Шухардт, Теодор
1601 - 1677

Назад

Theodor Schuchardt

  • Дата рождения: 23 марта 1601 года
  • Место рождения: Веберштедт, близ Лангензальцы, Священная Римская империя
  • Дата смерти: похоронен 25 июля 1677 года
  • Место смерти: Айзенах, Священная Римская империя

Биография

Теодор Шухардт — немецкий композитор и педагог. Он изучал теологию в Грейфсвальдском университете, куда поступил 4 октября 1621 года, а затем работал школьным учителем в двух местах недалеко от своего родного города: сначала в Меркслебене, а с 1639 года — в Тамсбрюке. С начала 1644 года и до выхода на пенсию в конце 1670 года он занимал пост кантора в Айзенахе, где к примерно 1650 году довел уровень церковной музыки до поразительно высокого уровня и где, будучи школьным учителем, опубликовал новые издания учебников по языкам. Церковная музыка, которую он писал в Айзенахе, состоит из произведений на немецкие тексты, несколько из которых предназначены для больших составов. Уникальные копии произведений Шютца и Шайна, переданные Шухардтом, могут указывать на то, что он также имел связи с Наумбургом. Он также добавлял дополнительные голоса к произведениям Мельхиора Франка и Генриха Гримма. В своих собственных сочинениях, собранных в основном труде «Threnodia sacra», он сочетает гомофонию и размеренную декламацию текста с мадригалистическими чертами: состав для пятиголосного ансамбля, включающего два сопрано, разделение голосов на контрастные группы, изобразительную звукопись и оживленное письмо. Он также написал два школьных учебника по немузыкальным предметам — «Das kleine vocabularium» и «Teutsche Syntax», которые утрачены.

Творчество

Творчество Теодора Шухардта является ярким примером протестантской церковной музыки Средней Германии середины XVII века. Будучи кантором в Айзенахе, он отвечал за музыкальное оформление богослужений и образование хористов. Его сочинения демонстрируют переходный стиль между поздним Возрождением и ранним барокко. С одной стороны, в них чувствуется влияние мастеров предыдущего поколения, таких как Генрих Шютц, с его вниманием к ясной декламации текста, с другой — появляются элементы новой концертной манеры с использованием разделения хора на группы (cori spezzati) и оживленного ритмического письма. Его основной опубликованный сборник, «Threnodia sacra», содержит как его собственные сочинения, так и произведения других авторов, что было обычной практикой для канторов того времени и свидетельствует о его широком кругозоре. Шухардт вносил вклады в произведения других композиторов, адаптируя их для местных нужд, что также говорит о его практическом подходе к музыкальному служению.

Произведения

  • «Der Welt nichtige Vergänglichkeit» («Ничтожная бренность мира») для 8 и 16 голосов (Эрфурт, 1645) — утрачено.
  • «Threnodia sacra» («Священные плачи») для 4–6 голосов (Гота и Айзенах, 1653) [из 38 пьес 15 принадлежат Шухардту, к последней пьесе он также написал текст].
  • «Christliches Gespräch eines betrübten Vaters» («Христианская беседа опечаленного отца») на текст «Ach Gott, wie ist mein Hertz betrübt» («Ах, Боже, как опечалено мое сердце») (Гота, 1656).
  • «Christi Blut und Gerechtigkeit» («Кровь и праведность Христа») для 8 голосов — не полностью.
  • «Herr Gott Vater, mein starker Held» («Господь Бог Отец, мой сильный защитник») для 8 и 13 голосов.
  • «Herr, nu lässestu deinen Diener» («Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко») для 8 голосов.
  • «Nun danket alle Gott» («Ныне все благодарят Бога») для 8 голосов — не полностью.
  • «Siehe, ich verkündige euch grosse Freude» («Се, благовествую вам великую радость») для 8 голосов.
  • «Wie bin ich doch so herzlich froh» («Как же я от всего сердца рад») для 8 голосов.
  • Две похоронные песни (Арнштадт, 1653 и Гиссен, 1656).
  • Несколько рукописных аранжировок произведений других композиторов.