Шубарт, Христиан Фридрих Даниэль
1739 - 1791

Назад

Христиан Фридрих Даниэль Шубарт (Christian Friedrich Daniel Schubart) - Немецкий поэт, органист, композитор и журналист, писатель

Родился 24 марта 1739 года, Оберзонтхайм - умер 10 октября 1791 года, Штутгарт.

Христиан Фридрих Даниэль Шубарт — популярный немецкий поэт, композитор и музыкальный критик. Родился в семье кантора. В юности изучал богословие, но карьере священника предпочел должность домашнего учителя. От своего отца Шубарт перенял страсть к музыке, уже в молодости он прекрасно играет на органе и клавире.

Начиная с 1774 года, Шубарт издает газету “Deutsche Chronick”, в которой выступает как острый публицист, с необычайной смелостью обличая произвол феодальных властей, пропагандируя в стране «боязливого гнета» идеалы свободы и демократии. Наряду с этим, он занимается и музыкальной критикой, пишет рецензии на музыкальные концерты и оперные представления.

В 1777 году, по обвинению в оскорблении церкви и княжеской фамилии, Шубарт был арестован. В вюртембергской тюрьме он провел без суда и следствия 10 лет (с 1777 по 1787). В тюрьме Шубарт не оставляет литературных занятий. Здесь он пишет свою “Автобиографию” (1779), подготавливает трактат «Идеи к эстетике музыкального искусства» (1784). Правда, эта книга была опубликована только после его смерти, в 1806 году, сыном его Людвигом.

Идея написать сочинение по эстетике и теории искусства давно волновала Шубарта. "Я намеревался, — писал Шубарт в своей «Ав­тобиографии», — написать руководство по всем видам искусства — для живописцев, граверов, скульпторов, резчиков по камню и ме­таллу, архитекторов, композиторов, актеров и танцоров, — где бы все они нашли необходимые предварительные научные указания для своего искусства, как например: античную филологию, древности, краткую историю своего искусства, философию искусства (к которой я относил физиогномику, патогномику, эстетические принципы красоты, морального чувства художника, гений, остроумие, юмор, свет и тень, оригинальность, подражание и принципы изобразительности), обычаи и множество тому подобных вещей, которые должен и обязан знать подлинный художник". Этот замысел Шубарта не был реализован, хотя в определенной мере он нашел свое воплощение в его музыкальном трактате.

Сочинение Шубарта состоит из двух частей. Первая посвящена истории музыки, как древней, так и современной. В ней, наряду с разделами о греческой, римской и древнееврейской музыке Шубарт дает характеристику музыки европейских стран: Италии, Франции, Англии, России, Польши, Швеции. Особенно подробно он описывает школы современной ему немецкой музыки, отмечая среди немецких композиторов и Гайдна, которого называет «музыкальным гением».

Вторая часть трактата посвящена проблемам музыкальной тео­рии и эстетики: музыкальным инструментам, музыкальному стилю, песне, музыкальному гению, выражению, музыкальному колориту и т.д. .

В своих музыкальных воззрениях Шубарт является выразителем идеалов и теоретических принципов эстетики “Бури и натиска”.

Сущностью музыкального искусства, по его мнению, является не подражание, а музыкальное выражение. Оно представляет собою ту “ось, вокруг которой вращается музыкальная эстетика”. Субъектом музыкального творчества является гений, обладающий врожденным от природы даром. Гений — движущая сила музыкального творчества. “Луч гениальности по своей природе настолько могуч, что не может остаться незамеченным. Он влечет, движет, жжет до тех пор, пока не вырвется пламенем и не проявится во всем своем олимпийском величии”.

Особенное внимание Шубарт уделяет народной песне. Так же, как и Гердер, он видит в ней «первообраз», первооснову всего му­зыкального искусства. В главе, посвященной песне, Шубарт пишет: «Все инструменты представляют собой только подражание пению: пение восседает как король на троне, а окружающие его инструменты преклоняют перед ним колени как его вассалы. Человеческий го­лос является естественным первотоном (Uhrton), и все другие голоса природы только далекое эхо этого божественного первоголоса».

Музыкальная эстетика и творчество Шубарта оказали значительное влияние на формирование эстетики и искусства “Бури и натиска”.


 

 

Ноты сочинений Христиана Фридриха Даниэля Шубарта на сайте библиотеки IMSLP