Шрётер, Кристоф Готлиб
1699 - 1782
Назад
Schröter, Christoph Gottlieb
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Кристоф Готлиб Шрётер - немецкий органист, композитор, конструктор клавишных инструментов и музыкальный теоретик. После раннего музыкального обучения у своего отца, он был отправлен в 1706 году в близлежащий Дрезден, где присоединился к королевской капелле в качестве сопрано и брал уроки игры на клавишных инструментах у капельмейстера И.К. Шмидта. В 1709 году плохое здоровье вынудило его некоторое время жить у своего крёстного отца Хенчеля в Бишофсверде. Вернувшись в Дрезден в 1710 году, по рекомендации Шмидта он был назначен, вместе с немного более молодым К.Г. Грауном, городским дискантистом. С изменением голоса он поступил в школу Кройцшуле, где, согласно его автобиографии, изучал, среди других предметов, фугу у Шмидта. Однако он не сказал, у кого он изучал орган, но сообщил, что практиковался на инструментах в церкви Кройцкирхе и церкви Софиенкирхе, а также на органе в королевской резиденции. В 1717 году по желанию матери он отправился в Лейпциг изучать теологию, но после её смерти вернулся в 1718 году в Дрезден, где Шмидт получил для него должность музыкального переписчика у Антонио Лотти. В 1719 году, в качестве секретаря и музыкального компаньона некоего барона, он начал пять лет путешествий, которые привели его в Нидерланды и Англию, а также ко многим немецким дворам. В 1724 году он отправился в Йену, где читал в университете лекции о труде Маттезона "Новооткрытый оркестр" (Гамбург, 1713) и математических основах музыкальной теории, и создал музыкальное общество (лат. collegium musicum): он был одним из первых в Германии, кто вернул музыку в университетскую программу. Он стал органистом в главной церкви Миндена в 1726 году, а в 1732 году принял аналогичную должность в Нордхаузене. В течение следующих 50 лет он оставался на этом посту, сочинял духовную музыку и написал большое количество теоретических эссе и книг. В 1739 году он был принят в качестве четвёртого члена в Мицлеровское "Общество музыкальных наук", лейпцигское корреспондентское общество музыковедов и композиторов, в которое позже вошли И.С. Бах, Гендель и Телеман. 23 августа 1761 года французская армия заняла Нордхаузен, разграбила дом Шрётера и уничтожила его библиотеку: среди утрат были рукописи неопубликованных работ, таких как "История гармонии и мелодии" и второй том его трактата по генерал-басу. Ни одно из сочинений Шрётера не было опубликовано, и практически ни одно, кажется, не сохранилось: значительная потеря, поскольку в своей автобиографии он перечислил множество работ, включая пять циклов кантат (на поэзию Ноймайстера, Рамбаха и Шайбеля), четыре Страсти, "Семь слов Иисуса" и различные инструментальные произведения.
Шрётер был разносторонним музыкантом эпохи позднего барокко и раннего классицизма. Его теоретические работы отражают переходный период в музыкальной эстетике. Как член Мицлеровского общества, он участвовал в научных дискуссиях своего времени. Его заявление как изобретателя фортепиано (независимо от Кристофори) представляет исторический интерес, хотя и не подтверждён приоритетом. Шрётер вёл активную полемику с современниками, включая знаменитый спор о критике Шайбе в адрес И.С. Баха.
Сочинения для органа:
Духовная музыка (утрачены):
Инструментальная музыка (утрачены):
Теоретические труды:
Теоретические труды (утрачены):
Ноты сочинений Кристофа Готлиба Шрётера на сайте библиотеки IMSLP