Шнелль, Иоганн Якоб
1687 - 1754

Назад

Johann Jakob Schnell

  • Дата рождения: 1687 год
  • Место рождения: данные отсутствуют
  • Дата смерти: 21 февраля 1754 года
  • Место смерти: Бамберг, Архиепископство Бамберг, Священная Римская империя

Биография

Иоганн Якоб Шнелль был немецким инструменталистом и композитором. С 1714 года он служил гобоистом и скрипачом у князя-епископа Бамбергского. 1 июля 1727 года был назначен Лотаром Францем руководителем придворной камерной музыки. С этим назначением начался период эффективной деятельности Шнелля как представителя эпохи семьи Шёнборнов во Франконии. Его опуса 1 и 8 включают девять циклов духовных произведений, а другие опуcные номера относятся к придворной и камерной музыке. Он описывал свои оркестровые мессы (название указывает на их новаторский характер) как сложные; они содержали сонаты в стиле кончерто для сопровождения чтения Апостола. Три вечерни опуса 8 градируются как «торжественные», «краткие» и «кратчайшие», и в предисловии обещаны ещё три вечерни, хотя неизвестно, были ли они написаны. Для скрипичных концертов опуса 3 и «Новых партит» опуса 9 Шнелль использовал тот же небольшой состав инструментов, что и для своей церковной музыки (струнные с двумя трубами или валторнами). Он снабдил опус 2 диаграммой и аппликатурой для флейты, а опус 3 — диаграммой и указаниями для высоких солистов. Среди его работ много трио для флейты, жанра, с которым граф Рудольф особенно хорошо познакомился во время учёбы в Риме в 1693 году во многом благодаря знакомству с Корелли; трио Шнелля свежи и изобретательны, в то время как его камерная музыка демонстрирует особое мастерство в интимной форме. Экономические меры, вызванные масштабным строительством в стиле барокко, предпринятым семьёй Шёнборнов, Шнелль превратил в достоинство, тогда как величественное звучание полноразмерного оркестра было reserved для его преемников. В 1738 году он также занялся издательской деятельностью.

Творчество

Творчество Иоганна Якоба Шнелля характерно для позднего барокко и отражает переход к галантному стилю. Он был мастером камерной музыки, особенно для флейты, что связано с вкусами его покровителя, графа Рудольфа. Его церковная музыка, включая новаторские оркестровые мессы и вечерни, демонстрирует умение эффективно использовать скромные исполнительские составы, создавая при этом монументальное и торжественное звучание. Его инструментальные концерты и партиты отличаются изобретательностью и виртуозностью.

Произведения

  • «6 Missae neoeditae» (6 вновь изданных месс) для сопрано, альта, тенора, баса, струнных, трубы и органа, опус 1 (Бамберг, 1729)
  • «6 Parthiae trisonae» (6 трёхзвучных партит) для флейты, скрипки и бассо континуо, опус 2 (Эрланген, 1731)
  • «6 Concerta commode tractabilia» (6 удобоисполнимых концертов) для скрипки соло, струнных и бассо континуо, опус 3 (Эрланген, 1731)
  • «6 Sonatae trisonae» (6 трёхзвучных сонат) для флейты/скрипки/виолы д'амур и бассо континуо, опус 4 (место и год издания неизвестны)
  • «6 Trios» (6 трио) для флейты, скрипки и бассо континуо, опус 5 (место и год издания неизвестны)
  • «6 Trios» (6 трио) для флейты, скрипки и бассо континуо, опус 7 (место и год издания неизвестны)
  • «3 Vesperae breves» (3 краткие вечерни) для сопрано, альта, тенора, баса, 2 скрипок, 2 труб/валторн и бассо континуо, опус 8 (Бамберг, 1736)
  • «6 Neue ernst- und schertzhafte Parthien» (6 новых серьёзных и шутливых партит) для 2 скрипок, 2 труб и бассо континуо, опус 9 (Бамберг, 1738)
  • Концерт для скрипки ля мажор (Архив Баварского радио, Нюрнберг)
  • Соната для виолы да гамба ре мажор

Ноты сочинений Иоганна Якоба Шнелля на сайте библиотеки IMSLP