Шолл, Дирк (Янсзон)
1640 -

Назад

Scholl, Dirck (Janszoon)

  • Дата рождения: 1640 или 1641 год
  • Место рождения: Брилле, близ Роттердама (предположительно), Республика Соединённых провинций
  • Дата смерти: 31 марта 1727 года
  • Место смерти: Делфт, Республика Соединённых провинций

Биография

Дирк Шолл был голландским органистом, карильонщиком и композитором. Своё первоначальное музыкальное образование он, должно быть, получил от своего отца, Яна Шолла, который был карильонщиком в Брилле. В 1661 году Шолл был назначен органистом и карильонщиком в церкви Святого Евсевия в Арнеме, где также стал членом местного музыкального общества (лат. collegium musicum). В 1665 году он переехал в Делфт и работал в Новой церкви (нид. Nieuwe Kerk), где после его смерти его сменил сын Губертус. Шолл также был активен как эксперт по карильонам и органам, инспектируя инструменты по всей стране. Его эссе "Добавление о (Квиринусе) До-диез и Ре-диез" ("Toegift op (Quirinus) Cis en Dis") было опубликовано в труде Питера Хемони "О ненужности и бесполезности До-диез и Ре-диез в басах колоколов" (нид. "De on-noodsakelijkheid en ondienstigheid van Cis en Dis in de bassen der klokken") (Делфт, 1678). Дирка Шолла не следует путать с его младшим братом Корнелиусом (1650–1733), который был органистом и карильонщиком в Гааге и Делфте и чья единственная напечатанная инструментальная коллекция "Плоды земли" (нид. "Landvrugten") в четырёх частях утрачена.

Творчество

Творчество Дирка Шолла, к сожалению, почти полностью утрачено. Судя по названиям и сохранившемуся сборнику танцев, он был prolific композитором камерной музыки, особенно для скрипок и виолы да гамба, часто используя скордатуру (альтернативные настройки струн). Его сочинения, вероятно, были популярны в быту и для любительского музицирования. Его деятельность как эксперта по карильонам свидетельствует о глубоких знаниях в области колокольного искусства.

Произведения

Инструментальные сочинения (все, кроме опуса 6, утрачены):

  • "Играющий небо поцелуев" ("Den spelende kus-hemel") — свыше 200 пьес для 3 скрипок и бассо континуо, опус 1 (Делфт, 1669)
  • "Делфтско-английские" ("Delfs-Engels") — сонаты для 2 скрипок, виолы да гамба и бассо континуо, опус 2 (Делфт, 1671)
  • "Голландская и английская радость мира", часть I ("Hollandsche en Engelsche vredevreugt") для 2 скрипок scordatura и 2 бассо континуо, опус 3 или 4 (Делфт, 1676)
  • "Голландская и английская радость мира", часть II ("Hollandsche en Engelsche vredevreugt") — для скрипки, виолы да гамба и бассо континуо, опус 4 (Делфт, 1676)
  • "Приятное времяпрепровождение" ("Vermakelijck tijt-verdrijf") для 2 скрипок и 2 бассо континуо, опус 5 (Делфт, 1677)
  • "Триумф мира, или Сад услад Талии" ("Vrede-triomph ofte Thalia's lust-hoff") — 6 сюит французских танцев для 3 скрипок scordatura и бассо континуо (всегда удваивающего одну из скрипок), опус 6 (Делфт, 1678) — СОХРАНИЛСЯ
  • "Королевские арии", часть I ("Koningklijke airs") для скрипки, виолы да гамба и бассо континуо, опус 7/8 (Делфт, 1683)
  • "Королевские арии", часть II ("Koningklijke airs") — для скрипки, виолы да гамба и бассо континуо, опус 8 (Делфт, 1684)
  • "Ярмарочные произведения, состоящие из жиг, баллетто и сарабанд" ("Kermis-werk, bestaende in gigen, balletten en sarbanden") для скрипки, вероятно виолы да гамба и бассо континуо, опус 9 (Делфт, до 1695)
  • "Королевский чайный десерт" ("Royaal thee-desert") для 3 инструментов (до 1708)
  • "Летние и зимние плоды" ("Somer- en winter-ooft") для 3 инструментов (до 1708)
  • "Княжеская игра струн" ("Vorstelijk snarenspel") для 3 инструментов (до 1708)

Вокальные сочинения (все утрачены):

  • "Олиподигро, или Мешанина" ("Olypodigro, ofte mengelmoes") для одного голоса и бассо континуо (Делфт, 1669)
  • "Слёзы скорби и любви" ("Rouw- en liefde-tranen") для одного голоса, 2 скрипок, виолы да гамба и бассо континуо (Делфт, 1695)
  • "Утешение в старости … и противопение для юности" ("Troost in ouderdom … en tegenzang voor de jonkheyd") для одного голоса и бассо континуо (Делфт, 1717)
  • "Непостижимое изыскание, состоящее из вопроса, ответа и припева" ("D'onnaspeurlijke naspeuring, bestaende in vraag, antwoord en toesang") для одного голоса и бассо континуо (Делфт, 1717)

Писательские труды:

  • "Добавление о (Квиринусе) До-диез и Ре-диез" ("Toegift op (Quirinus) Cis en Dis") в книге П. Хемони "О ненужности и бесполезности До-диез и Ре-диез в басовых колоколах" ("De On-Noodsakelijkheid en Ondienstigheid van Cis en Dis in de Bassen der Klokken") (Делфт, 1678)
  • "Отголосок на нижнюю часть квинтэссенции новостей от 14 марта 1695 года, №21" ("Weergalm op het onderste gedeelte van de quintessence des nouvelles van der 14 maart 1695, no.21") (Делфт, 1695)