Шульхайс, Бенедикт
1653 - 1693
Назад
Benedict Schultheiss

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Бенедикт Шульхайс — немецкий композитор и органист. Всю свою жизнь провел в Нюрнберге. Как и его современник Иоганн Пахельбель, он обучался у Генриха Швеммера и Георга Каспара Веккера; также, вероятно, брал уроки у Иоганна Дрецеля. Уже в возрасте 17 лет он играл на органе во время служб в августинской церкви. С 1673 года был органистом в церкви Святой Вальпургии на крепости (St. Walburg auf der Veste), с 1686 года — в церкви Богородицы (Frauenkirche), а с 1687 года и до своей смерти — в церкви Святого Эгидия (Egidienkirche).
Сюиты в его двух сборниках под названием «Muth- und Geist-ermunternde Clavierlust» («Увеселение для клавира, ободряющее мужество и дух», 1679–1680) следуют традициям нюрнбергской школы, но также на modest техническом уровне предвосхищают некоторые черты, типичные для более позднего развития клавирной сюиты. Шульхайс стал первым немецким композитором, принявшим ставший впоследствии стереотипным порядок частей: аллеманда – куранта – сарабанда – жига, к которому он добавил прелюдию в четырех сюитах издания 1679 года. Он просил, чтобы «аллеманды и сарабанды исполнялись довольно медленно, а куранты и жиги — несколько быстрее и свежее», чтобы благодаря смене темпов сюиты могли «угодить благородным чувствам». Иногда прослеживается вариационная связь между частями сюиты, но она еще не является осознанным структурным приемом. Шульхайс писал свои сюиты для буржуазного круга любителей и желал восполнить ими пробел, «поскольку до сих пор было опубликовано мало подобных клавирных пьес». Низкое мнение Зейферта о них основано на неверных критериях, поскольку он сравнивал их с более амбициозными виртуозными произведениями, написанными для профессиональных музыкантов и аристократических покровителей. Сюиты — единственная известная светская музыка Шульхайса. После того как он присоединился (около 1680 года) к обществу интеллектуалов и художников, известному как «Пегницкий цветочный орден» (Pegnesische Blumenorden), его главный интерес стал сосредоточен на духовных песнях, и он contributed 40 мелодий с генерал-басом к сборникам, выпущенным этим кругом. Эти песни с генерал-басом напоминают арии, вокальные партии чаще всего движутся восьмыми нотами, подчиняясь ритму слов, с occasional шестнадцатыми фигурациями и секвенциями. Шульхайс также опубликовал в 1682 году «оркестровые» духовные песни с вступительными симфониями.