Шубарт, Кристиан Фридрих Даниэль
1739 - 1791
Назад
Schubart, Christian Friedrich Daniel
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Кристиан Фридрих Даниэль Шубарт был немецким поэтом, журналистом, писателем о музыке и композитором. Хотя его литературные и музыкальные таланты проявились в ранней юности, его родители решили, что он должен изучать богословие. Он получил подготовительное образование в Нёрдлингене и Нюрнберге, брал уроки музыки у своего отца и нюрнбергского композитора Георга Вильгельма Грубера и поступил в Университет Эрлангена в 1758 году. В Эрлангене у него часто возникали проблемы с университетским начальством, и в 1760 году он вернулся в дом своих родителей в Аалене. С 1763 по 1769 год был органистом и учителем в Гайслингене. В 1769 году он получил должность органиста в Людвигсбурге, резиденции герцога Вюртембергского, а также работал при дворе клавесинистом в оперном театре и преподавателем музыки. Однако он вел беспутный образ жизни, и в 1773 году был изгнан из Вюртемберга. В 1774 году он переехал в Аугсбург, где основал свою "Немецкую хронику" — периодическое издание, посвященное политике, литературе и музыке. В следующем году он переехал в Ульм, где успешно продолжал свое предприятие в течение трех лет. Однако его критика политики Католической церкви и различных дворов вызвала гнев знати. В 1777 году герцог Карл Евгений Вюртембергский приказал заключить Шубарта в крепость Хоэнасперг, по-видимому, за оскорбление своей любовницы. Заключение Шубарта длилось десять лет, в течение которых он написал несколько своих самых важных работ: в 1778 и 1779 годах он продиктовал свою автобиографию "Жизнь и убеждения, написанные им самим в тюрьме" сокамернику; его "Идеи к эстетике музыкального искусства" датируется 1784–1785 годами. Большинство его сохранившихся сочинений также были написаны во время заключения; многие из них он опубликовал в "Музыкальные рапсодии" и в других сборниках. После освобождения в 1787 году он был назначен придворным и театральным поэтом в Штутгарте. Он возобновил издание своего журнала под названием "Отечественная хроника", но подорванное заключением здоровье заставило его отказаться от планов собрания сочинений своей поэзии и трудов о музыке.
Шубарт был выдающимся исполнителем на органе, клавесине и клавикорде, и многие критики, включая Чарльза Берни, хвалили его виртуозность. Он добился значительного успеха как композитор песен, и несколько его песен оставались популярными вплоть до XIX века. Большинство из них написаны на его собственные тексты, преобладают куплетная форма и напевная, близкая к народной мелодика. При работе со сложными стихами он иногда использовал технику варьированной строфики, структуры, подобные рондо, и формы, подобные кантате. Хотя его песни демонстрируют сильный мелодический дар, их часто портят неуклюжие гармонические последовательности и неумелое голосоведение. Похожие характеристики видны в его произведениях крупной формы. Две церковные кантаты, написанные на его собственные тексты, по-видимому, являются ранними работами, созданными в Аалене и Гайслингене. Он также написал значительное количество клавирной музыки, находясь в заключении в Хоэнасперге, включая три сонаты для клавира соло и одну для клавира в четыре руки.
Его труд "Идеи к эстетике музыкального искусства", эссе о музыке в "Хронике", предисловия к "Музыкальным рапсодиям" и его автобиография представляют собой яркие описания немецкой музыкальной жизни во второй половине XVIII века и представляют значительную ценность для историка музыки. Его эстетические взгляды отражают проторомантические концепции, преобладавшие тогда в Германии: он считал выражение чувств "золотой осью, вокруг которой вращается эстетика музыки", и подчеркивал концепцию музыкального гения. Известный раздел в "Идеях" субъективно описывает характеристики отдельных тональностей, выражая широко распространенное убеждение, что диезные тональности изображают сильные страсти, а бемольные — нежные чувства. Бетховен, Шуберт и Шуман интересовались мнением Шубарта, хотя в нескольких моментах не соглашались с ним. Шубарт утверждал, что народная песня представляет собой истинное музыкальное выражение народа, и уделял этому предмету много внимания. Его комментарии о произведениях отдельных композиторов демонстрируют исключительно острый критический дар. Он хвалил глубоко выразительные сочинения Карла Филиппа Эмануэля Баха и его последователей и осуждал как поверхностный галантный стиль Пиччинни, Паизиелло и большинства их итальянских современников. Он также выражал признательность к произведениям композиторов более ранних периодов и был одним из немногих писателей своего поколения, кто осознал истинную ценность произведений Иоганна Себастьяна Баха.
Поэзию Шубарта часто клали на музыку его современники и композиторы следующего поколения. Важнейшими из таких обработок являются четыре песни, сочиненные Францем Шубертом; две из них, "Форель" и "Моему фортепиано", навсегда вошли в репертуар вокальной лирики.
Песни
Прочая вокальная музыка
Клавирная музыка
Ноты сочинений Кристиана Фридриха Даниэля Шубарта на сайте библиотеки IMSLP