • "Церковное украшение" ("Kirchen-Zierde") (60 произведений в 7 томах), до 1682 года