Шолл, Дирк (Янсзон)
1640 -

Назад

Dirck (Janszoon) Scholl

  • Дата рождения: 1640 или 1641 год
  • Место рождения: Брилле, близ Роттердама (предположительно), Республика Соединённых провинций
  • Дата смерти: 31 марта 1727 года
  • Место смерти: Делфт, Республика Соединённых провинций

Биография

Дирк Шолл был голландским органистом, карильонщиком и композитором. Своё первоначальное музыкальное образование он, должно быть, получил от своего отца, Яна Шолла, который был карильонщиком в Брилле. В 1661 году Шолл был назначен органистом и карильонщиком в церкви Святого Евсевия в Арнеме, где также стал членом местного collegium musicum (музыкального общества). В 1665 году он переехал в Делфт и работал в Новой церкви (Nieuwe Kerk), где после его смерти его сменил сын Губертус. Шолл также был активен как эксперт по карильонам и органам, инспектируя инструменты по всей стране. Его эссе «Toegift op (Quirinus) Cis en Dis» было опубликовано в труде Питера Хемони «De on-noodsakelijkheid en ondienstigheid van Cis en Dis in de bassen der klokken» (Делфт, 1678). Его единственные сохранившиеся композиции — это простые французские танцы, напечатанные в сборнике «Vrede-triomph ofte Thalia’s lust-hoff» (1678).

Дирка Шолла не следует путать с его младшим братом Корнелиусом (1650–1733), который был органистом и карильонщиком в Гааге и Делфте и чья единственная напечатанная инструментальная коллекция «Landvrugten» в четырёх частях утрачена.

Творчество

Творчество Дирка Шолла, к сожалению, почти полностью утрачено. Судя по названиям и сохранившемуся сборнику танцев, он был prolific композитором камерной музыки, особенно для скрипок и виолы да гамба, часто используя scordatura (альтернативные настройки струн). Его сочинения, вероятно, были популярны в быту и для любительского музицирования. Его деятельность как эксперта по карильонам свидетельствует о глубоких знаниях в области колокольного искусства.

Произведения

Инструментальные (все, кроме опуса 6, утрачены)

  • «Den spelende kus-hemel» (Играющий небо поцелуев) — свыше 200 пьес для 3 скрипок и бассо континуо, опус 1 (Делфт, 1669)
  • «Delfs-Engels» (Делфтско-английские) — сонаты для 2 скрипок, виолы да гамба и бассо континуо, опус 2 (Делфт, 1671)
  • «Hollandsche en Engelsche vredevreugt», часть I (Голландская и английская радость мира) для 2 скрипок scordatura и 2 бассо континуо, опус 3 или 4 (Делфт, 1676)
  • «Hollandsche en Engelsche vredevreugt», часть II — для скрипки, виолы да гамба и бассо континуо, опус 4 (Делфт, 1676)
  • «Vermakelijck tijt-verdrijf» (Приятное времяпрепровождение) для 2 скрипок и 2 бассо континуо, опус 5 (Делфт, 1677)
  • «Vrede-triomph ofte Thalia’s lust-hoff» (Триумф мира, или Сад услад Талии) — 6 сюит французских танцев для 3 скрипок scordatura и бассо континуо (всегда удваивающего одну из скрипок), опус 6 (Делфт, 1678) — СОХРАНИЛСЯ
  • «Koningklijke airs», часть I (Королевские арии) для скрипки, виолы да гамба и бассо континуо, опус 7/8 (Делфт, 1683)
  • «Koningklijke airs», часть II — для скрипки, виолы да гамба и бассо континуо, опус 8 (Делфт, 1684)
  • «Kermis-werk, bestaende in gigen, balletten en sarbanden» (Ярмарочные произведения, состоящие из жиг, баллетто и сарабанд) для скрипки, вероятно виолы да гамба и бассо континуо, опус 9 (Делфт, до 1695)
  • «Royaal thee-desert» (Королевский чайный десерт) для 3 инструментов (до 1708)
  • «Somer- en winter-ooft» (Летние и зимние плоды) для 3 инструментов (до 1708)
  • «Vorstelijk snarenspel» (Княжеская игра струн) для 3 инструментов (до 1708)

Вокальные (все утрачены)

  • «Olypodigro, ofte mengelmoes» (Олиподигро, или Мешанина) для одного голоса и бассо континуо (Делфт, 1669)
  • «Rouw- en liefde-tranen» (Слёзы скорби и любви) для одного голоса, 2 скрипок, виолы да гамба и бассо континуо (Делфт, 1695)
  • «Troost in ouderdom … en tegenzang voor de jonkheyd» (Утешение в старости … и противопение для юности) для одного голоса и бассо континуо (Делфт, 1717)
  • «D’onnaspeurlijke naspeuring, bestaande in vraag, antwoord en toesang» (Непостижимое изыскание, состоящее из вопроса, ответа и припева) для одного голоса и бассо континуо (Делфт, 1717)

Писательские труды

  • «Toegift op (Quirinus) Cis en Dis» (Добавление о (Квиринусе) До-диез и Ре-диез) в книге П. Хемони «De On-Noodsakelijkheid en Ondienstigheid van Cis en Dis in de Bassen der Klokken» (О ненужности и бесполезности До-диез и Ре-диез в басовых колоколах) (Делфт, 1678)
  • «Weergalm op het onderste gedeelte van de quintessence des nouvelles van der 14 maart 1695, no.21» (Отголосок на нижнюю часть квинтэссенции новостей от 14 марта 1695 года, №21) (Делфт, 1695)