Шульхайс, Бенедикт
1653 - 1693

Назад

Schultheiss, Benedict

  • Дата рождения: 20 сентября 1653 года
  • Место рождения: Нюрнберг, Священная Римская империя
  • Дата смерти: 1 марта 1693 года
  • Место смерти: Нюрнберг, Священная Римская империя

Биография

Бенедикт Шульхайс был немецким композитором и органистом. Всю свою жизнь провел в Нюрнберге. Как и его современник Иоганн Пахельбель, он обучался у Генриха Швеммера и Георга Каспара Веккера; также, вероятно, брал уроки у Иоганна Дрецеля. Уже в возрасте семнадцати лет он играл на органе во время служб в августинской церкви. С 1673 года был органистом в церкви Святой Вальпургии на крепости, с 1686 года — в церкви Богородицы, а с 1687 года и до своей смерти — в церкви Святого Эгидия.

Творчество

Сюиты в его двух сборниках под названием "Увеселение для клавира, ободряющее мужество и дух" (1679–1680) следуют традициям нюрнбергской школы, но также на скромном техническом уровне предвосхищают некоторые черты, типичные для более позднего развития клавирной сюиты. Шульхайс стал первым немецким композитором, принявшим ставший впоследствии стереотипным порядок частей: аллеманда – куранта – сарабанда – жига, к которому он добавил прелюдию в четырех сюитах издания 1679 года. Он просил, чтобы "аллеманды и сарабанды исполнялись довольно медленно, а куранты и жиги — несколько быстрее и свежее", чтобы благодаря смене темпов сюиты могли "угодить благородным чувствам". Иногда прослеживается вариационная связь между частями сюиты, но она еще не является осознанным структурным приемом. Шульхайс писал свои сюиты для буржуазного круга любителей и желал восполнить ими пробел, "поскольку до сих пор было опубликовано мало подобных клавирных пьес". Низкое мнение Зейферта о них основано на неверных критериях, поскольку он сравнивал их с более амбициозными виртуозными произведениями, написанными для профессиональных музыкантов и аристократических покровителей. Сюиты — единственная известная светская музыка Шульхайса. После того как он присоединился (около 1680 года) к обществу интеллектуалов и художников, известному как "Пегницкий цветочный орден", его главный интерес стал сосредоточен на духовных песнях, и он добавил сорок мелодий с генерал-басом к сборникам, выпущенным этим кругом. Эти песни с генерал-басом напоминают арии, вокальные партии чаще всего движутся восьмыми нотами, подчиняясь ритму слов, с редкими шестнадцатыми фигурациями и секвенциями. Шульхайс также опубликовал в 1682 году "оркестровые" духовные песни с вступительными симфониями.

Произведения

Клавирная музыка

  • "Увеселение для клавира, ободряющее мужество и дух" ("Muth- und Geist-ermunternde Clavierlust") (Нюрнберг, 1679)
  • "Увеселение для клавира, ободряющее мужество и дух, часть вторая" ("Muth- und Geist-ermunternde Clavierlust, ander Theil") (Нюрнберг, 1680)

Вокальная музыка

  • "Ныне борьба завершена" ("Nun der Kampf ist ausgekämpfet"); "Когда Павел пылает там любовью к Богу" ("Wenn Paulus dort brennt von der Gotteslieb"): для голоса, одного-четырех струнных инструментов и бассо континуо, в сборнике А. Мильдорфера "Neumännischer loeblicher Abzug und lieblicher Einzug" (Нюрнберг, 1682)
  • Сорок духовных песен для голоса и бассо континуо, в сборниках: З. фон Биркена "Святая воскресная деятельность и церковная жизнь" ("Heiliger Sonntags-Handel und Kirch-Wandel", Нюрнберг, 1681), Г. Мюллера "Духовные часы отрады … поэтический звон благоговения" ("Der geistlichen Erquick-Stunden … poetischer Andacht-Klang", Нюрнберг, 2/1691), В.К. Десслера "Полезно-услаждающая отрада души христиан, освященных Богом" ("Gottgeheiligter Christen nützlich-ergetzende Seelen-Lust", Нюрнберг, 1692)
  • Девять мелодий (одна с бассо континуо)

Сочинения утеряны или сомнительны

  • "Сердечное братское приветствие счастья" ("Hertz-Brüderlicher Glücks-Zuruff") (Нюрнберг, 1679) — утрачено, подлинность сомнительна