Шрётер, Кристоф Готлиб
1699 - 1782
Назад
Christoph Gottlieb Schröter

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
После раннего музыкального обучения у своего отца, он был отправлен в 1706 году в nearby Дрезден, где присоединился к королевской капелле в качестве сопрано и брал уроки игры на клавишных инструментах у капельмейстера И.К. Шмидта. В 1709 году плохое здоровье вынудило его некоторое время жить у своего крёстного отца Хенчеля в Бишофсверде. Вернувшись в Дрезден в 1710 году, по рекомендации Шмидта он был назначен, вместе с немного более молодым К.Г. Грауном, Ratsdiskantist (городским дискантистом). С изменением голоса он поступил в Кройцшуле, где, согласно его автобиографии, изучал, среди других предметов, фугу у Шмидта. Однако он не сказал, у кого он изучал орган, но сообщил, что практиковался на инструментах в Кройцкирхе и Софиенкирхе, а также на органе в королевской резиденции. В 1717 году по желанию матери он отправился в Лейпциг изучать теологию, но после её смерти вернулся в 1718 году в Дрезден, где Шмидт получил для него должность музыкального переписчика у Антонио Лотти. В 1719 году, в качестве секретаря и музыкального компаньона некоего барона, он начал пять лет путешествий, которые привели его в Нидерланды и Англию, а также ко многим немецким дворам. В 1724 году он отправился в Йену, где читал в университете лекции о труде Маттесона «Neu-eröffnete Orchestre» (Новооткрытый оркестр, Гамбург, 1713) и математических основах музыкальной теории, и formed collegium musicum: он был одним из первых в Германии, кто reintroduced музыку в университетскую программу. Он стал органистом в главной церкви Миндена в 1726 году, а в 1732 году принял аналогичную должность в Нордхаузене. В течение следующих 50 лет он оставался на этом посту, сочинял духовную музыку и написал большое количество теоретических эссе и книг. В 1739 году он был принят в качестве четвёртого члена в Мицлеровское «Societät der musikalischen Wissenschaften» (Общество музыкальных наук), лейпцигское корреспондентское общество музыковедов и композиторов, в которое позже вошли И.С. Бах, Гендель и Телеман. 23 августа 1761 года французская армия occupied Нордхаузен, разграбила дом Шрётера и уничтожила его библиотеку: среди утрат были рукописи неопубликованных работ, таких как «Historie der Harmonie und Melodie» (История гармонии и мелодии) и второй том его трактата по генерал-басу. Ни одно из сочинений Шрётера не было опубликовано, и практически ни одно, кажется, не сохранилось: considerable потеря, поскольку в своей автобиографии он перечислил множество работ, включая пять циклов кантат (на поэзию Ноймайстера, Рамбаха и Шайбеля), четыре Страсти, «Sieben Worte Jesu» (Семь слов Иисуса) и различные инструментальные произведения.
Шрётер был разносторонним музыкантом эпохи позднего барокко и раннего классицизма. Его теоретические работы отражают переходный период в музыкальной эстетике. Как член Мицлеровского общества, он участвовал в научных дискуссиях своего времени. Его claim как изобретателя фортепиано (независимо от Кристофори) представляет исторический интерес, хотя и не подтверждён приоритетом. Шрётер вёл активную полемику с современниками, включая знаменитый спор о критике Шайбе в адрес И.С. Баха.
Теоретические труды
Ноты сочинений Кристофа Готлиба Шрётера на сайте библиотеки IMSLP