Шнайдер, Иоганн
1702 - 1788

Назад

Johann Schneider

  • Дата рождения: крещён 17 июля 1702 года
  • Место рождения: Оберлаутер, близ Кобурга, Саксен-Кобург, Священная Римская империя
  • Дата смерти: 5 января 1788 года
  • Место смерти: Лейпциг, Саксония, Священная Римская империя

Биография

Иоганн Шнайдер, сын мельника, первоначально обучался пению и игре на клавишных инструментах у местного кантора Николауса Мюллера. Позже, примерно с 1717 по 1720 год, он изучал клавир и композицию у Иоганна Генриха Райнмана в Заальфельде. Предположительно в этот же период Шнайдер также брал уроки клавира у Иоганна Себастьяна Баха в Кётене, а также учился игре на скрипке у Иоганна Готлиба Грауна в Мерзебурге и Иоганна Графа в Рудольштадте. В 1721 году он стал органистом и первым скрипачом при дворе в Заальфельде, а в 1726 году — скрипачом в герцогской капелле в Веймаре. В 1729 году он успешно выдержал конкурс на пост органиста в церкви Святого Николая в Лейпциге, обойдя восемь других кандидатов, включая ученика Баха Иоганна Каспара Фоглера и Иоганна Адольфа Шайбе; Бах был одним из экзаменаторов. Шнайдер занимал эту должность с августа 1730 по 1787 год. С 1746 по 1748 год Шнайдер играл на второй скрипке и клавесине в лейпцигском «Большом концерте» (Grosse Concert), которым он, возможно, также руководил за клавесином. Согласно Марианне Хельмс, Шнайдер может быть писцом, известным в баховедении как Аноним 5, который в 1723–1724 годах работал переписчиком у Баха в Лейпциге. Если это так, то он, вероятно, также учился у Баха в Лейпциге в эти годы.

Творчество

В 1747 году Лоренц Мицлер сказал об игре Шнайдера на органе, что «кроме господина Баха вы не услышите ничего лучше в Лейпциге». Такое заявление может отражать значительные технические трудности, posed by его сохранившимися органными сочинениями (например, быстрая фигурация в мануалах и педали и, в трио, широкие перекрёстные движения рук). По большей части эти произведения представляют позднебарочный стиль, хотя Прелюдия соль мажор является однозначным образцом галантного стиля. Прелюдия соль минор отличается смелой гармонией в контексте стиля французской увертюры, в то время как Прелюдия ре мажор использует виртуозные пассажи в духе свободной токкаты; три органные фуги демонстрируют solid контрапунктическую технику. В трио на хорал «Mein Gott, das Herze bring ich dir» Шнайдер, что весьма необычно, излагает хоральную мелодию дважды, второй раз на октаву ниже, и достигает современного, камерно-инструментального стиля, сходного со стилем «Шюблеровых» хоралов его учителя Баха. Две же обработки хорала «Vater unser im Himmelreich», напротив, adopt традиционные формы мелодического хорала и хорала с cantus firmus соответственно.

Произведения

  • Для органа: 2 обработки хорала «Vater unser im Himmelreich» (Отче наш, сущий на небесах) (Лейпциг, 1937)
  • Прелюдия и фуга ре мажор, редакция Х. Буша (Хилверсюм, 1973)
  • Прелюдия и фуга соль мажор, редакция Х. Буша (Хилверсюм, 1973)
  • Прелюдия и фуга соль минор, редакция Х. Буша (Хилверсюм, 1973)
  • Трио ля минор (неоконченное), редакция Р. Вильгельма
  • Трио «Mein Gott, das Herze bring ich dir» (Боже мой, я приношу Тебе своё сердце), редакция Р. Вильгельма
  • Увертюра ре мажор для струнных
  • Свадебная кантата си-бемоль мажор для оркестра, 1745 год (упоминается у Шеринга)

Ноты сочинений Иоганна Шнайдера на сайте библиотеки IMSLP