Шмид (старший), Бернхард
1535 - 1592
Назад
Bernhard Schmid (senior)

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Бернхард Шмид (старший) — эльзасский органист и аранжировщик. Его отец, также носивший имя Бернхард, происходил из Маурсмюнстера или Лохвайлера и служил администратором различных церковных и образовательных учреждений; его мать, Приска Вольфенкиндер, имела страсбургское гражданство. По-видимому, Шмид получил музыкальное образование в Страсбурге и женился на Катарине Кляйн 31 октября 1552 года. (Их сын Бернхард Шмид (младший) родился в 1567 году). В 1562 году Шмид был назначен органистом одновременно в церкви Святого Фомы и в Страсбургском соборе, где он играл на рождественских службах. В 1578 году вместе с двумя другими органистами он проверил орган в Ульмском соборе. За исключением этой поездки и путешествия в молодости, Шмид, по-видимому, прожил всю жизнь в Страсбурге. В 1592 году он оставил пост в соборе, принял должность в церкви Юнг-Санкт-Петерскирхе и умер до конца года. Сохранилось стихотворение Шмида, описывающее праздничное состязание стрелков 15 мая 1590 года. Он также может быть автором эпической поэмы о Петрусе фон Штауффенберге.
Шмид опубликовал сборник «Zwey Bücher einer neuen kunstlichen Tabulatur … allen Organisten und angehenden Instrumentisten zu nutz» («Две книги новой искусственной табулатуры… на пользу всем органистам и начинающим инструменталистам») в Страсбурге в 1577 году. В нём используется новая немецкая органная табулатурная нотация, и включены клавирные обработки 20 латинских мотетов (18 Орландо ди Лассо, один Крекийона и один Ришафора) и 28 духовных и светских песен — аранжировки произведений Лассо, Крекийона, Цирлера, Рожье Патье, Клеменса-не-Папы, Аркадельта, Беркема, Феррабоско, Годара, Роре и Майланда. Антология завершается пятью сетами пассамеццо–сальтарелло и 13 другими танцами, несколько из которых представлены парами. Типичная клавирная орнаментика (колорация) встречается во всех вокальных обработках, а вокальные линии адаптированы для клавира. Как указывает полное название, Шмид предназначал свою книгу для всех видов клавишных инструментов. Сборник служит указателем на тип клавирной музыки, исполнявшейся в то время в церкви и дома. Используемая орнаментика отражает современные вкусы и лежит в основе немецких барочных клавирных идиом.