Шмидт (старший), Иоганн Кристоф
1664 - 1728
Назад
Johann Christoph Schmidt (senior)

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Кристоф Шмидт (старший) — немецкий композитор. Сын кантора из Хонштайна Иоганна Кристиана Шмидта (ум. 1690), в 1676 году стал хористом придворной капеллы в Дрездене, где по просьбе курфюрста Иоганна Георга III обучался у Кристофа Бернхарда. Позже стал инструменталистом придворного оркестра. В 1687 году был назначен руководителем хористов, а в 1692 году — вторым органистом. В 1694 году отправился изучать музыку в Италию при поддержке курфюрста, а в 1696 году по рекомендации Н.А. Штрунга, дрезденского придворного капельмейстера, стал его заместителем капельмейстера и камерным органистом. Вскоре после этого Штрунг уехал в Лейпциг, и Шмидт был назначен главным капельмейстером 19 июня 1698 года.
Во время правления Августа Сильного (1694–1733) придворная капелла служила как саксонским курфюршеским, так и польским королевским оркестром и выполняла обширные обязанности в Дрездене, Кракове и Варшаве; Шмидт был её директором и как капельмейстер также отвечал за протестантскую церковную музыку при дворе. Кроме того, он был директором католической церковной музыки до 1717 года, когда передал эту задачу И.Д. Хайнихену. Во время пребывания Шмидта на посту директора дрезденский оркестр стал одним из самых известных в Европе благодаря своим многочисленным выдающимся исполнителям, которые около 1719 года включали Ж.Б. Волюмье, И.Г. Пизенделя, Ф.М. Верачини, Кристофа Пецольда, Панталеона Гебенштрейта, С.Л. Вайса, И.Д. Зеленку, П.Г. Буффардена и И.К. Рихтера.
В 1719 году Шмидт, ставший оберкапельмейстером в 1717 году, написал французский дивертисмент "Les quatre saisons" ("Четыре времени года") в последовательности речитативов, арий, ансамблевых номеров и хоров, подходящих для талантов дилетантов, которые исполнили его 23 сентября как часть "Фестиваля Венеры" по случаю бракосочетания принца Фридриха Августа Саксонского с эрцгерцогиней Марией Йозефой Австрийской. Это произведение, центральное событие типичного дрезденского придворного праздника времен Августа Сильного, следовало традиции оперы-балета XVII века.
Шмидт был отмечен Хиллером как sólидный композитор с хорошим владением контрапунктом; хотя ему не хватало исключительных художественных дарований, он не был «сухим» или «бесплодным» композитором, как писал Хиллер. И.С. Бах переписал его мотет "Auf Gott hoffe ich" ("На Бога уповаю"). Он считается второстепенным мастером своего времени, уверенно владеющим музыкальными ресурсами и стилистическими условностями дрезденского высокого барокко. С 1717 года Шмидт и Хайнихен занимали равное положение как капельмейстеры церковной и камерной музыки соответственно и разделили между собой оркестровую работу; после смерти Шмидта Хайнихен взял на себя протестантскую церковную музыку при дворе.
Маттезон опубликовал письмо Шмидта от 28 июля 1718 года в своей "Critica musica" (1722), посвящённое сольмизации. Шмидт выступил посредником в споре о старом методе, предложив сохранить сольмизацию для вокальной музыки, но advocated использование двух «французских ладов, мажора и минора» для «stylo moderno». Среди его учеников были К.Г. Шрётер, К.Г. Граун и Мельхиор Хофман.
Его брат Иоганн Вольфганг Шмидт (род. Хонштайн, 20 ноября 1677; ум. Дрезден, 5 апреля 1744) служил переписчиком при дрезденском дворе с 1709 года и был органистом протестантской церковной музыки там же с 1719 года.
Духовная вокальная музыка:
Кантаты (утрачены):
Прочие произведения:
Ноты сочинений Иоганна Кристофа Шмидта (старшего) на сайте библиотеки IMSLP