Шульхайс, Бенедикт
1653 - 1693

Назад

Benedict Schultheiss

  • Дата рождения: 20 сентября 1653 года
  • Место рождения: Нюрнберг, Священная Римская империя
  • Дата смерти: 1 марта 1693 года
  • Место смерти: Нюрнберг, Священная Римская империя

Биография

Бенедикт Шульхайс — немецкий композитор и органист. Всю свою жизнь провел в Нюрнберге. Как и его современник Иоганн Пахельбель, он обучался у Генриха Швеммера и Георга Каспара Веккера; также, вероятно, брал уроки у Иоганна Дрецеля. Уже в возрасте 17 лет он играл на органе во время служб в августинской церкви. С 1673 года был органистом в церкви Святой Вальпургии на крепости (St. Walburg auf der Veste), с 1686 года — в церкви Богородицы (Frauenkirche), а с 1687 года и до своей смерти — в церкви Святого Эгидия (Egidienkirche).

Творчество

Сюиты в его двух сборниках под названием «Muth- und Geist-ermunternde Clavierlust» («Увеселение для клавира, ободряющее мужество и дух», 1679–1680) следуют традициям нюрнбергской школы, но также на modest техническом уровне предвосхищают некоторые черты, типичные для более позднего развития клавирной сюиты. Шульхайс стал первым немецким композитором, принявшим ставший впоследствии стереотипным порядок частей: аллеманда – куранта – сарабанда – жига, к которому он добавил прелюдию в четырех сюитах издания 1679 года. Он просил, чтобы «аллеманды и сарабанды исполнялись довольно медленно, а куранты и жиги — несколько быстрее и свежее», чтобы благодаря смене темпов сюиты могли «угодить благородным чувствам». Иногда прослеживается вариационная связь между частями сюиты, но она еще не является осознанным структурным приемом. Шульхайс писал свои сюиты для буржуазного круга любителей и желал восполнить ими пробел, «поскольку до сих пор было опубликовано мало подобных клавирных пьес». Низкое мнение Зейферта о них основано на неверных критериях, поскольку он сравнивал их с более амбициозными виртуозными произведениями, написанными для профессиональных музыкантов и аристократических покровителей. Сюиты — единственная известная светская музыка Шульхайса. После того как он присоединился (около 1680 года) к обществу интеллектуалов и художников, известному как «Пегницкий цветочный орден» (Pegnesische Blumenorden), его главный интерес стал сосредоточен на духовных песнях, и он contributed 40 мелодий с генерал-басом к сборникам, выпущенным этим кругом. Эти песни с генерал-басом напоминают арии, вокальные партии чаще всего движутся восьмыми нотами, подчиняясь ритму слов, с occasional шестнадцатыми фигурациями и секвенциями. Шульхайс также опубликовал в 1682 году «оркестровые» духовные песни с вступительными симфониями.

Произведения

  • «Muth- und Geist-ermunternde Clavierlust» («Увеселение для клавира, ободряющее мужество и дух») (Нюрнберг, 1679)
  • «Muth- und Geist-ermunternde Clavierlust, ander Theil» («Увеселение для клавира, ободряющее мужество и дух, часть вторая») (Нюрнберг, 1680)
  • «Hertz-Brüderlicher Glücks-Zuruff» («Сердечное братское приветствие счастья») (Нюрнберг, 1679) — утрачено, подлинность сомнительна
  • «Nun der Kampf ist ausgekämpfet» («Ныне борьба завершена»); «Wenn Paulus dort brennt von der Gotteslieb» («Когда Павел пылает там любовью к Богу»): для голоса, 1–4 струнных и бассо континуо, в сборнике А. Мильдорфера «Neumännischer loeblicher Abzug und lieblicher Einzug» (Нюрнберг, 1682)
  • 40 духовных песен (lieder) для голоса и бассо континуо, в сборниках: З. фон Биркена «Heiliger Sonntags-Handel und Kirch-Wandel» («Святая воскресная деятельность и церковная жизнь», Нюрнберг, 1681), Г. Мюллера «Der geistlichen Erquick-Stunden … poetischer Andacht-Klang» («Духовные часы отрады … поэтический звок благоговения», Нюрнберг, 2/1691), В.К. Десслера «Gottgeheiligter Christen nützlich-ergetzende Seelen-Lust» («Полезно-услаждающая отрада души христиан, освященных Богом», Нюрнберг, 1692)
  • 9 мелодий (одна с бассо континуо)