Шухардт, Теодор
1601 - 1677

Назад

Schuchardt, Theodor

  • Дата рождения: 23 марта 1601 года
  • Место рождения: Веберштедт, близ Лангензальцы, Священная Римская империя
  • Дата смерти: похоронен 25 июля 1677 года
  • Место смерти: Айзенах, Священная Римская империя

Биография

Теодор Шухардт был немецким композитором и педагогом. Он изучал теологию в Грейфсвальдском университете, куда поступил 4 октября 1621 года, а затем работал школьным учителем в двух местах недалеко от своего родного города: сначала в Меркслебене, а с 1639 года — в Тамсбрюке. С начала 1644 года и до выхода на пенсию в конце 1670 года он занимал пост кантора в Айзенахе, где к примерно 1650 году довел уровень церковной музыки до поразительно высокого уровня и где, будучи школьным учителем, опубликовал новые издания учебников по языкам. Церковная музыка, которую он писал в Айзенахе, состоит из произведений на немецкие тексты, несколько из которых предназначены для больших составов. Уникальные копии произведений Шютца и Шайна, переданные Шухардтом, могут указывать на то, что он также имел связи с Наумбургом. Он также добавлял дополнительные голоса к произведениям Мельхиора Франка и Генриха Гримма. В своих собственных сочинениях, собранных в основном труде "Священные плачи", он сочетает гомофонию и размеренную декламацию текста с мадригалистическими чертами: состав для пятиголосного ансамбля, включающего два сопрано, разделение голосов на контрастные группы, изобразительную звукопись и оживленное письмо. Он также написал два школьных учебника по немузыкальным предметам — "Маленький словарик" и "Немецкий синтаксис", которые утрачены.

Творчество

Творчество Теодора Шухардта является ярким примером протестантской церковной музыки Средней Германии середины семнадцатого века. Будучи кантором в Айзенахе, он отвечал за музыкальное оформление богослужений и образование хористов. Его сочинения демонстрируют переходный стиль между поздним Возрождением и ранним барокко. С одной стороны, в них чувствуется влияние мастеров предыдущего поколения, таких как Генрих Шютц, с его вниманием к ясной декламации текста, с другой — появляются элементы новой концертной манеры с использованием разделения хора на группы и оживленного ритмического письма. Его основной опубликованный сборник, "Священные плачи", содержит как его собственные сочинения, так и произведения других авторов, что было обычной практикой для канторов того времени и свидетельствует о его широком кругозоре. Шухардт вносил вклады в произведения других композиторов, адаптируя их для местных нужд, что также говорит о его практическом подходе к музыкальному служению.

Произведения

Духовные вокальные произведения

  • "Христианская беседа опечаленного отца" ("Christliches Gespräch eines betrübten Vaters") на текст "Ах, Боже, как опечалено мое сердце" ("Ach Gott, wie ist mein Hertz betrübt") (Гота, 1656)
  • "Кровь и праведность Христа" ("Christi Blut und Gerechtigkeit") для 8 голосов — не полностью
  • "Господь Бог Отец, мой сильный защитник" ("Herr Gott Vater, mein starker Held") для 8 и 13 голосов
  • "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко" ("Herr, nu lässestu deinen Diener") для 8 голосов
  • "Ныне все благодарят Бога" ("Nun danket alle Gott") для 8 голосов — не полностью
  • "Се, благовествую вам великую радость" ("Siehe, ich verkündige euch grosse Freude") для 8 голосов
  • "Как же я от всего сердца рад" ("Wie bin ich doch so herzlich froh") для 8 голосов
  • Две похоронные песни (Арнштадт, 1653 и Гиссен, 1656)

Сборники

  • "Священные плачи" ("Threnodia sacra") для 4–6 голосов (Гота и Айзенах, 1653) [из 38 пьес 15 принадлежат Шухардту, к последней пьесе он также написал текст]

Сочинения утеряны

  • "Ничтожная бренность мира" ("Der Welt nichtige Vergänglichkeit") для 8 и 16 голосов (Эрфурт, 1645)

Прочие работы

  • Несколько рукописных аранжировок произведений других композиторов