Шмид (младший), Бернхард
1567 - 1625
Назад
Bernhard Schmid (Junior)

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Бернхард Шмид (младший) — эльзасский органист и аранжировщик. Сын Бернхарда Шмида (старшего), вероятно, посещал местные школы и получил музыкальное образование от своего отца. В 1584 году он играл на вечерне в церкви Святого Николая в Ундис (ныне Сен-Никола). С 1589 по 1592 год служил органистом в церкви Святого Фомы — должность, которую ранее занимал его отец.
Женился первым браком на Барбаре Штумпф, дочери пономаря церкви Святого Фомы, 28 июля 1590 года; вторым браком — на Марии Мерс, вдове, 24 ноября 1611 года. Сменил своего отца на посту органиста Страсбургского собора 1 апреля 1592 года, хотя также некоторое время служил органистом и смотрителем в Преддигеркирхе. Как и его отец, выступал в качестве консультанта по органам. С 1614 года занимал должность городского советника. Его герб содержал девиз:
Qui non amat musicam
Plag S. Veitstanz et Podagram.
5 ноября 1625 года был назначен новый соборный органист вместо Шмида.
Сборник Шмида «Tabulatur Buch» (Страсбург, 1607), созданный в новой немецкой табулатуре, открывается 22 интонациями Дж. Габриели и восемью А. Габриели. Последующие шесть токкат заимствованы из произведений обоих Габриели, Дируты и Меруло. Для своих интабуляций мотетов Шмид выбрал пьесы Хаслера, Массаино, Трести, Эрбаха, Бьянчиарди, Морелло, Айхингера, Самбуччи, Бономио и Вайсензее. Далее следуют 16 итальянских светских песен Хаслера, Джованелли, Квальяти, Сориано, Дж. Габриели, Позцо, Роре, Маренцио, Орландини, Орацио Векки и Стриджо; все вокальные прототипы были «окрашены» в соответствии с немецкой традицией того времени. Двенадцать канцон алла францезе или фуг итальянских композиторов (Мальвецци, Маскера, Дж. Габриели, Мортаро, Бьянкьери, Сориано, Бриньоли и Орфео Векки) также демонстрируют добавление клавирной орнаментики. Два сета пассамеццо–сальтарелло и 12 гальярд завершают сборник.
В полном названии Шмид указал, что адаптировал и орнаментировал включенную музыку, а в предисловии отметил, что работа предназначена не для опытных клавишников, а для его собственных учеников и других новичков. Он написал, что вместо переиздания книги отца решил создать нечто новое и соответствующее времени. Действительно, этот сборник демонстрирует сильное влияние итальянских композиторов на немецкую музыку начала XVII века. Хотя блестяще исполненная немецкая орнаментика Шмида сохраняется, появление оригинальных клавирных сочинений, не основанных на вокальных моделях, marks важный шаг в развитии инструментальной музыки.