Шолленбергер, Каспар
1673 - 1735

Назад

Kaspar Schollenberger

  • Дата рождения: 1673 год
  • Место рождения: Хёхштет-ан-дер-Донау, близ Донаувёрта
  • Дата смерти: 31 августа 1735 года
  • Место смерти: Ульм

Биография

Каспар Шолленбергер родился в баварском городе Хёхштет-ан-дер-Донау. Музыкальное образование начал получать в школе при монастыре Святого Ульриха в Аугсбурге, где в течение пяти лет был певчим мальчиком. После этого он вступил в монастырь Венген близ Ульма. Талант юноши был замечен аббатом монастыря, который организовал для него обучение в Университете Диллингена, куда Шолленбергер поступил в 1697 году. В 1705 году он вернулся в монастырь Венген, где занял должность преподавателя философии. Его первый музыкальный сборник был опубликован в 1713 году.

Творчество

Каспар Шолленбергер является одним из немногих южно-немецких композиторов, публиковавших духовную музыку до 1720-х годов, когда начался бум простой литургической музыки для приходских хоров. Его подход к аранжировке и стиль существенно отличаются от более поздних публикаций таких композиторов, как Валентин Ратгебер, и свидетельствуют о том, что его музыка предназначалась исключительно для опытных исполнителей и хорошо оборудованных учреждений. Его оркестр включает обязательную партию альта, а иногда также требует гобоев и фаготов, в дополнение к привычным скрипкам, трубам и литаврам.

Большинство псалмов и офферторий Шолленбергера разделены на шесть и более самостоятельных частей. В своих сольных ариях и дуэтах он часто предавался вокальному украшательству, по-видимому, ради него самого; его хоровое письмо solidно контрапунктично, и поскольку скрипки часто имеют независимые партии, создавая в общей сложности шесть голосов, фактура в хоровых частях tends быть густой. Шолленбергер, будучи skilled ремесленником, обладал малым даром мелодического или гармонического изобретения, поэтому его музыке не хватает ощущения цели, и, как бы хорошо она ни была constructed, она зачастую скучна.

Произведения

  • «Psalmodia ariosa tripartita» (Псалмодия ариозная трехчастная, 3 вечерни), для 4 голосов, 2 скрипок, виолы, органа, соч. 1 (Аугсбург, 1713)
  • «Thymiama ariosa-ecclesiastica» (Фимиам ариозно-церковный, 38 офферториев), для 4 голосов, скрипки, альта, виолы, органа, соч. 2, 5, 6 (Ульм, 1718, 1720, 1723)
  • «Gaudia et luctus» (Радости и печали, 5 месс, 1 реквием), соч. 3 (Аугсбург, 1718)
  • «Mariale ariosum» (Ариозное мариальное), соч. 4 (Аугсбург, 1719)

Утраченные произведения:

  • «Antiphonarium romanum» (Римский антифонарий, 1719), для 4 голосов, basso continuo
  • «Vesperae de Dominica» (Воскресные вечерни), для 4 голосов, 2 скрипок, 2 труб, литавр, органа
  • «Vesperae de B.V.M.» (Вечерни Пресвятой Девы Марии), для 4 голосов, 2 скрипок, 2 гобоев, органа
  • «Confitebor tibi» (Тебе воспую), для 4 голосов, 2 скрипок, органа
  • «Missa S Rainaldi» (Месса Святого Райнальда, 1724), для 4 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, органа