Шнелль, Иоганн Якоб
1687 - 1754
Назад
Johann Jakob Schnell

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Якоб Шнелль был немецким инструменталистом и композитором. С 1714 года он служил гобоистом и скрипачом у князя-епископа Бамбергского. 1 июля 1727 года был назначен Лотаром Францем руководителем придворной камерной музыки. С этим назначением начался период эффективной деятельности Шнелля как представителя эпохи семьи Шёнборнов во Франконии. Его опуса 1 и 8 включают девять циклов духовных произведений, а другие опуcные номера относятся к придворной и камерной музыке. Он описывал свои оркестровые мессы (название указывает на их новаторский характер) как сложные; они содержали сонаты в стиле кончерто для сопровождения чтения Апостола. Три вечерни опуса 8 градируются как «торжественные», «краткие» и «кратчайшие», и в предисловии обещаны ещё три вечерни, хотя неизвестно, были ли они написаны. Для скрипичных концертов опуса 3 и «Новых партит» опуса 9 Шнелль использовал тот же небольшой состав инструментов, что и для своей церковной музыки (струнные с двумя трубами или валторнами). Он снабдил опус 2 диаграммой и аппликатурой для флейты, а опус 3 — диаграммой и указаниями для высоких солистов. Среди его работ много трио для флейты, жанра, с которым граф Рудольф особенно хорошо познакомился во время учёбы в Риме в 1693 году во многом благодаря знакомству с Корелли; трио Шнелля свежи и изобретательны, в то время как его камерная музыка демонстрирует особое мастерство в интимной форме. Экономические меры, вызванные масштабным строительством в стиле барокко, предпринятым семьёй Шёнборнов, Шнелль превратил в достоинство, тогда как величественное звучание полноразмерного оркестра было reserved для его преемников. В 1738 году он также занялся издательской деятельностью.
Творчество Иоганна Якоба Шнелля характерно для позднего барокко и отражает переход к галантному стилю. Он был мастером камерной музыки, особенно для флейты, что связано с вкусами его покровителя, графа Рудольфа. Его церковная музыка, включая новаторские оркестровые мессы и вечерни, демонстрирует умение эффективно использовать скромные исполнительские составы, создавая при этом монументальное и торжественное звучание. Его инструментальные концерты и партиты отличаются изобретательностью и виртуозностью.
Ноты сочинений Иоганна Якоба Шнелля на сайте библиотеки IMSLP