Шонследер, Вольфганг
1570 - 1651
Назад
Wolfgang Schonsleder

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Вольфганг Шонследер родился в Мюнхене. Шестнадцатого октября 1587 года он стал студентом университета в Ингольштадте, а четырнадцатого мая 1590 года вступил в орден иезуитов. В 1593 году он пел под руководством Орландо ди Лассо в придворной капелле (Канторей) в Мюнхене. С 1596 по 1597 год преподавал в Университете Диллингена и одновременно стал инструктором по риторике и древним языкам в иезуитском колледже в Мюнхене. Единственным известным музыкальным сочинением, которое он написал, является «Missa super ‘Laudate’» (Месса на тему «Laudate», ныне утраченная) для праздника Святого Игнатия Лойолы, проводившегося в Диллингене в 1619 году. После 1628 года он отправился в Вильденау, Верхний Пфальц, чтобы присоединиться к созданию иезуитской миссии. Свои последние годы, после 1648 года, он провел в качестве преподавателя греческого языка в иезуитском колледже в Халле.
Единственным сохранившимся музыкально-теоретическим трудом Шонследера является «Architectonice musices universalis» (Всеобщая архитектоника музыки, Ингольштадт, 1631, второе издание 1684), который он опубликовал под именем «Волупиус Декорус, Мусагет». Он не был хорошо известен своим современникам, равно как и в более поздних исследованиях немецкой музыкальной теории XVII века; тем не менее, это впечатляющий и ценный труд. Изданный в двух частях, он задумывался как полное руководство для изучения искусства вокальной композиции. Он начинается с инструкций и упражнений по построению аккордов над как регулярными, так и нерегулярными басовыми прогрессиями. Хотя Шонследер никогда не ссылался на практику генерал-баса, очевидно, что его подход к композиции был схож с правилами генерал-басовой реализации, особенно для нецифрованных басов, в которых модели движения определяют аккордовые последовательности. Заключительные разделы первой части иллюстрируют методы украшения аккордовой структуры с особым акцентом на том, как следует применять контрапунктический стиль — от двух до восьми голосов.
Вторая часть расширяет правила контрапункта и обильно иллюстрирована обширными музыкальными примерами, взятыми из сочинений многих известных композиторов. Глава 8, «De Textu» (О тексте), предлагает четыре категории слов, которые требуют особого музыкального воплощения: (1) слова, выражающие аффект («плакать», «радоваться», «рыдать», «бояться», «улыбаться» и т.д.); (2) слова движения и места («стоять», «бежать», «прыгать», «восходить», «нисходить» и т.д.); (3) наречия времени и числа («быстро», «медленно», «дважды», «трижды» и т.д.); (4) состояния человека (детство, юность, старость и т.д.). Шонследер взял эту классификацию из более раннего трактата Иоганна Нуциуса «Musices poeticae» (Поэтическая музыка, Нейссе, 1613). Важность этого раздела работы Шонследера заключается в многочисленных иллюстративных примерах, показывающих, как другие композиторы озвучивали эти слова, включая длинные выдержки из таких авторов, как Феличе Анерио («смех»), Бинаги («ликование»), Орландо ди Лассо (детство и тяготы старости, среди многих других), Массаино («прыжки») и многих других.